УИД: 16RS0048-01-2023-002680-91
Дело №2-1757/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 июня 2023 года г. Казань
Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Газтдинова А.М.,
при секретаре Хайбуллиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» к Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>», Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о признании бесхозными участков сетей водопровода,
УСТАНОВИЛ:
МКУ «Администрация Кировского и <адрес>ов ИК МО <адрес>» обратилось в суд с исковым заявлением к МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО <адрес>», МУП «Водоканал» о признании бесхозными участков сетей водопровода.
В обоснование заявленных требований указано, что на территории <адрес> находится бесхозяйные участки водопровода: по <адрес>25 (D=110, L=59п/м, материал п/эт); по <адрес> (D=150, L=197п/м, материал сталь); по <адрес> (D=100, L=15п/м, материал сталь); по <адрес> (D=89, L=63п/м, материал сталь); по <адрес>, 83 (D=110, 160, L=110п/м, материал п/эт).
Данные сети в реестре муниципальной собственности не значатся и ни кем не обслуживаются. Вышеуказанные участки водопровода обеспечивают водоснабжением жилые дома и непринятие его в муниципальную собственность может явиться причиной их повреждения и не обеспечения одним из основных условий жизнедеятельности жителей <адрес>, что нарушит права неопределенного круга лиц, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском.
Представитель МКУ «Администрация Кировского и <адрес>ов ИКМО <адрес>» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО <адрес>», будучи надлежащим образом извещенным о судебном заседании, в суд не явился.
Представитель ответчика МУП «Водоканал» будучи надлежащим образом извещенным о судебном заседании, в суд не явился.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
С учетом своевременного и надлежащего извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела, суд не находит оснований для отложения рассмотрения дела в связи с неявкой ответчиков, поскольку они о рассмотрении дела извещены надлежащим образом; суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 3 которой лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу положений пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (п.1 ч.1 ст. 36 ЖК РФ).
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами.
Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно статье 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Также в части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12. 2015 № «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно пункту 5 которого порядок принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Из материалов дела следует, что на территории <адрес> находится бесхозяйные участки водопровода: по <адрес>25 (D=110, L=59п/м, материал п/эт); по <адрес> (D=150, L=197п/м, материал сталь); по <адрес> (D=100, L=15п/м, материал сталь); по <адрес> (D=89, L=63п/м, материал сталь); по <адрес>, 83 (D=110, 160, L=110п/м, материал п/эт).
Собственник сетей водоснабжения и канализации по указанным адресам в настоящее время не установлен.
Объекты на учет в качестве бесхозяйных не поставлены и на балансе эксплуатирующей организации МУП «Водоканал» не состоят.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, суду не представлено.
Согласно пунктам 3.1.5, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения о МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО <адрес>», утвержденным Решением Казанской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, к полномочиям Комитета относится ведение реестра муниципальной собственности, учет муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, составляющего муниципальную казну, принятие, в том числе, созданного за счет средств муниципального бюджета, и передача имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Поскольку вышеуказанный участок сети водоснабжения находится на территории муниципального округа и должен находиться в собственности муниципального образования <адрес>, то на МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО <адрес>» следует возложить обязанность включить спорный участок сети водоснабжения в реестр муниципальной собственности.
В силу указанных выше положений статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения в отношении имущества, закрепленного за МУП «Водоканал», возникает с момента передачи имущества Учредителем, которым является Муниципальное образование <адрес> в лице Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета <адрес>.
С учетом отсутствия лица, ответственного за содержание и эксплуатацию системы водоснабжения, что может привести к отсутствию должного контроля за состоянием и нормальной работой указанного объекта, и возникновению аварийной ситуации, затопления, угрозу санитарному благополучию жителям города, в целях осуществления содержания и обслуживание сетей, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Муниципального казенного учреждения «Администрация Кировского и <адрес>ов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» (идентификационный номер налогоплательщика 1658122828, основной государственный регистрационный №) удовлетворить.
Признать участки водопровода: по <адрес>25 (D=110, L=59п/м, материал п/эт); по <адрес> (D=150, L=197п/м, материал сталь); по <адрес> (D=100, L=15п/м, материал сталь); по <адрес> (D=89, L=63п/м, материал сталь); по <адрес>, 83 (D=110, 160, L=110п/м, материал п/эт), бесхозяйным.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» (идентификационный номер налогоплательщика 1655065674, основной государственный регистрационный №) включить участки водопровода: по <адрес>25 (D=110, L=59п/м, материал п/эт); по <адрес> (D=150, L=197п/м, материал сталь); по <адрес> (D=100, L=15п/м, материал сталь); по <адрес> (D=89, L=63п/м, материал сталь); по <адрес>, 83 (D=110, 160, L=110п/м, материал п/эт) в реестр муниципальной собственности и передать указанные участки сетей в хозяйственное ведение муниципальному унитарному предприятию «Водоканал».
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (идентификационный номер налогоплательщика 1653006666, основной государственный регистрационный №) принять в хозяйственное ведение участки водопровода: по <адрес>25 (D=110, L=59п/м, материал п/эт); по <адрес> (D=150, L=197п/м, материал сталь); по <адрес> (D=100, L=15п/м, материал сталь); по <адрес> (D=89, L=63п/м, материал сталь); по <адрес>, 83 (D=110, 160, L=110п/м, материал п/эт) в течение двух месяцев со дня предоставления от передающей стороны актов о приеме-передаче участки водопровода: по <адрес>25 (D=110, L=59п/м, материал п/эт); по <адрес> (D=150, L=197п/м, материал сталь); по <адрес> (D=100, L=15п/м, материал сталь); по <адрес> (D=89, L=63п/м, материал сталь); по <адрес>, 83 (D=110, 160, L=110п/м, материал п/эт).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский районный суд <адрес> Республики Татарстан.
Судья Газтдинов А.М.