Дело № 2-2466/2023 УИД 53RS0022-01-2023-001055-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2023 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Пчелкиной Т.Л.,
при секретаре Морозовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Городское хозяйство" к МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода "Городское хозяйство" (далее – Учреждение) обратилось в суд с иском к МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № №.
В обоснование требований указано, что Учреждение является должником по исполнительному производству № №, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа по делу № 2-212/2013 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Новгородским районным судом Новгородской области. ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства принято постановление, которым с Учреждения взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. Учреждение указывает, что является казенным учреждением, в безвозмездное пользование которого передана инфраструктура города, находящаяся в муниципальной собственности, которое не обладает полномочиями по самостоятельному распределению выделенных финансовых средств на осуществление работ, не имело возможности исполнить вышеуказанное решение суда ввиду наличия объективных обстоятельств. Так, с целью выполнения требований исполнительного документа, Учреждение ежегодно направляет главному распорядителю бюджетных средств потребность в выделении денежных средств, необходимых для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, копии писем об указанном направлялись судебному приставу-исполнителю. Начиная с 2007 года на Учреждение и Администрацию Великого Новгорода решениями судов возложена обязанность выполнить капитальный ремонт 198 многоквартирных жилых домов, общая потребность в финансовых средствах на производство указанных работ составляет 612843200 руб. Капитальный ремонт по решениям судов осуществляется в хронологическом порядке по дате вступления решений в законную силу, в пределах средств, предусмотренных в бюджете Великого Новгорода на очередной финансовый год на эти цели. Решение о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов принимается Думой Великого Новгорода при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Комитетом по управлению городским и дорожным хозяйством Администрации Великого Новгорода в проект бюджета на 2023 год заявлена потребность в денежных средствах на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по исполнению решений судов в указанной выше сумме, в том числе по исполнению вышеназванного решения суда. В бюджете Великого Новгорода на 2023 год предусмотрено только 83,6 млн. руб. на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов, с учетом выделенной суммы запланировано выполнение 12 решений суда. Выполнение в многоквартирном жилом доме № <адрес> ремонта на 2023 год не запланировано, денежные средства для проведения ремонта не выделены. В связи с указанными обстоятельствами, Учреждение не имело возможности добровольно в установленные решением суда сроки выполнить возложенные обязательства ввиду наличия объективных обстоятельств, препятствующих его исполнению.
Представитель истца Учреждения в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Трети лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области Курпас А.А., Воробьева Т.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Великого Новгорода в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом из письменных материалов дела установлено, что вступившим в законную силу решением Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-212/2013 Учреждение обязано в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ выполнить в жилом доме № <адрес> капитальный ремонт межпанельных швов и дренажной системы в полном объеме в соответствии с проектными решениями.
На Администрацию Великого Новгорода возложена субсидиарная ответственность по производству капитального ремонта конструктивных элементов многоквартирного жилого дома № <адрес>.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного по указанному решению суда, возбуждено исполнительное производство № №.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области с Учреждения, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок, взыскан исполнительский сбор размере 50000 руб.
Обращаясь с настоящим исковым заявлением, Учреждение указало, что является казенным учреждением, которое не обладает полномочиями по самостоятельному распределению выделенных финансовых средств на осуществление работ, в связи с чем не имело возможности исполнить вышеуказанное решение суда ввиду наличия объективных обстоятельств.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предусмотренного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 названной статьи. При отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений части 7 статьи 112 указанного выше федерального закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский").
Таким образом, наличие вины должника в несоблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, должно устанавливаться в каждом конкретном случае.
Истец является муниципальным казенным учреждением, созданным муниципальным образованием – городским округом Великий Новгород. Права учредителя в отношении его осуществляет Администрация Великого Новгорода.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (пункт 2 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований осуществляются главным распорядителем бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Будучи непосредственно подчиненным Администрации Великого Новгорода Учреждение не располагает соответствующими полномочиями, финансовыми средствами и иными возможностями для самостоятельного исполнения решения Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-212/2013.
Учреждением неоднократно направлялись в адрес своего учредителя обращения о необходимости выделения дополнительных денежных средств для заключения договоров со специализированными организациями с целью исполнения судебного решения (письма от 22 июля 2015 года, 29 июля 2016 года, 22 августа 2017 года, 21 августа 2018 года, 28 сентября 2018 года,29 августа 2019 года, 03 августа 2020 года, 29 июля 2021 года, 03 августа 2022 года).
Также суд учитывает значительное количество принятых судебных решений об обязании проведения капитального ремонта (198 решений), исполнение которых требует расходования бюджетных денежных средств (общая потребность в финансовых средствах на производство работ по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов на основании судебных решений составляет более 612 млн. рублей), хронологический порядок исполнения данных решений, существенный дефицит бюджета городского округа - Великий Новгород.
Действия, которые были предприняты Учреждением для исполнения судебного решения с момента возбуждения исполнительного производства до дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, свидетельствуют об отсутствии оснований для ответственности за нарушение обязательства.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что у Учреждения имелись объективные причины, препятствующие исполнению им исполнительного документа в установленный срок, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить и освободить Учреждение от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Городское хозяйство" к МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода "Городское хозяйство" от исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства № №.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий Т.Л. Пчелкина