К делу 2-984/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2018 г.
Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Пупыниной С.М.
при секретаре Глуховой О.Ю.,
с участием истца Еремина С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Еремина С.И. к Администрации муниципального образования город Новороссийск о признании права собственности в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Еремин С.И. обратился в суд к ответчику Администрации муниципального образования город Новороссийск с исковым заявлением о признании права собственности в порядке приобретательной давности с требованиями признать за ним, Ереминым С.И., право собственности на домовладения <адрес>, площадью 38,3 кв.м., трех сараев (1-Ш), расположенного на земельном участке, мерою 308 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; исключить из числа собственников указанного домовладения К.А.Д.; считать решение основанием для государственной регистрации права собственности и постановки на государственный кадастровый учет.
В обоснование искового заявления указал, что К.А.Д.. являлась собственником недвижимого имущества: домовладения <адрес>, площадью 38,3 кв.м., трех сараев (1-Ш), расположенных на земельном участке, мерою 308 кв.м., кадастровый номер №, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования ИЖС.
Указанное домовладение принадлежало К.А.Д. на основании свидетельства о праве на наследство от 22.06.1962г.: ? доля домовладения унаследованная ей после смерти отца К.А.Д. ? доля домовладения на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 17.01.1994г., выданного государственным нотариусом Новороссийской государственной нотариальной конторы А.Ю.С., номер в реестре 19, наследственное дело №., зарегистрированного в БТИ г.Новороссийска 01.02.1994г. в реестровой книге под № стр. 78, инвентарное дело №, после смерти сестры К.А.Д.
Мать истца - Е.Т.П.., зарегистрированная по адресу: <адрес>, в апреле 2002года решила приобрести указанный выше жилой дом у К.А.Д. проживавшей по адресу: г. <адрес>, в апреле 2002 года решили оформить договор купли-продажи, принадлежащего К.А.Д. домовладения.
К.А.Д. на апрель 2002 года являлась законным владельцем жилого дома, имела право распоряжаться принадлежащим ей недвижимым имуществом.
25.04.2002г. К.А.Д.. в подтверждение совершенной сделки купли-продажи написала расписку о получении денег от Е.Т.П. за проданный дом. Из расписки следует, что К.А.Д. выступая в качестве продавца, получила от Е.Т.П. которая явилась покупателем, 300 000 (триста тысяч) рублей - оговоренную стоимость домовладения.
26 апреля 2002 года они должны были поехать к нотариусу для оформления соответствующих документов, однако, 26 апреля 2002г. у К.А.Д.. случился инсульт, в результате которого у последней произошло нарушение речи (афазия), что подтверждается заключением № от 07 мая 2002г. выданного врачебной комиссией МУ «Поликлиника №3», а так же справкой № МУ «Психоневрологический диспансер г. Новороссийска», в которых указано, что в результате острого нарушения мозгового кровообращения, произошедшего 26.04.2002г., Козлова А.Д. находится на домашнем лечении.
08 мая 2002года К.А.Д. умерла, сделка купли-продажи указанного жилого дома не была оформлена в соответствии с требованиями закона, государственная регистрация перехода права собственности от К.А.Д.. к Е.Т.П. не состоялась.
Однако, Е.Т.П. не являясь юридически грамотной, полагала, что сделка купли-продажи была заключена, поскольку стоимость приобретаемого имущества выплачена, недвижимое имущество фактически перешло в пользование Е.Т.П.., поскольку, с 12 мая 2002года она стала фактически проживать в домовладении 33, расположенном на ул. <адрес>.
Проживала она в этом доме вместе с истцом до 02 апреля 2017г. - до дня её смерти, а именно на протяжении 14 лет 10 месяцев 21 дня, за все это время она открыто, непрерывно и добросовестно владела спорным домовладением. Не скрывала факта своего владения этим домовладением, оплачивала все платежи, связанные с его содержанием: коммунальные платежи, налоги на недвижимое имущество; принимала меры по сохранности этого домовладения, производила ремонт, меняла полы, переклеивала обои, бетонировала двор, заменила забор.
В настоящее время истец Еремин С.И. продолжает проживать в этом домовладении, так же несет бремя содержания этого домовладения: оплачивает коммунальные платежи, поддерживает его в надлежащем состоянии, открыто и добросовестно владениет этим домовладением, начиная с 03 апреля 2017г. по настоящее время (04.09.2018г.), то есть на протяжении 1 года 5 месяцев 2 дня.
Еремин С.И. является правопреемником Е.Т.П.
Таким образом, истец считает, что срок его давностного владения (на 04.09.2018г.) составляет 16 лет 3 месяца 25 дней, что позволяет обратиться в суд с требованием о признании права собственности в силу приобретательной давности, данное право вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.
Иных лиц, согласно домовой книге на дом <адрес> не зарегистрировано, каких-либо имущественных притязаний и требований в отношении спорного домовладения не имеется.
Как следует из уведомления от 23.08.2018г. №, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о жилом доме № 33 по ул. Карла Либкнехта г. Новороссийска, также в отношении этого объекта недвижимости отсутствуют сведения о правопритязаниях, запрещениях, арестах, заявленных в судебном порядке.
В судебном заседании истец Еремин С.И., иск поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования город Новороссийск в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд с учетом мнения истца и положений ч. 4 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Свидетель Е.Ю.А. показал, что знает Еремина С.И. с 2004 года, с этого времени у них сложились дружеские отношение. Ему известно, что Еремин С.И. проживает по адресу: <адрес>, до апреля 2017г. он проживал там с мамой Е.Т.П.., с 2011г. Еремин С.И. проживает там ещё совместно с супругой Анастасией. После смерти Е.Т.П. в конце 2017г., Еремин С.И. стал оформлять указанное домовладение и выяснилось, что право собственности на указанное домовладение не оформлено по настоящее время. Так же ему известно, что проживая в данном домовладении, Еремин С.И. и его мама оплачивали коммунальные услуги, производили ремонт, забетонировали двор, укрепляли фундамент. Свидетель по просьбе Еремина С.И. помогал ему бетонировать двор. У него не возникало сомнений что истец или его мама являются собственниками домовладения в <адрес>. Они добросовестно и открыто владели указанным домовладением, как своим собственным.
Свидетель К.Д.В. показал, что знает Еремина С.И. и его маму Е.Т.П. с 2002 года, они проживали по адресу: г<адрес> он думал, что это домовладение принадлежит им. Он неоднократно приходил к ним в гости, видел, что Еремин С.И. его мама делали там ремонт. У К.Д.В.. никогда не возникало сомнений, что Еремин С.И. и Е.Т.П.. не собственники, так как они всегда содержали дом в порядке, делали ремонт, оплачивали коммунальные услуги, заливали и укрепляли фундамент дома, забетонировали дворовую территорию.
Выслушав объяснения истца, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из объяснений истца и материалов дела установлено, что 25.04.2002 г. по расписке, собственноручно подписанной сторонами, Е.Т.П. приобрела у К.А.Д. жилой дом, состоящий из основного саманного строения площадью 38,3 кв.м., трех сараев, сооружения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7).
Указанное домовладение принадлежало К.А.Д. на основании свидетельств о праве на наследство от 22.06.1962г. и от 17.01.1994г. (л.д.18).
Как следует из уведомления от 23.08.2018г. №, Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения в отношении объекта недвижимости - жилой дом № 33 по ул. Карла Либкнехта г.Новороссийска, о правопритязаниях, запрещениях, арестах, заявленных в судебном порядке (л.д. 13,14-17).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 234 ГК РФ лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество само по себе не свидетельствует о недобросовестности давностного владельца. Напротив, статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения такой вещью.
Из объяснений истца, показаний свидетелей Е.Ю.А. и К.Д.В. установлено, что после того, как К.А.Д. продала дом Ереминой Т.П. по расписке от 25.04.2002г., 08.05.2002г. К.А.Д. умерла, о чем имеется свидетельство о смерти №, сделка купли-продажи указанного жилого дома не была оформлена в соответствии с требованиями закона, государственная регистрация перехода права собственности от К.А.Д.. к Е.Т.П. не состоялась.
Указанным имуществом как своим собственным открыто, непрерывно и добросовестно с 12 мая 2002 года владела и пользовалась Е.Т.П.., которая осуществляла действия по поддержанию технического состояния жилого дома, оплате налогов на землю и имущество, коммунальных услуг, что подтверждается представленными суду квитанциями. Иных лиц, претендующих на указанное имущество, обременений и арестов, не имеется.
Е.Т.П. в домовладении по адресу: <адрес> проживала с истцом Ереминым С.И. до 02 апреля 2017г. - до дня смерти (свидетельство о смерти №).
В настоящее время истец Еремин С.И. продолжает проживать в этом домовладении, несет бремя содержания этого домовладения: оплачивает коммунальные платежи, поддерживает его в надлежащем состоянии, открыто и добросовестно владеет этим домовладением, начиная с 03 апреля 2017г. по настоящее время, чем приобрел право собственности в силу приобретательной давности. Иск Еремина С.И. об этом подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Еремина С.И. к Администрации муниципального образования город Новороссийск о признании права собственности в порядке приобретательной давности удовлетворить.
Признать за Ереминым С.И. право собственности на жилой дом литер А, общей площадью 38,3 кв.м., год постройки 1937, по адресу: Краснодарский край, <адрес> с инвентарным номером №, расположенным на земельном участке с кадастровым номером №, исключив К.А.Д. из числа собственников указанного жилого дома.
Считать настоящее решение основанием для внесения сведений о жилом доме литер А, общей площадью 38,3 кв.м., год постройки 1937, по адресу: Краснодарский край, <адрес> с инвентарным номером №, расположенным на земельном участке с кадастровым номером № в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ленинского районного
суда г.Новороссийска подпись С.М. Пупынина
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2018 г.