РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 08 апреля 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания – Князькиной А.С.,
с участием представителя административного истца – Хлоповой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-899/2019 по административному исковому заявлению Кузьмина Г.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьмин Г.А. обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить срок обращения с заявлением в суд и установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: №, №, №, №, расположенных по адресу ориентира: <адрес> по состоянию на 01.01.2013 года.
В обоснование заявленных требований указано, что ранее административному истцу на праве собственности принадлежали вышеуказанные земельные участки, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их действительной рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности истца как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости участков.
С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке.
В судебном заседании представитель административного истца Хлопова Ю.А., действующая на основании доверенности, заинтересованное лицо Кузьмин А.В. доводы административного иска поддержали.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра», администрации городского округа Тольятти, заинтересованные лица: Кузьмина Н.Я., Молотова Я.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Администрация городского округа Тольятти представила письменный отзыв, в котором просила отказать в удовлетворения заявленных требований. Заинтересованные лица Кузьмина Н.Я., Молотова Я.Ю. в письменных пояснениях поддержали позицию административного истца, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Иные участвующие в деле лица письменных отзывов либо возражений в адрес суда не направили.
В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельных участках:
- с кадастровым номером №, площадью 1 286 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, расположенного по адресу ориентира: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 1 984 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, расположенного по адресу ориентира: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 2 074 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, расположенного по адресу ориентира: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью 2 714 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, расположенного по адресу ориентира: <адрес>.
В период с 24.11.2014 по 06.07.2016 г. Кузьмин Г.А. являлся собственником земельных участков, что подтверждается договором дарения № 1 от 24.11.2014 года, мировым соглашением от 06.07.2016 года, определением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 06.07.2016 года, свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Административный истец, будучи собственником земельных участков, за период с 24.11.2014 по 06.07.2016 г. является плательщиком земельного налога, зачисляемого в бюджет городского округа Тольятти. Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
С учетом изложенного, права и законные интересы Кузьмина Г.А. напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью спорных объектов недвижимости методом массовой оценки.
Кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и по состоянию на 01.01.2013 года составила:
- КН № - 1 776 673, 30 руб.,
- КН №- 2 740 995, 20 руб.,
- КН № - 2 865 334, 70 руб.,
- КН № - 3 749 526, 70 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в комиссии или в суде, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.18 Закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков внесены в ЕГРН 25.11.2013 г., с заявлением в суд Кузьмин Г.А. обратился 07.03.2019 г., то есть по истечении установленного срока.
Так как очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Самарской области, в порядке, установленном ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ, не проведена, расчет налоговых платежей на объекты недвижимости производится исходя из ранее установленной кадастровой стоимости, суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд уважительной и, при отсутствии иного способа защиты права, полагает возможным этот срок восстановить.
Истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке № 2019.01-01/1 от 25.02.2019 г., подготовленный оценщиком ООО «Бюро оценочных технологий».
Из отчета усматривается, что объектом оценки являлись спорные земельные участки, итоговая величина их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года составляет: КН № - 884 139 рублей, КН № - 1 315 042 рубля, КН № - 1 369 866 рублей, КН № - 1 750 865 рублей.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка выполнена по состоянию на 01.01.2013 года, т.е. на дату определения кадастровой стоимости земельных участков.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом Отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 года, подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд 07.03.2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кузьмина Г.А. удовлетворить.
Восстановить Кузьмину Г.А. срок обращения в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером №, площадью 1 286 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 884 139 рублей.
- с кадастровым номером №, площадью 1 984 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, расположенного по адресу ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 315 042 рубля.
- с кадастровым номером №, площадью 2 074 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 369 866 рублей.
- с кадастровым номером №, площадью 2 714 кв. м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: под промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности, расположенного по адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года в размере 1 750 865 рублей.
Датой подачи Кузьминым Г.А. заявления в суд - 07.03.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Калиникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.04.2019 г.