Копия дело № 2-3813/2024
УИД 24RS0048-01-2023-012218-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июля 2024 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Огневой А.А.,
с участием истца Шалободова В.Е.,
представителя ответчика – ОСФР по Красноярскому краю – Чернявской Л.А., доверенность от 27.12.2023г.,
представителя ответчиков – ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России – Чевычеловой М.А., доверенности от 13.02.2024г., 28.05.2024г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалободова Виталия Евгеньевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, КГКУ «УСЗН», ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, причиненного несвоевременной выплатой пенсии по инвалидности и иных социальных выплат,
УСТАНОВИЛ:
Шалободов В.Е. обратился в суд с иском к ОСФР по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда, причиненного несвоевременной выплатой пенсии по инвалидности и иных социальных выплат. Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы и получателем пенсии по инвалидности, единовременной денежной выплаты и региональной социальной доплаты. За май, июнь и июль 2023г. выплаты региональной социальной доплаты произведены только в августе 2023г. Истец с 19.06.2023г. находился на лечении в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю и в связи с отсутствием выплаты РСД не мог обеспечить себя предметами первой необходимости и продуктами, повышающими иммунитет. Кроме того, в июле и августе 2023г. ему перестали производить выплаты пенсии и ЕДВ. В связи с неправомерными действиями ответчика истец остался без средств к существованию, в связи с чем, просит взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Определением от 27.10.2023г. к участие в деле в качестве соответчика привлечено КГКУ «УСЗН».
Определением от 27.05.2024г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Определением от 09.07.2024г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
В судебном заседании истец – Шалободов В.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. Суду пояснил, что по вине ответчиков, социальные выплаты получены им несвоевременно, в связи с чем, истец не мог обеспечить себя предметами первой необходимости и продуктами питания в период нахождения на лечении в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому, поэтому испытывал моральные и нравственные страдания. Также указал, что в настоящее время все выплаты ему произведены, требования о взыскании компенсации морального вреда, заявлены в связи с тем, что выплаты производились с нарушением установленного срока.
Представитель ответчика - ОСФР по Красноярскому краю – Чернявская Л.А., действующая по доверенности от 27.12.2023г., в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что с 01.07.2023г. выплата пенсии истцу была приостановлена, в связи с получением информации о выбытии Шалободова В.Е. из исправительного учреждения 19.06.2023г., после получения информации, в сентябре 2023г. о том, что истец поступил в исправительное учреждение, выплата пенсии ему возобновлена, также произведена выплата пенсии за предыдущие месяцы. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчиков - ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России - Чевычелова М.А., действующая по доверенностям от 13.02.2024г., 28.05.2024г., в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что со стороны исправительного учреждения не допущено нарушений прав истца, поскольку исправительные учреждения сообщали ОСФР по Красноярскому краю о выбытии/прибытии Шалободова В.Е. в установленный Соглашением об информационном взаимодействии, срок.
Представители ответчиков – КГКУ «УСЗН», ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть гражданское дело, в отсутствие ответчиков, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с подпунктами 3 и 5 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по инвалидности, социальная пенсия.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей (часть 1); ежемесячная денежная выплата инвалидам III группы устанавливается в размере 1236 рублей (пункт 3 части 2); если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина (часть 3); размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации (часть 4); ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 5).
Правовое регулирование отношений по установлению социальной доплаты к пенсии пенсионера (основания для установления социальной доплаты, порядок ее выплаты), проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", получающего пенсию (пенсии) в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрено статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 1.1) срочной пенсионной выплаты; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно) (пункт 2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В силу пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Согласно пункту 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется. Орган, осуществляющий социальную доплату к пенсии, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения об установлении социальной доплаты к пенсии извещает пенсионера об установлении ему указанной выплаты (пункт 7 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В пункте 8 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При изменении пенсионером места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации пересмотр размера социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по новому месту его жительства или месту пребывания, производится с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера социальной доплаты к пенсии.
Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи (пункт 8.1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 7 апреля 2022 г. N 3-612 "О региональной социальной доплате к пенсии в Красноярском крае" региональная социальная доплата к пенсии в Красноярском крае устанавливается в случае, если общая сумма материального обеспечения лица, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае", превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения лица, указанного в абзаце первом настоящей статьи, с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае".
Порядок установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии, а также порядок ее выплаты определяются Правительством края (статья 2 Закона Красноярского края от 7 апреля 2022 г. N 3-612 "О региональной социальной доплате к пенсии в Красноярском крае").
Порядок установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае, а также порядок ее выплаты утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 5 декабря 2019 г. N 664-п (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка региональная социальная доплата к пенсии устанавливается краевым государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения", созданным для исполнения государственных полномочий министерства социальной политики Красноярского края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан (далее - уполномоченное учреждение), в случае, если общая сумма материального обеспечения гражданина, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае" (далее - Закон края N 13-2780), превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается лицам, проживающим на территории Красноярского края (зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания или фактически проживающим на территории Красноярского края), не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплачивается (выплачиваются) на территории Красноярского края (далее - граждане) (пункт 1.3 Порядка).
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения гражданина с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края N 13-2780 (пункт 1.4 Порядка).
Пунктом 1.5 Порядка установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения гражданина учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 2) срочной пенсионной выплаты; 3) дополнительного материального (социального) обеспечения; 4) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренного статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ); 5) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством Красноярского края в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии с пунктом 1.8 Порядка сведения об установленных выплатах, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1.5 Порядка, сведения о факте установления гражданину пенсии, размер которой ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Красноярском крае, сведения о факте осуществления (прекращения) гражданами работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии представляются территориальным органом Фонда в порядке межведомственного информационного взаимодействия с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается уполномоченным учреждением (территориальным отделением) на основании сведений, представляемых территориальным органом Фонда в соответствии с пунктом 1.8 Порядка (пункт 1.9 Порядка).
Как следует из части 3 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.
Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 545н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 10 Правил (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) пенсионеры, осужденные к лишению свободы, обращаются по вопросам выплаты и доставки пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Заявления и документы, необходимые для выплаты и доставки пенсии пенсионеров, осужденных к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня представления соответствующего заявления в администрацию исправительного учреждения.
Взаимодействие территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и исправительных учреждений осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронном виде на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно с пункту 41 Правил доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением в порядке, определенном статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, с соблюдением условий статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
27.06.2023г. между ОСФР по Красноярскому краю и ГУФСИН по Красноярскому краю заключено соглашение об информационном взаимодействии № 372.
В соответствии с п. 1.1 указанного Соглашения, предметом данного Соглашения является обмен документами в электронном виде по защищенному каналу связи между Отделением и исправительными учреждениями, подведомственными ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Основными целями взаимодействия является своевременное установление, выплата и доставка пенсий гражданам, осужденным к лишению свободы, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей, реализация Учреждениями полномочий в части осуществления выплаты пенсий и социальных выплат в порядке, установленном УИК РФ, а также реализации полномочий СФР в части осуществления контроля за выплатой пенсий и иных социальных выплат, установленных гражданам, в том числе в части исключения получения ими выплат в период нахождения в Учреждении, в случая предусмотренных законодательством РФ (п. 1.2 Соглашения).
В силу п. 3.1.1 указанного Соглашения, Учреждения направляют в Отделение сведения об изменении списочного состава Граждан, получающих пенсии и иные социальные выплаты, с указанием причины (основания) прибытия (выбытия) пенсионера не позднее пяти рабочих дней со дня наступления соответствующего обстоятельства.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Шалободов А.Е. является получателем социальной пенсии по инвалидности с 01.11.2023г., до указанной даты истец являлся получателем страховой пенсии по инвалидности.
Кроме того, на период с 23.08.2022г. по 31.08.2023г. истцу установлена ежемесячная денежная выплата инвалидам, на период с 01.05.2023г. по 31.08.2023г. истцу также назначена региональная социальная доплата к пенсии.
Обращаясь в суд с данным иском, истец указал, что региональная социальная доплата за май, июнь и июль 2023г. выплачена истцу в августе 2023г.
17.04.2023г. Шалободов В.Е. прибыл в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в связи с чем, в адрес ОСФР по Красноярскому краю направлен список осужденных, отбывающих наказание, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии.
11.05.2023г. Шалободов В.Е. убыл в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, о чем 15.05.2023г. за исходящим № № в адрес Социального фонда направлена соответствующая информация.
Кроме того, информация о прибытии Шалободова В.Е. в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю 11.05.2023г., направлена ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю 15.05.2023г. за исходящим № №.
19.06.2023г. Шалободов В.Е. убыл из ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, о чем в адрес Социального фонда направлена информация 20.06.2023г.
19.06.2023г. Шалободов В.Е. прибыл в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю на лечение, о чем 23.06.2023г. сообщено в Социальный фонд.
После прохождения лечения, 25.09.2023г. Шалободов В.Е. убыл в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, 27.09.2023г. в адрес Социального фонда направлены соответствующие сведения.
Кроме того, информация о прибытии Шалободова В.Е. в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю25.09.2023г., направлена ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю в адрес Социального фонда 27.09.2023г.
Указанные обстоятельства подтверждаются предоставленными ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю сопроводительными письмами и сведениями об изменении списочного состава граждан, получающих пенсию и иные социальные выплаты.
Согласно справке, предоставленной КГКУ «УСЗН», региональная социальная доплата за май, июнь, июль и август 2023г. в общей размере 30 032,16 руб. (по 7 508,04 руб. в месяц) выплачена Шалободову В.Е. 31.08.2023г., что подтверждается карточками информационного обмена и не оспаривалось сторонами.
Из пояснений представителя ответчика – ОСФР по Красноярскому краю Чернявской Л.А. следует, что истцу с 01.07.2023г. выплата пенсии и ЕДВ приостановлена, в связи с получением информации о выбытии Шалободова В.Е. из ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, и возобновлена с 01.10.2023г., в связи с поступлением 27.09.2023г. информации о прибытии в исправительное учреждение.
Согласно реестру историй выплат, социальная пенсия по инвалидности и ЕДВ за июль и август 2023г. в размере 7715,36 руб. выплачена истцу 16.10.2023г., за сентябрь 2023г. в размере 3857,68 руб. и октябрь 2023г. в размере 3857,68 руб. выплачены 23.10.2023г.
Из Соглашения об информационном взаимодействии между ОСФР по Красноярскому краю и ГУФСИН по Красноярскому краю в целях установления, выплаты и доставки пенсий гражданам, осужденным к лишению свободы, следует, что сообщения о передвижениях указанных граждан передаются в течение 5 рабочих дней.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что пенсионеру, осужденному к лишению свободы, социальные выплаты, в том числе пенсия, единовременная социальная выплата, региональная социальная доплата перечисляется на счет исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание, зачисление администрацией соответствующего исправительного учреждения суммы указанных выплат на лицевой счет пенсионера, осужденного к лишению свободы, осуществляется с соблюдением норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, указанные социальные выплаты выплачены истцу в период с мая по сентябрь 2023г. с задержкой по причине его нахождения в ином учреждении. При этом, судом отмечается, что исправительные учреждения в установленный срок направляли в адрес Социального фонда информацию о перемещениях истца, в настоящее время задолженности по социальным выплатам перед истцом нет.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что по общему правилу, установленному статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" даны разъяснения о том, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший же представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Шалободова В.Е. к ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда, поскольку фактов нарушения личных неимущественных прав истца в ходе судебного разбирательства установлено не было, истцом не представлены доказательства причинения ему нравственных или физических страданий в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, напротив в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что исправительные учреждения своевременно информировали пенсионный орган о перемещениях истца. С учетом того, что право на компенсацию морального вреда возникает при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, и таких нарушений в ходе рассмотрения дела не установлено, а доказательств незаконных действий ответчиков - ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шалободова В.Е. о взыскании с данных ответчиков компенсации морального вреда.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ОСФР по Красноярскому краю и КГКУ «УСЗН» также не подлежат удовлетворению, так как положения п. 37 Постановления Пленума № 33 распространяются на действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, т.е. на органы государственной власти, наделённые государственно - властными полномочиями, необходимыми для частичной реализации функций определённой ветви государственной власти.
КГКУ «УСЗН» и Фонд пенсионного и социального страхования и его территориальные органы являются некоммерческими организациями, созданными в целях осуществления государством пенсионного и социального обеспечения, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий.
Следовательно, по своей организационно — правовой форме и функциональным обязанностям указанные организации не относятся к государственным органам, не обладает государственно - властными полномочиям, в связи с чем, на них не могут распространяться положения Постановления Пленума № 33 о возмещении морального вреда, причинённого гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Учитывая, что нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, поэтому требование о компенсации морального вреда указанными органами, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению.
Кроме того, судом отмечается, что специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное и социальное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Шалободова Виталия Евгеньевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю, КГКУ «УСЗН», ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, причиненного несвоевременной выплатой пенсии по инвалидности и иных социальных выплат – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.С.Заверуха
Решение принято в окончательной форме 16.07.2024 года.
Копия верна.