Дело №2-655/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года г.Фокино Приморский край
Фокинский городской суд Приморского края в составе председательствующей судьи Калистратовой Е.Р.,
при секретаре судебного заседания Петровой Я.М.,
с участием истца Томиловой О.В.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России к Томиловой О.В,, Томилову А.В. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в лице ЖКС № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны (по ВКС), обратилось в суд с иском о солидарном взыскании с Томиловой О.В. и Томилова А.В. задолженности по предоставленным в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жилищно-коммунальным услугам по адресу: <адрес>, в сумме 74891 руб. 98 коп., пени – 6110 руб. 65 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Томиловой О.В. задолженность на указанный период в сумме 69616 руб. 22 коп. и пени в заявленном ранее размере. Требования к Томилову А.В. не поддержал, учитывая его не проживание в жилом помещении в спорный период.
Истец ФГБУ «ЦЖКУ» в суд своего представителя не направил, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Томилова О.В. в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не прибыла, заявила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие. Из письменных возражений, представленных в ходе судебного разбирательства ранее, следует, что с требованиями иска частично не согласна. Суммы завышены, оплата начислялась по тарифам Хабаровского края, услуги должным образом не оказывались, работа по благоустройству не проводилась, не производился перерасчет в период отсутствия отопления, не учтено, что с ДД.ММ.ГГГГ услуга по горячему водоснабжению не предоставляется. Также необоснованно производились начисления на сына, не проживающего в спорной квартире. Просила о снижении долга.
Ответчик Томилов А.В. в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных.
Ознакомившись с доводами сторон, исследовав и оценив представленные относимые и допустимые доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, заявленных к Томиловой О.Б., полагая, что в остальной части иск удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (п. 1 ч. 2).
Обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена ст. 67 ЖК РФ и ст. 678 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, а также плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, отопление.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.
В силу положений п. 14 ст.155 ЖК РФ лица, несвоевременно или не полностью внёсшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени.
Материалами дела установлено, что в спорный период времени ФГБУ «ЦЖКУ» осуществляло управление общим имуществом и оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества и техническому обслуживанию МКД № <адрес>, на основании договора № управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, заключенного с Министерством обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пп.«а» п.3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, коммунальные услуги предоставляются нанимателю жилого помещения и проживающим с ним лицам, начиная со дня заключения договора найма.
Факт проживания и регистрации нанимателя Томиловой О.В. в спорный период по месту жительства <адрес>, подтверждается карточками прописки, регистрации, поквартирной карточкой, и ответчиком в данной части не оспаривался.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации городского округа ЗАТО Фокино, адрес МКД переименован с <адрес>.
Из сообщения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованного Томилову А.В., следует, что начисления на него (Томилова) с ДД.ММ.ГГГГ прекращены. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет №, начисления производились на Томилову О.В. Данные обстоятельства согласуются с выпиской из лицевого счета, представленной истцом, а также счет-квитанциями, представленными ответчиком, в которых указано на регистрацию/ фактическое проживание в спорной квартире одного человека.
При изложенных обстоятельствах оснований для взысканий задолженности с Томилову А.В. не имеется.
В силу ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Аналогичные положения содержатся в п.42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №491 от 13.08.2006.
В соответствии с ч.10 ст.156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пункт 6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, являющихся приложением вышеназванных Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации №491, предусматривает, что в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 15 Правил определено, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с п. 104 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предусмотрено, что при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее по тексту - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
Таким образом, перерасчёт коммунальных платежей носит заявительный характер и может быть произведён при установлении факта предоставления некачественной коммунальной услуги.
Потребитель имеет право требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков (п. 33). Пункт 110 (1) данных Правил предусматривает, что в случае непроведения исполнителем проверки в срок, установленный в пункте 108 настоящих Правил, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 N2 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудиовидеозаписями, заключением эксперта).
Представленными письменными доказательствами, в том числе выпиской из лицевого счета, достоверно установлено наличие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, размер которой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 69616 руб. 22 коп.
Согласно справке о расчете пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ её размер составил - 6110,65 руб.
Представленный истцом расчёт судом проверен и признан верным, произведенным с учетом тарифов и нормативов, установленных постановлениями Департамента по тарифам ПК от 09.12.2020 №62/1, от 03.12.2020 №61/10, от 10.12.2020 №63/1, от 23.12.2020 №67/1, администрации городского округа ЗАТО город Фокино от 29.12.2000 №1078, №2004-па от 16.12.2020, решения Думы городского округа ЗАТО г.Фокино от 20.07.2016 №354-МПА.
В данной связи доводы ответчика Томиловой О.В. о применении истцом тарифов, установленных для Хабаровского края, судом отклонятся.
Также подлежат отклонению и доводы ответчика о не предоставлении услуг надлежащего качества, неправомерных начислений по услугам ГВС. Акты о невыполнении работ, о выполненных работах ненадлежащего качества, составленные надлежащим образом, и в установленном порядке отсутствуют, как и отсутствуют данные о том, что Томилова в спорный период обращалась к истцу с заявлениями о составлении таких актов, что согласуется и с представленным Томиловой О.В. ответом ФГБУ «ЦЖКУ» от ДД.ММ.ГГГГ на её обращение. Доказательств предоставления истцу акта отключения от горячего водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного иной организацией, не имеется. О наличии данного документа не заявлялось ответчиком и при рассмотрении гражданского дела в ДД.ММ.ГГГГ по аналогичному иску ФГБУ «ЦЖКУ» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обращение в военную прокуратуру по вопросам неудовлетворительного ненадлежащего содержания водоканализационного хозяйства не затрагивают спорный период времени. Иных доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено.
Поскольку размер задолженности за спорный период и факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд удовлетворяет требования истца о взыскании задолженности с ответчика Томиловой О.В.
Разрешая вопрос о взыскании суммы неустойки (пени), суд исходит из следующего.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств и применяется по ходатайству ответчика (лица, с которого предполагается взыскание неустойки).
Учитывая доводы ответчика, суд применяет положения ч.1 ст.333 ГК РФ, уменьшая размер неустойки до 1000 руб. Суд принимает во внимание период неисполнения обязательства, доказательства причинения истцу убытков, при этом учитывает необходимость соблюдения баланса интересов сторон, материальное положение и состояние здоровья ответчика.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Иск Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России удовлетворить частично.
Взыскать с Томиловой О.В, (паспорт <данные изъяты>) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 69616 руб. 22 коп., пени – 1000 руб. 00 коп., а всего 70616 (семьдесят тысяч шестьсот шестнадцать) руб.22 коп.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Томиловой <данные изъяты> (паспорт <данные изъяты>) в бюджет городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края государственную пошлину в размере 2318 (две тысячи триста восемнадцать) руб. 49 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Фокинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения – 25 ноября 2022 года.
Председательствующая судья Е.Р. Калистратова