Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-289/2024 от 19.06.2024

Дело №...

УИД: 52RS0№...-55 КОПИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(адрес) ФИО1

25 июля 2024 года

Судья Советского районного суда г.ФИО1 И.С., с участием защитника Свидетель №3 лица привлекаемого к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО2, помощника прокурора (адрес) г. Н. ФИО1 ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.56 КоАП РФ в отношении ФИО2, юридический и фактический адрес: г.Н.ФИО1, пр-кт. Молодежный, (адрес),

УСТАНОВИЛ:

в Советский районный суд г.Н.ФИО1 поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.56 КоАП РФ в отношении ФИО2.

Согласно материалам дела и информации, представленной Волго-Вятским ГУ Банка России ломбарды, а также обособленные подразделения ломбардов по адресу: (адрес), г. Н. ФИО1, 603146., деятельность не осуществляют.

В ходе проверки установлено, что по адресу: 603146, г. Н. ФИО1, (адрес), г. Н. ФИО1, расположен 4-этажный жилой дом с административным помещением на первом этаже, занимаемым комиссионным магазином.

Установлено, что ИП ФИО2 с физическими лицами заключаются договоры комиссии, которые фактически являются договорами займа под залог имущества.

Так, (дата) между ИП ФИО2 и Свидетель №1 заключен договор комиссии с условием делькредере, серия № ХБ24 №..., предмет договора: кольцо с/к пр. 585/1, вес - 1, 66 г., б/у. Сумма, выданная Свидетель №1, после заключения договора и сдачи кольца под залог - 4 300 руб., выдана наличными купюрами. Согласованная ценность предмета договора составляет 4 859 руб. Количество дней хранения предмета договора - до (дата). Факт заключения договора зафиксирован подписями сторон. Передача денежных средств подтверждается договором серия № ХБ24 №... от (дата), а также объяснениями Свидетель №1 от (дата).

Выплата физическим лицам денежных средств производится ИП ФИО2 в день заключения договора, что противоречит правовой природе договора комиссии и соответствует правовой природе договора займа. В день заключения договора клиенту выплачивается сумма денежных средств, соответствующая оценочной стоимости имущества, что подтверждается материалами проверки, а также объяснениями Свидетель №1

Исходя из анализа представленного в ходе проверки договора комиссии, заключенного ИП ФИО2 с физическим лицом, следует, что ИП ФИО2 фактически осуществлял регулярную деятельность по представлению физическим лицам потребительских кредитов (займов) под залог вещей их последующее хранение, не относясь, при этом, к числу субъектов, имеющих право осуществлять данную деятельность.

Таким образом, лицо, не обладающее статусом банка или не кредитной финансовой организации, в том числе ломбарда, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Установлено, что ИП ФИО2 не имеет статуса кредитной организации или не кредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России и не относится к субъектам, которым предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

ИП ФИО2 зарегистрирован и осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 2007 года.

Федеральным законом от (дата) № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) создан правовой механизм по осуществлению государственного (внешнего), а также внутреннего (осуществляемого организациями) контроля за совершением организациями операций с денежными средствами или иным имуществом, которые, согласно установленным законом критериям отнесены к операциям, которые могут быть использованы в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

При осуществлении фактической деятельности ломбарда ИП ФИО2 не выполняются требования, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ. В частности, не осуществляется внутренний контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом, не разработаны правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, не назначены специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля. ИП ФИО2 не предоставляются в уполномоченный орган сведения по операциям, совершаемым его клиентами, подлежащим в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ обязательному контролю. В Центральный Банк Российской Федерации документы, содержащие отчет о деятельности, не предоставляются.

Частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

Таким образом, в действиях ИП ФИО2 содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.56 КоАП РФ.

Защитник Свидетель №3 лица привлекаемого к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО2 изложенные в постановлении обстоятельства совершения административного правонарушения признал, просил снизить штраф.

Помощника прокурора (адрес) г. Н. ФИО1 ФИО3, в судебном заседании доводы изложенные в постановлении поддержала в полном объеме, полагала возможным привлечь к административной ответственности ИП ФИО2 к установленной законом ответственности.

Иные стороны участвующие по делу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Изучив имеющиеся материалы, проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, суд приходит к следующему.

Статьей 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрено, что осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от (дата) № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном указанным федеральным законом и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранения вещей.

Ломбард обязан выполнять предписания и запросы Центрального Банка Российской Федерации и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов, то есть займов, предоставляемых физическим лицам для целей, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, осуществляется ломбардами в порядке, установленном Федеральным законом от (дата) № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Федеральный закон № 353-ФЗ).

Согласно ст. 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных Федеральным законом № 196-ФЗ, а также Федеральным законом от (дата) №... «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от (дата) № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Федеральным законом от (дата) № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Федеральным законом от (дата) № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Таким образом, лицо, не обладающее статусом банка или не кредитной финансовой организации, в частности ломбарда, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Из материалов дела следует и установлено судом, (дата) между ИП ФИО2 и Свидетель №1 заключен договор комиссии с условием делькредере, серия № ХБ24 №..., предмет договора: кольцо с/к пр. 585/1, вес - 1, 66 г., б/у. Сумма, выданная Свидетель №1, после заключения договора и сдачи кольца под залог - 4 300 руб., выдана наличными купюрами. Согласованная ценность предмета договора составляет 4 859 руб. Количество дней хранения предмета договора - до (дата). Факт заключения договора зафиксирован подписями сторон. Передача денежных средств подтверждается договором серия № ХБ24 №... от (дата), а также объяснениями Свидетель №1 от (дата).

Выплата физическим лицам денежных средств производится ИП ФИО2 в день заключения договора, что противоречит правовой природе договора комиссии и соответствует правовой природе договора займа. В день заключения договора клиенту выплачивается сумма денежных средств, соответствующая оценочной стоимости имущества, что подтверждается материалами проверки, а также объяснениями Свидетель №1

Исходя из анализа представленного в ходе проверки договора комиссии, заключенного ИП ФИО2 с физическим лицом, следует, что ИП ФИО2 фактически осуществлял регулярную деятельность по представлению физическим лицам потребительских кредитов (займов) под залог вещей их последующее хранение, не относясь, при этом, к числу субъектов, имеющих право осуществлять данную деятельность.

Таким образом, лицо, не обладающее статусом банка или не кредитной финансовой организации, в том числе ломбарда, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Установлено, что ИП ФИО2 не имеет статуса кредитной организации или не кредитной финансовой организации, не состоит в государственных реестрах, ведение которых осуществляется Банком России и не относится к субъектам, которым предоставлено право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских кредитов (займов).

ИП ФИО2 зарегистрирован и осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 2007 года.

Федеральным законом от (дата) № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) создан правовой механизм по осуществлению государственного (внешнего), а также внутреннего (осуществляемого организациями) контроля за совершением организациями операций с денежными средствами или иным имуществом, которые, согласно установленным законом критериям отнесены к операциям, которые могут быть использованы в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

При осуществлении фактической деятельности ломбарда ИП ФИО2 не выполняются требования, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ. В частности, не осуществляется внутренний контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом, не разработаны правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, не назначены специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля. ИП ФИО2 не предоставляются в уполномоченный орган сведения по операциям, совершаемым его клиентами, подлежащим в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ обязательному контролю. В Центральный Банк Российской Федерации документы, содержащие отчет о деятельности, не предоставляются.

Частью 1 статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

Таким образом, в действиях ИП ФИО2 содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.56 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: 6ч03146, г. Н. ФИО1, (адрес).

Дата и время совершения правонарушения: (дата).

По делу проводилось административное расследование.

Вину юридического лица подтверждают следующие доказательства:

- объяснения Свидетель №1 от (дата);

- договор №... от (дата);

- объяснения Свидетель №2 от (дата);

- объяснения Свидетель №3 от (дата);

- иными материалами дела.

В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Приведенные выше доказательства свидетельствуют о совершении ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.56 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) №... "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

По смыслу приведенных нормы и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Исходя из смысла статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью должностного лица, судьи.

Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не имеется. Также не имеется оснований для применения положений ст.ст.4.1, 4.1.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания ФИО2 суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень его вины, его имущественное и финансовое положение.

Обстоятельств, смягчающих, либо отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении суду не представлено.

С учетом указанных обстоятельств, суд считает возможным назначить юридическому лицу ФИО2 наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.14.56 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░1, ░░-░░. ░░░░░░░░░░, (░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.14.56 ░░░░ ░░.

░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░:

░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ (░░░░░) (░░░░░░ ░░░░░░ ░░ (░░░░░) ░/░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░)).

░░░ 32№...

░░░ 5263047008

░░░ 526301001

░/░ 40№... ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░1.

░░░ 012202102

░░░ 32№...

░░░░░ 22701000

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░1

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░. ░.░. ░░░1

5-289/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Истцы
Прокуратура Советского района г. Н.Новгорода
Ответчики
Хасянов Ринат Саитович
Суд
Советский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Оськин Илья Сергеевич
Дело на сайте суда
sovetsky--nnov.sudrf.ru
19.06.2024Передача дела судье
19.06.2024Подготовка дела к рассмотрению
28.06.2024Рассмотрение дела по существу
25.07.2024Рассмотрение дела по существу
29.07.2024Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
02.09.2024Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее