Дело № 5-229/2023
УИД №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Пермь 06.12.2023
Судья Кировского районного суда г.Перми Сирина Е.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мальцевой Д.Д., с участием законного представителя общества с ограниченной ответственностью «АНДР Групп» Елисеева А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «АНДР Групп», <адрес>
установила:
25.10.2023 в 16:45 час. в отделе по вопросам миграции отдела полиции № 3 Управления МВД России по г.Перми по результатам проведения внеплановой документарной проверки ООО «АНДР Групп», предметом которой являлось соблюдение обществом установленного порядка привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, установлено, что ООО «АНДР Групп» уведомление о расторжении договора подряда № ЗП-1 с гражданином Республики Узбекистан Х., осуществлявшего деятельность на основании патента № от 08.09.2022, действовавшего до 08.09.2023, в адрес ОВТМ УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю либо отдела по вопросам миграции отдела полиции № 3 (дислокация Кировский район) Управления МВД России по Пермскому краю не направило.
Своим бездействием ООО «АНДР Групп» допустило нарушение Приказа МВД России от 30.07.2020 № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (пункт 2 Приложения № 9), ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», что явилось основанием для составления 25.10.2023 в отношении ООО «АНДР Групп» протокола об административном правонарушении № 5900323223 по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании законный представитель ООО «АНДР Групп» Елисеев А.С. с обвинением, предъявленным юридическому лицу, согласился в полном объеме, назвав причину допущения административного правонарушения незнание требований миграционного законодательства. Просил учесть, что общество отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, на постоянной основе занимается благотворительностью, ранее к административной ответственности не привлекалось, в связи с чем просил заменить административный штраф на предупреждение.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения директора ООО «АНДР Групп» Елисеева А.С., прихожу к следующим выводам.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 115-ФЗ).
По общему правилу, сформулированному в пункте 4 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ, иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно пункту 5 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продления не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется.
В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.
Окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в силу пункта 5 части 1 статьи 327.6 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), является основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства.
В соответствии с частью 2 статьи 327.6 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктами 5 - 8 части первой настоящей статьи, по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536, вступившим в силу с 01.01.2021, утвержден порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение № 9), согласно пункту 2 которого работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина (лицо без гражданства), обязаны уведомлять территориальный орган на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25.10.2023 № (л.д. 2), объяснением Елисеева А.С. (л.д. 4), сведениями, отраженными в выписке из ЕГРЮЛ (л.д. 6-12), базы данных МВД России ГИСМУ/ЕСФЛ (л.д. 14-15), отчетом ТО МФС России (л.д. 16), договором подряда от 31.12.2022 № ЗП-1 (л.д. 21), распоряжением начальника УМВД России по г.Перми от 09.10.2023 № о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица (л.д. 26).
Данные доказательства составлены уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не доверять им оснований не имеется.
При рассмотрении дела установлено, что гражданин Республики Узбекистан Х., прибывший в порядке, не требующем получения визы, получил патент №, оформленный 08.09.2022, на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, уплатив налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за 12 месяцев, то есть до 08.09.2023. Срок действия патента прекратился, исходя из положений части 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, 09.09.2023.
На момент прекращения патента № Ходжаев С.А. состоял в трудовых отношениях с ООО «АНДР Групп». При таких обстоятельствах у ООО «АНДР Групп» в силу части 2 статьи 327.6 ТК РФ возникла обязанность расторгнуть с иностранным гражданином трудовой договор в течение месяца, то есть в срок до 09.10.2023 и в течение трех рабочих дней, то есть не позднее 13.10.2023 включительно, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о расторжении трудового договора. Однако эти требования закона ООО «АНДР Групп» не были исполнены.
Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства, судья квалифицирует действия ООО «АНДР Групп» по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ – как неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности выполнить требования предусмотренные частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 в материалы дела не представлено.
В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении ООО «АНДР Групп» административного наказания судья учитывает положения статей 3.1, 3.5, 3.12, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение общества, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, к которому судья считает возможным отнести раскаяние лица, совершившего административное правонарушение (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ), отсутствие в настоящем деле сведений о привлечении юридического лица ранее за совершение однородного административного правонарушения, а также то, что ООО «АНДР Групп» принимает активное участие в общественной, благотворительной и спонсорской деятельности, за что неоднократно награждено благодарностями, что позволяет назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 статьи 18.15 КоАП РФ, не усматривая оснований для применения более сурового вида наказания, предусмотренного санкцией упомянутой нормы закона.
Вместе с тем следует отметить, что в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба устанавливается предупреждение.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4. КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
ООО «АНДР Групп» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, вышеуказанное административное правонарушение совершено впервые, в результате совершенного правонарушения не причинен вред, а также не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо других негативных последствий, правонарушение, совершенное ООО «АНДР Групп» не относится к перечню правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения судья полагает возможным заменить административный штраф на предупреждение.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда
постановила:
общество с ограниченной ответственностью «АНДР Групп» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заменить административный штраф на предупреждение.
Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Е.Г.Сирина