Дело № 2-2986/2023
УИД 33RS0002-01-2023-002993-98
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 октября 2023 года г.Владимир
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Язевой Л.В.
при секретаре Жировой С.А.
с участием
истца Журавлева В.А.
представителя истца Алексеевой С.А.
представителя третьего лица Киселева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Владимира в интересах Журавлева В. А. к Министерству здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.В. в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Журавлева В.А. к Министерству здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом <данные изъяты> с обращением решения суда в этой части к немедленному исполнению и компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Владимира проведена проверка в связи с ненадлежащим обеспечением Журавлева В.А. лекарственным препаратом. По результатам проверки установлено, что Журавлев В.А. является инвалидом ### группы, наблюдается в ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 г.Владимира» с диагнозом «<данные изъяты>». На основании заключения врачебной комиссии ФИО6» ### от ДД.ММ.ГГГГ истцу по жизненным показаниям рекомендован препарат <данные изъяты> ежедневно, в непрерывном режиме. Выписанный ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 г.Владимира» льготный рецепт на указанный препарат от ДД.ММ.ГГГГ был отоварен ДД.ММ.ГГГГ. Согласно консультации врача-эндокринолога ФИО7» Журавлеву В.А. рекомендовано продолжить прием «<данные изъяты> однако до настоящего времени пациент не обеспечен в полном объеме необходимым лекарственным препаратом. Между тем, отсутствие лечения Журавлева В.А. с помощью препарата «<данные изъяты>» может привести к жизнеугрожающим для него последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом. Бездействием ответчика Журавлеву В.А. причинен моральный вред, поскольку истец испытывал страх за свои жизнь и здоровье, переживания, ощущение беспомощности.
В судебном заседании истец Журавлев В.А. и его представитель Алексеева С.А. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что в связи с несвоевременным обеспечением лекарственным препаратом истец вынужден сокращать дозу, что пагубно влияет на его состояние. Не возражали против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик Министерство здравоохранения Владимирской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки не сообщило, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника г.В.» Киселев А.С. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, указав, что лечебным учреждением до Министерства здравоохранения Владимирской области своевременно была доведена информация о нуждаемости Журавлева В.А. в лекарственном препарате «<данные изъяты>». Не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Третье лицо ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном отзыве на иск указало, что информация о персональной потребности Журавлева В.А. в препарате «<данные изъяты>» поступила в адрес Учреждения ДД.ММ.ГГГГ. Названный лекарственный препарат был закуплен в количестве 17 упаковок, отпущен в ООО «Медилон-Фармимэкс» ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо ООО "Медилон-Фармимэкс", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения иска, в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ч. 1 ст.233 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 того же Федерального закона).
Согласно п.5 ч.1 ст.29 Закона об основах охраны здоровья организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с ч.3 ст.80 Закона об основах охраны здоровья при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктами 10, 14 ч.1 ст.16 Закона об основах охраны здоровья к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147 утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета (далее – Положение № 147).
Согласно п.1 данного Положения устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета.
Судом установлено, что Журавлев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом ### группы, наблюдается в ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 г.Владимира» с диагнозом: ««<данные изъяты>».
С января 2021 года пациент находился на терапии лекарственным препаратом «<данные изъяты>».
Согласно консультации врача-эндокринолога ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ Журавлеву В.А. рекомендовано продолжить прием «<данные изъяты> в непрерывном режиме в дозе ### табл./сут (### гр/сут).
Протоколом заседания врачебной комиссии ФИО9 ### от ДД.ММ.ГГГГ Журавлеву В.А. показано проведение терапии препаратом «<данные изъяты> ежедневно в непрерывном режиме в дозе, обеспечивающей его концентрацию в крови на уровне ### мг/л, по жизненным показаниям. Суточная доза «<данные изъяты>» корректируется на основании его концентрации в крови и может достигать ### г/сут (### табл./сут).
ДД.ММ.ГГГГ данные документы представлены истцом в ГБУЗ ВО «Городская поликлиника ### г.В.».
В соответствии с протоколом врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 г.Владимира» ### от ДД.ММ.ГГГГ пациенту показано проведение терапии препаратом «<данные изъяты>» ### мг ###, ежедневно, в непрерывном режиме по жизненным показаниям. Суточная доза – ### таблеток (### мг), потребность на 1 месяц – ### мг (### упаковки), на 1 год – ### мг (### упаковок).
ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ ВО «Городская поликлиника № 1 г.Владимира» в Министерство здравоохранения Владимирской области направлен пакет документов для закупки соответствующего лекарственного препарата.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Владимирской области в адрес ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" направлено поручение о необходимости обеспечить отпуск в уполномоченную аптечную организацию лекарственных препаратов, в том числе «<данные изъяты>» для пациента Журавлева В.А. в количестве ### упаковок.
ДД.ММ.ГГГГ Журавлеву В.А. выписан рецепт серии ### ###, а затем ДД.ММ.ГГГГ рецепт серии ### для получения бесплатно лекарственного препарата «<данные изъяты>» ### мг ###.
По рецепту от ДД.ММ.ГГГГ истцу ДД.ММ.ГГГГ выдано только ### упаковки требуемого лекарственного препарата, что не соответствует определенной лечебным учреждением потребности пациента в препарате.
Согласно журналу регистрации рецептов врача, находящихся на отсроченном обслуживании ГБУЗ ВО «Городская поликлиника ### г.В.», ДД.ММ.ГГГГ рецепт серии ### от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на отсроченное обслуживание.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Владимирской области в адрес ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" направлены сведения о потребности Журавлева В.А. в лекарственном препарате «<данные изъяты>» в количестве ### упаковок для организации проведения их закупки.
ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт ### на поставку лекарственного препарата «<данные изъяты>», таблетки ### мг ###, который отпущен в ООО «Медилон-Фармимэкс» ДД.ММ.ГГГГ в количестве ### упаковок, ДД.ММ.ГГГГ – в количестве ### упаковок.
ДД.ММ.ГГГГ Журавлеву В.А. выдано ### упаковки препарата, ДД.ММ.ГГГГ – ### упаковки и ДД.ММ.ГГГГ – ### упаковок.
Таким образом, всего истцом получено ### упаковок требуемого лекарственного препарата, в то время как его годовая потребность в нем составляет ### упаковок.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Журавлев В.А. назначенным ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в необходимом количестве не обеспечен.
Ссылка Министерства здравоохранения Владимирской области в ранее представленных возражениях на то, что в настоящее время имеются остатки указанного препарата в количестве ### упаковок, является несостоятельной, поскольку этим количеством также не покрывается потребность истца в лекарственном препарате.
Поскольку данный препарат в соответствии с назначенной схемой лечения необходимо принимать истцу регулярно и лечение влияет на течение заболевания, Журавлев В.А. вынужден сокращать дозировку.
В настоящее время выданного количества упаковок препарата «<данные изъяты>» обеспечивает потребность истца лишь до ноября 2023 года.
Как определено подп. 2.1 п.2 Положения № 147, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».
В соответствии со статьями 16 и 83 Закона об основах охраны здоровья организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области № 43 от 27.01.2006 (далее – Положение № 43), Департамент является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
В силу раздела 2 Положения № 43 организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Департамента.
Пунктом 9 Положения № 147 предусмотрено, что в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.
Таким образом, организация бесплатного лекарственного обеспечения граждан на территории Владимирской области относится к компетенции Департамента здравоохранения Владимирской области, который должен принимать предусмотренные для этого законодательством меры.
Непринятие таких противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкозаболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
На основании изложенного, учитывая, что лечение назначенным лекарственным препаратом носит непрерывный характер, а отсутствие лечения может привести к жизнеугрожающим последствиям, исходя из потребности пациента в препарате (30 упаковок на год), суд приходит к выводу, что непринятие Министерством здравоохранения Владимирской области надлежащих мер по организации обеспечения лекарственным препаратом истца в назначенных дозировке и количестве, в том числе подчиненными ему учреждениями, нарушает право истца на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, в связи с чем исковые требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Журавлева В.А. вышеуказанным препаратом являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости Журавлева В.А. в назначенном лекарственном препарате по жизненным показаниям, вынесенное по делу решение в этой части следует обратить к немедленному исполнению в целях сохранения непрерывного курса лечения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как разъяснено в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного в случае разглашения вопреки воле усыновителей охраняемой законом <данные изъяты> усыновления (пункт 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации); компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями; компенсация морального вреда, причиненного гражданину, в отношении которого осуществлялось административное преследование, но дело было прекращено в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения либо ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены соответствующие постановление, решение (пункты 1, 2 части 1 статьи 24.5, пункт 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ).
При этом, помимо того, что ответчиком не приняты меры к организации обеспечения Журавлева В.А. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в необходимом количестве, и в ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" направлены сведения о потребности истца в 17 упаковках вместо 28 (за минусом 2-х выданных упаковок), Министерством здравоохранения Владимирской области, получившим пакет документов на Журавлева В.А. из лечебного учреждения ДД.ММ.ГГГГ, поручение по организации закупки направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ.
В результате чего истец, получивший в апреле 2023 года только 2 упаковки препарата, что не покрывает его потребность даже на месяц, в следующий раз получил его через 3 месяца ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с бездействием ответчика и, как следствие данного бездействия, отсутствием необходимого лекарственного препарата для лечения жизнеугрожающего заболевания, истцу очевидно причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях по поводу своих жизни и здоровья.
Определяя размер компенсации, суд принимает характер и объем нарушенного права, степень физических нравственных страданий истца, длительность нарушения, степень вины причинителя вреда, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению инвалида мерами социальной поддержки, и полагает отвечающим требованиям разумности и справедливости взыскание 7 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. В. в интересах Журавлева В. А. удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) обеспечить Журавлева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), назначенным к применению по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Митотан» в дозировке и количестве, необходимых для лечения заболевания по медицинским (жизненным) показаниям, до его отмены.
Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) в пользу Журавлева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), компенсацию морального вреда в размере 7 000 руб.
В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г.Владимира заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Л.В.Язева
В мотивированной форме решение изготовлено 13.10.2023.
Председательствующий судья Л.В.Язева