УИД 16RS0№-17
Дело N2-224/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2023 года с. Сарманово
Сармановский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Хайбрахманова Р.Р.,
при секретаре Александровой С.Р,
административный истец заместитель прокурора Рахимзянов А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сармановского района Республики Татарстан к исполнительному комитету Сармановского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сармановского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в Сармановский районный суд с административным иском к исполнительному комитету Сармановского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным бездействия и понуждении обеспечить коммунальной инфраструктурой земельные участки - газоснабжением, выделенные многодетным семьям.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сармановского района Республики Татарстан проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части исполнения обязанности по обеспечению инфраструктурой земельных участков, выделяемых на бесплатной основе многодетным семьям. В ходе проверки установлено, что в с. Сарманово многодетным семьям бесплатно предоставлено 341 земельный участок общей площадью 34,432 га, а именно по <адрес> земельных участков площадью 9,5 га, <адрес> земельных участков площадью 6,7 га, <адрес> земельных участка площадью 3,233 га, <адрес> земельных участка площадью 4,6 га., <адрес> земельных участка площадью 5,599 га, <адрес> земельных участка площадью 2,4 га, <адрес> земельных участка площадью 2,4 га.
Предоставляемые исполнительным комитетом Сармановского муниципального района Республики Татарстан земельные участки многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в микрорайонах (данные изъяты) до настоящего времени необходимой инженерной инфраструктурой - газоснабжение не обеспечены, созданию инфраструктуры, необходимой для нормальной жизнедеятельности, а также лишает граждан указанной категории реализовать гарантированные им законом меры социальной поддержки на территории муниципального образования Сармановского района Республики Татарстан
В связи с чем, просят признать незаконным бездействия исполнительного комитета Сармановского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в необеспечении земельных участков, представленных многодетным семьям в с. Сарманово по ул. Мира, ул. Р.Камалетдинова, ул. И. Шакирова, ул. Д. Гарифуллина, ул. А. Гилязова, ул. Я. Валишина, коммунальной инфраструктурой – газоснабжением и обязать исполнительный комитет Сармановского муниципального района Республики Татарстан в течении года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить вышеуказанные земельные участки коммунальной инфраструктурой – газоснабжением.
Административный истец заместитель прокурора Рахимзянов А.М. на судебном заседании просил удовлетворить административный иск, основываясь на вышеизложенное.
Административный истец представитель исполнительного комитета Сармановского муниципального района Республики Татарстан, на судебное заседанине не явился имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия и предоставили документы о том, что в июне 2023 года заканчиваются работы по газоснабжению, с требованиям не согласны.
Заинтересованное лицо исполнительный комитет Сармановского сельского поселения Сармановского муниципального района Республики Татарстан на судебное заседание не явился, надлежащим образом были извещены.
Исходя из того, что стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствии указанных лиц.
Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7 часть 1), обязывает к осуществлению в РФ государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в РФ (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции РФ, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июля 2012 г. разработать порядок бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, предусмотрев при этом ограничение продажной цены на такое жилье; разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
На основании пункта 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Подпунктами 24, 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие, социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно п. 1 ст. 2 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 N 413/90-V- 03 "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность имеют граждане, являющиеся членами многодетной семьи.
В соответствии пп. 1 п. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 N 413/90-V-O3 "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются бесплатно гражданам без торгов для осуществления индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства из специального фонда - в соответствии со статьями 3, 4 настоящего Закона.
Информация о сформированных и включенных в фонд земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте органов местного самоуправления в сети Интернет. Информация о земельных участках должна содержать сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плате за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (и. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 22.09.2011 N 413/90-V-O3 "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей").
Согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного самоуправления городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.
Создание условий для жилищного строительства включает в себя формирование земельных участков и обеспечение выделенных земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что в с. Сарманово многодетным семьям бесплатно предоставлено 341 земельный участок общей площадью 34,432 га, а именно по <адрес> земельных участков площадью 9,5 га, <адрес> земельных участков площадью 6,7 га, <адрес> земельных участка площадью 3,233 га, <адрес> земельных участка площадью 4,6 га., <адрес> земельных участка площадью 5,599 га, <адрес> земельных участка площадью 2,4 га, <адрес> земельных участка площадью 2,4 га.
В ходе проведенной прокуратурой Сармановского района проверки исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в части исполнения обязанности по обеспечению инфраструктурой земельных участков, выделяемых на бесплатной основе многодетным семьям установлено, что представленные многодетным семьям земельные участки на момент их представления и по настоящее время не обеспечены необходимой коммунальной инфраструктурой в частности, отсутствует газоснабжение.
В связи с чем, прокурором Сармановского района в адрес руководителя Исполнительного комитета Сармановского муниципального района Республики Татарстан внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Исполнительным комитетом Сармановского МР РТ предпринимались действия, направленные на обеспечение земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей для жилищного строительства, системой коммунальной инфраструктуры в сфере газоснабжения, что подтверждается следующим.
Во исполнение постановления Кабинета министров Республики Татарстан № 1265 от 30.12.2019 г. «Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Республики Татарстан на 2019-2023 годы», Исполнительным комитетом Сармановского МР РТ разработан план мероприятий по газификации Республики Татарстан на 2019-2023 г. Работы по газификации проводятся ООО «Альфа» на основании договора субподряда № 8 от 21.01.2022 года. В указанный план мероприятий вошли с. Сарманово ул. Мира, ул. Р.Камалетдинова, ул. И. Шакирова, ул. Д. Гарифуллина, ул. А. Гилязова, ул. Я. Валлишина, завершение работ запланировано июнь 2023 года.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ в определении от 09.11.2017 г. N 25160-0 "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениям Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопросы организации и финансирования мероприятий, связанных с обеспечением земельных участков, предоставляемых в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих трех и более детей, относятся к ведению как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органа местного самоуправления. Отражение в Земельном кодексе РФ подхода, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки, закреплены за органами государственной власти субъектов РФ. При этом термин "организация", используемая для целей определения вопросов местного значения, не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы возможность как произвольного возложения на муниципальное образование публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции.
Если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более, в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Понятие "оснащение" необходимой коммунальной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства дано в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой - система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, по возможности уже на момент их предоставления гражданам, или в течение определенного разумного срока после такого предоставления, должны позволять получить услуги в сферах электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения в точках подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта РФ.
При этом законодатель не ставит обеспечение земельных участков объектами инфраструктуры в зависимость от того, каким уполномоченным органом земельный участок предоставлен. Такое обеспечение осуществляется в рамках оказания меры социальной поддержки соответствующим категориям граждан.
Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", предусмотрено, что решение вопросов социальной поддержки многодетных семей относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Вместо с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора Сармановского района о признании бездействия Исполнительного комитета Сармановского муниципального района Республики Татарстан незаконным, так как в настоящее время ведутся работы по газоснабжению земельных участков многодетных семей в рамках программы утвержденной постановлением Кабинета Министров РТ от 30.12.2019 года N 1265 "Об утверждении Региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Республики Татарстан на 2019 - 2023 годы", что прокурором не оспаривалось в судебном заседании.
В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Разрешая вопрос о сроке выполнения возложенных на административных ответчиков обязанностей, учитывая, что требования прокурора связаны с возложением обязанности по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктуры, в связи с чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, а предоставление многодетным семьям меры социальной поддержки является социально значимым обстоятельством, суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения конкретный срок исполнения возложенной судом обязанности - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, который в данном случае является разумным, так как организация работ по обеспечению инженерными инфраструктурами, требует временных затрат.
руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Сармановского района Республики Татарстан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать исполнительный комитет Сармановского муниципального района Республики Татарстан в течении года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, предоставленные многодетным семьям в с. Сарманово по ул. Мира, Р. Камалетдинова, ул. И. Шакирова, ул. Д. Гарифуллина, ул. А. Гилязова, ул. Я. Валишина, коммунальной инфраструктурой – газоснабжением.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в месячный срок через Сармановский районный суд РТ.
Судья: Р.Р. Хайбрахманов