№
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-1266/2022
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 г.
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Старовойт Е.А.,
при секретаре Косаткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаровой Любови Владимировны к СХПК (колхоз) «Красный выборжец» о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Комарова Л.В. обратилась в суд с иском к СХПК (колхоз) «Красный выборжец» о признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что Комарова Л.В. является дочерью ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
После смерти отца истица вступила в наследство на следующее имущество, принадлежащее ему на момент смерти, а именно на 1/410 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Также на момент смерти отец истицы значился в списках членов СХПК (колхоз) «Красный Выборжец» и имел паевой взнос в размере <данные изъяты>.
Наличие паевого взноса подтверждается Уставом СХПК «Красный Выборжец» от 2005 г., который в качестве составной части содержит список ассоциированных членов (п. 5 списка).
Приняв часть наследственного имущества, истица приняла все причитающееся ей наследство, в том числе и имущественный пай в кооперативе.
Оформить свои права и получить свидетельство на наследство у нотариуса истица не может в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на данное имущество.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства и п. 2.6.7 Устава СХПК (колхоз) «Красный Выборжец», Комарова Л.В. просила признать за ней право собственности на паевой взнос в размере <данные изъяты> в СХПК (колхоз) «Красный Выборжец» <данные изъяты> в порядке наследования после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истица Комарова Л.В. и её представитель Кондрашов А.А., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть данный иск в свое отсутствие.
Представитель ответчика СХПК (колхоз) «Красный Выборжец», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. От председателя колхоза Ушакова А.В. имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в котором они исковые требования признают, последствия признания иска ответчику понятны. По существу требований сообщает, что ФИО1 на момент смерти ДД.ММ.ГГГГ имел паевой взнос в размере 50 813 рублей, согласно списка, являющегося приложением к Уставу от ДД.ММ.ГГГГ и с 2005 г. не пересматривался. Никто из наследников за выплатой стоимости паевого взноса либо принятия в члены кооператива на дату выдачи справки не обращался, выплаты не производились.
Суд, изучив материалы дела, считает возможным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам, в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти серии Х-МЮ №.
После его смерти открылось наследство, состоящее из имущественного пая в сельскохозяйственном производственном кооперативе (колхозе) «Красный выборжец».
Факт принадлежности спорного имущественного пая в размере <данные изъяты> умершему ФИО1 подтверждается Уставом СХПК (колхоза) «Красный Выборжец», согласно которого в списках ассоциированных членов СХПК (колхоз) «Красный Выборжец», имеющих имущественный пай, под номером 5 значится ФИО1 с имущественным паем - <данные изъяты>.
По сообщению нотариусов г. Моршанска и Моршанского района Тамбовской области после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось.
По сообщению нотариуса г. Москвы ФИО7 к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, открыто наследственное дело №. Свидетельства о праве на наследство по закону были выданы его дочери ФИО2, в том числе и на 1/410 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
По данным из Единого государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 на основании свидетельства на право собственности на землю, регистрационная запись №, серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, было зарегистрировано право общей долевой собственности на 1/650 долю на земельный участок расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, кадастровый №.
Право общей долевой собственности на 1/650 долю ДД.ММ.ГГГГ прекращено на основании соглашения о выделе земельного участка и определении долей на вновь образованный земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, протокола общего собрания собственников земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения в границах плана земель сельскохозяйственного производства от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выделом в земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> <данные изъяты>
Право общей долевой собственности на 1/410 долю ДД.ММ.ГГГГ прекращено на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенного ФИО7, нотариусом города Москвы, №, и произведен переход права общей долевой собственности к Комаровой Л.В.
По сообщению СХПК (колхоза) «Красный Выборжец», ФИО1 на момент смерти ДД.ММ.ГГГГ имел паевой взнос в размере <данные изъяты>, согласно списка, являющегося приложением к Уставу от 04.06.2005 г. и с 2005 г. не пересматривался. Никто из наследников за выплатой стоимости паевого взноса либо принятия в члены кооператива на дату выдачи справки не обращался, выплаты не производились.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Пунктом 2 ст. 1152 ГК РФ установлено, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно не находилось.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ существует два способа принятия наследства: фактическое вступление во владение наследственным имуществом и путем подачи нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления по месту открытия наследства. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с п. 1 ст. 1176 ГК РФ в состав наследства участника полного товарищества или полного товарища в товариществе на вере, участника общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, члена производственного кооператива входит доля (пай) этого участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) соответствующего товарищества, общества или кооператива.
В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в отношении применения данных положений разъяснено следующее: в состав наследства участника полного товарищества или полного товарища в товариществе на вере, участника общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, члена производственного кооператива входит доля (пай) этого участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) соответствующего товарищества, общества или кооператива.
Для получения свидетельства о праве на наследство, в состав которого входит доля (пай) этого участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) товарищества, общества или кооператива, согласие участников соответствующего товарищества, общества или кооператива не требуется.
Свидетельство о праве на наследство, в состав которого входит доля (пай) или часть доли (пая) в складочном (уставном) капитале (имуществе) товарищества, общества или кооператива, является основанием для постановки вопроса об участии наследника в соответствующем товариществе, обществе или кооперативе или о получении наследником от соответствующего товарищества, общества или кооператива действительной стоимости унаследованной доли (пая) либо соответствующей ей части имущества, который разрешается в соответствии с ГК РФ, другими законами или учредительными документами хозяйственного товарищества или общества либо производственного кооператива.
Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации России.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.12.1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» в сельскохозяйственных производственных кооперативах допускается в соответствии с их уставами ассоциированное членство. Ассоциированными членами сельскохозяйственного кооператива могут быть внесшие паевой взнос в кооператив юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и граждане.
Размер паевых взносов ассоциированных членов сельскохозяйственного кооператива и условия выплаты по ним дивидендов определяются в соответствии с уставом кооператива на основании договора, заключаемого кооперативом с ассоциированными членами. Договор, заключаемый ассоциированным членом кооператива с кооперативом, может предусматривать и другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации и уставу кооператива права и обязанности этого члена кооператива.
В силу пункта 7 статьи 16 вышеуказанного закона в случае смерти члена кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива.
Между тем пунктом 9 статьи 18 Федерального закона от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» определено, что наследникам умершего члена кооператива, не принятым в члены кооператива, выплачивается стоимость пая умершего члена кооператива.
Аналогичные положения закреплены и в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» из которых следует, что в случае смерти члена кооператива его наследники могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. В противном случае кооператив выплачивает наследникам стоимость пая умершего члена кооператива, причитающиеся ему заработную плату, премии и доплаты.
Данные законодательные нормы, в том числе закреплены и в пункте 2.6.7 Устава сельскохозяйственного производственного кооператива «Красный выборжец», утвержденного протоколом общего собрания членов кооператива №3 04.06.2005 г.
Таким образом, положения законодательства о сельскохозяйственной кооперации и о кооперативах, а также положения пункта 2.6.7 Устава не предусматривают безусловную обязанность принять заявителя в члены кооператива в связи со вступлением им в наследство. Принятие заявителя в члены кооператива без принятия соответствующего решения вышеуказанными органами кооператива, принятого на основании заявления наследника, действующее законодательство не предусматривает. Указанная правовая позиция также отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 года № 18-КГ18-118.
Вышеуказанные положения закона в их взаимосвязи с положениями абзаца двенадцатого статьи 1 и пункта 9 статьи 18 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» предполагают, что наследникам умершего члена кооператива гарантируется выплата его пая, который представляет собой часть имущества кооператива, отражающую размер участия члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемую в стоимостном выражении.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 21.11.2013 г. № 1742-О, подобное правовое регулирование, учитывающее особенности организации и деятельности производственных кооперативов, обеспечивает необходимый баланс интересов самого кооператива, его членов, а также наследников умершего члена кооператива, которым гарантируется выплата в стоимостном выражении определенного вида имущества, принадлежащего наследодателю.
Из положений пунктов 1 и 5 статьи 18 Закона № 193-ФЗ следует, что стоимость паевого взноса выходящего члена кооператива определяется на основании данных бухгалтерской отчётности за финансовый год, а размеры, сроки и условия ее выплаты устанавливаются уставом кооператива, что само по себе направлено на поддержание сложившегося баланса взаимных имущественных интересов кооператива и выходящего члена кооператива.
Пунктом 2.6.1 Устава также определено, что выходящему члену (ассоциированному члену) кооператива выплачивается стоимость его паевого взноса и другие причитающиеся ему выплаты, определенные на основании данных бухгалтерской отчетности кооператива за финансовый год, в течение которого было подано заявление о выходе из членов кооператива.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что и выплата имущественного пая умершего члена сельхозкооператива его наследнику при обращении последнего за такой выплатой может быть осуществлена только по окончании финансового года.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
На основании вышеназванных норм, суд полагает, что за истицей следует признать право собственности на паевой взнос в размере <данные изъяты> в СХПК (колхоз) «Красный Выборжец» <данные изъяты> в порядке наследования после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Комаровой Любови Владимировны удовлетворить.
Признать за Комаровой Любовью Владимировной право собственности на паевой взнос в размере <данные изъяты> в СХПК (колхоз) «Красный Выборжец» <данные изъяты> в порядке наследования после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26.09.2022 г.
Судья: