Дело №2-1888\2022 25 апреля 2022 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего Платоновой Н.М.
при секретаре Тимофеевой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском
дело по иску Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> к Каландарову Е.В. о взыскании денежных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с иском к Каландарову Е.В. о взыскании денежных сумм. В обоснование требований указав, что ответчику Каландарову Е.В., "."..г.0 года рождения, по заявлению была назначена пенсия по случаю потери кормильца по статусу «учащиеся в возрасте 18 лет и старше до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет достижению возраста» в связи с предоставлением справки Волгоградского Государственного университета от "."..г. №... об очной форме обучения. Однако, являясь получателем пенсии, ответчик Каландаров Е.В. скрыл от органа пенсионного обеспечения тот факт, что "."..г. он был отчислен из состава студентов в связи с окончанием и получением образования. Данные обстоятельства являются основаниями для невозможности назначения и выплаты ответчику пенсии по случаю потери кормильца в течение периода времени с "."..г., то есть первого числа месяца, следующего за месяцем в котором он был отчислен, по "."..г.1 года. За указанный период ответчику выплачена денежная сумма в размере 81374 рубля 79 копеек. "."..г. в адрес ответчика Каландарова Е.В. направлена претензия по факту переплаты по случаю потери кормильца, однако претензия была оставлена без внимания, задолженность до настоящего времени не погашена. Просит суд взыскать с Каландарова Е.В. незаконно полученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 81374 рубля 79 копеек.
В судебном заседании представитель истца Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> Рогальская О.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание ответчик Каландаров Е.В. не явился, извещен в установленном порядке по последнему известному суду месту жительства, причин неявки суду не сообщил.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Как разъяснено в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела первого части первой ГК РФ" статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Неполучение ответчиком судебной корреспонденции по месту его жительства, неявка в почтовое отделение за корреспонденцией, уведомление о получении которой оставлялась в почтовом ящике ответчика по месту жительства, при отсутствии у суда сведений о наличии обстоятельств, препятствующих получению судебных извещений, не может быть расценено судом как добросовестное использование ответчиком своих прав.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в статье 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствие с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
На основании ст. 10 ФЗ "Страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения правоотношений, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ признаются, в числе прочих, дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2, 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч. 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подп. 2 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В судебном заседании установлено, что с на основании личного заявления Каландарова Е.В. от "."..г., ему была назначена пенсия по случаю потери кормильца по статусу «учащиеся в возрасте 18 лет и старше до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет достижению возраста» в связи с предоставлением справки об обучении Волжского филиала Волгоградского Государственного университета от "."..г. №... со сроком обучения с "."..г. по "."..г., что подтверждается заявлением о назначении пенсии, справки Волгоградского Государственного университета от "."..г. №... (копия л.д.13, 14-16).
Между тем, являясь получателем пенсии, ответчик не сообщил органу пенсионного обеспечения тот факт, что согласно приказу №... от "."..г. Каландаров Е.В. был отчислен из состава студентов в связи с окончанием с "."..г. учебного учреждения, что подтверждается сообщением директора Волжского филиала Волгоградского Государственного университета от "."..г. (копия л.д.12).
Данные обстоятельства являются основаниями для невозможности назначения и выплаты ответчику пенсии по случаю потери кормильца в течение периода времени с "."..г., то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором он был отчислен.
Таким образом, в данный период времени ответчик Каландаров Е.В. не являлся студентом дневной (очной) формы обучения и не имел права на получение пенсии по потери кормильца, как получающий профессиональное образование по дневной форме обучения в возрасте старше 18 лет.
За указанный период ответчику выплачена денежная сумма в размере 81374 рубля 79 копеек, что подтверждается расчетом переплаты (копия л.д.7,10), протоколами о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии (копия л.д.6,9).
Пункт 4 ст. 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает обязанность получателя пенсии безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Как следует из п. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно п. 2 ст. 28 того же Закона в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из указанной нормы следует, что в действиях приобретателя излишне полученных денежных средств должна отсутствовать недобросовестность и обогащение должно произойти не в результате счетной ошибки. При этом, исходя из положений ч. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях процессуальная добросовестность пенсионера презюмируется и не нуждается в доказательствах, а бремя доказывания недобросовестности лежит на пенсионном органе.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации является правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений. Таким образом, для установления оснований возврата выплат необходимо установить вину истца в незаконном получении пенсии по потере кормильца.
Как установлено в судебном заседании, истцом "."..г. ответчику Каландарову Е.В. направлена претензия по факту переплаты по случаю потери кормильца, однако претензия ответчиком была оставлена без внимания, задолженность до настоящего времени не погашена.
Таким образом, сумма переплаты ответчику Каландарову Е.В. составила 81374 рубля 79 копеек, которую суд полагает подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, истец при обращении в суд освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика Каландарова Е.В. необходимо взыскать государственную пошлину в размере 2641 рубль 24 копейки, которая в соответствии со ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ подлежит зачислению в бюджет городского округа-<адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198, гл.22 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> к Каландарову Е.В. о взыскании денежных сумм– удовлетворить.
Взыскать с Каландарова Е.В. в пользу Государственного Учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> денежные средства в размере 81374 рубля 79 копеек.
Взыскать с Каландарова Е.В. в доход бюджета городского округа – <адрес> государственную пошлину в размере 2641 рубль 24 копейки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья:
Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г..
Судья: