Дело № 2-890/2023
УИД 42RS0035-01-2023-001613-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Таштагол 22 сентября 2023 г.
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Щегловой А.В.,
при секретаре Ануфриевой И.К.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафонова М. В. к администрации Каларского сельского поселения о признании права собственности в силу приобретательной давности,
установил:
Агафонова М.В. обратилась в суд с указанным иском и просила признать за ней право собственности в силу приобретательной давности на здание - часть жилого дома общей площадью 48,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Требования мотивированы тем, что Агафонова М.В. проживает в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ, а зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Изначально указанный дом был предоставлен ее отцу ФИО3 на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ совхозом «Таштагольский», где он работал трактористом. В настоящее время совхоз ликвидирован. При жизни ее родители своевременно не зарегистрировали право собственности в надлежащем порядке. Истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет, как своим собственным указанным жилым домом 29 лет. В течении всего времени проживания в доме несет бремя расходов, делает текущий и капитальный ремонт, ухаживает за домом, не допускает его разрушения, на земельном участке содержит огород.
В судебное заседание истец и ответчик не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Администрация признала исковые требования в полном объеме.
Изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных названным кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, пунктом 1 статьи 234 ГК РФ предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22 от 29 апреля 2010 г.), при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 постановления № 10/22 от 29 апреля 2010 г. также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
С учетом вышеизложенного приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь, которое не подменяет собой иные предусмотренные в пункте 2 статьи 218 ГК РФ основания возникновения права собственности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на основании ордера на семью из 5 человек, в том числе ФИО3 М. (дочь) был предоставлен дом по адресу <адрес>
Из представленных суд документов установлено, что истец Агафонова М.В. является дочерью ФИО3
Обращаясь в суд с заявленными исковыми требованиями, Агафонова М.В. ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ она владеет открыто, непрерывно и добросовестно жилым домом по адресу: <адрес> площадью 48,9 кв.м., а зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено домовой (поквартирной) книгой и представленным техническим паспортом на дом от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно предоставленной суду информации из Комитета по управлению муниципальным имуществом Таштагольского муниципального района, указанный дом не является объектом муниципальной собственности и не включен в Реестр муниципальной собственности Таштагольского муниципального района.
Из филиала № БТИ Таштагольского муниципального рай она ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» поступил технически паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 48,9 кв.м., а также сведения о том, что отсутствуют сведения на объекты по адресу: <адрес>
Из письменных пояснений ФИО4 и ФИО5 следует, что на спорный жилой дом никто не претендует, так как родители истца умерли, в доме проживает Агафонова М.В. с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно.
При таких обстоятельствах, суд, установив, добросовестность, открытость, непрерывность и длительность владения истца жилым домом более 18 лет, приходит к выводу, что она приобрела на него право собственности в порядке приобретательной давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Агафоновой М. В., удовлетворить.
Признать за Агафоновой М. В. право собственности на здание - часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 48,9 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Щеглова