Дело № 2-732/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2015 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Казаковой О.Н.
при секретаре Черничук В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску Мариничевой О.С., Станиславенко Н.С. к Управлению по опеке и попечительству Еврейской автономной области, мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании недействительным постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» № от ДД.ММ.ГГГГ и его отмене,-
у с т а н о в и л:
Мариничева О.С. обратилась в суд с иском к Управлению по опеке и попечительству ЕАО о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Требования мотивировала тем, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> судом ее родители ФИО2 и ФИО3 были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ и до достижения совершеннолетнего возраста опеку и попечительства над ней осуществляли опекуны - сначала ФИО4, а после его смерти <данные изъяты> - ФИО5. Ранее она (истица) проживала в жилых помещениях опекунов, а после достижения совершеннолетия проживает в квартире, принадлежащей по договору социального найма ее матери ФИО2. Жилое помещение расположено по адресу: <адрес>. С ней в данной квартире зарегистрированы и проживают: ФИО6 (ее мать), ФИО1 (сестра), племянница ФИО7. В период ее обучения в <данные изъяты>, в январе 2013 обратилась с заявлением в Управление опеки и попечительства ЕАО о включении сведений обо мне в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством. На ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ из Управления опеки и попечительства поступил ответ о том, что будет рассматриваться вопрос о включение ее в список. Позже в ее адрес поступает еще один ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ее включили в список. И третий ответ, который поступил в ее адрес ДД.ММ.ГГГГ, указывал, что ее исключили из списка. Жилое помещение, в котором она проживает, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, из них <данные изъяты> кв.м. приходится на нее, т.е. ниже учетной нормы, установленной в г. Биробиджане. У нее нет другого жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Просит суд включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями в соответствии с законодательством.
Мариничева О.С. обратилась в суд с иском к мэрии города МО «Город Биробиджан» о признании постановления недействительным и его отмене. Свои требования мотивировала тем, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес из Управления по опеке и попечительству ЕАО поступило письмо, из которого следует, сто ее исключили из списков, т.к. за ней и сестрой было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Считает, что данное помещение закреплено незаконно, т.к. ее отец ФИО3 проживает в нем временно и никаких правоустанавливающих документов на это жилье у него нет. Считает постановление № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим ее права на включение в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, предусмотренное ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просит признать данное постановление недействительным и отменить его.
Определением суда от 06.03.2015 указанные исковые заявления объединены в одно производство.
Определением суда от 25.02.2015 к участию в деле по иску Мариничевой О.С. к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» о признании недействительным постановления и его отмене в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Мариничев С.А., Управление по опеке и попечительству ЕАО; в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований – Станиславенко Н.С.
Определением суда от 27.03.2015 изменен процессуальный статус Станиславенко Н.С. с третьего лица на стороне истца на соистца, а также приняты к производству исковые требования Станиславенко Н.С. к Управлению по опеке и попечительству ЕАО, мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» о признании постановления мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и отмене, включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В судебном заседании Мариничева О.С. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить. Пояснила, что постановление о закреплении жилья является незаконным, т.к. в этой квартире проживает другой человек. В настоящее время она (истица) проживает с мамой, места в квартире мало, т.к. зарегистрированы четыре человека, а фактически живут шесть человек. Сначала ее (истицу) включили в список для получения жилья, а потом она узнала, что исключена из списка. В Управлении по опеке ничего не объяснили, сказали, что нужно идти в суд. Мама в настоящее время работает, ведет нормальный образ жизни.
Станиславенко Н.С. поддержала заявленные требования, пояснила, что никакого отношения к отцу не имеет, с ним не проживает, жилое помещение закреплено за ней незаконно. Проживает в квартире по <адрес>, площадь квартиры <данные изъяты> кв.м, следовательно, обеспеченность на одного члена семьи ниже нормы. Фактически в квартире проживают мама, ее муж с сыном от первого брака, она (Станиславенко Н.С.) с дочерью и сестра Мариничева О.С.
Представитель истцов Дубоделова Н.Ю. полностью поддержала позицию доверителей. Указала, что площадь жилого помещения, в котором проживают истицы, составляет, по сведениям БТИ, <данные изъяты> кв.м. Такой же размер указан в выписке из Росреестра. В договоре социального найма на квартиру по <адрес> указан иной размер площади, что является технической ошибкой. Постановление мэрии города является незаконным, т.к. закреплено за истцами жилое помещение, в котором проживают посторонние лица. Также нет доказательств того, что на момент вынесения постановления о закреплении жилья оно было предоставлено отцу детей. В 2005 проводилась перенумерация в общежитии по <адрес>, на момент закрепления в комнате проживала семья Саяпиных.
Представитель мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Панкайте С.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения извещена надлежащим образом. В судебном заседании 27.03.2015 пояснила, что ФИО8 не имел права проживать в жилом помещении, следовательно, опека не могла его закрепить за детьми. Регистрация не порождает самостоятельного права пользования. Таким образом, обжалуемое постановление подлежит отмене.
Представитель Управления по опеке и попечительству ЕАО Иванова О.А. по существу заявленных требований пояснила, что жилое помещение по <адрес> закреплено за истицами незаконно, постановление мэрии города подлежит отмене. В феврале 2013 сведения о Мариничевой О.С. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В дальнейшем, в связи с изменениями действующего законодательства, Мариничева О.С. была исключена из списка. Отсутствуют основания для включения Мариничевой О.С. и Станиславенко Н.С. в вышеуказанный список, т.к. нет кадастрового паспорта на квартиру.
ФИО8 в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть в отсутствие неявившихся участников процесса и, изучив материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 вышеназванного закона и ЖК РФ распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, имеют право на однократное внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что решением <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО8 лишены родительских прав в отношении дочерей ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мариничевой О.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В мотивировочной части данного решения указано, что с ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние не проживали с родителями, их воспитанием и содержанием занималась опекун ФИО9
Постановлением мэрии города Биробиджана от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетними Мариничевой О.С. и ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> на том основании, что отец детей ФИО8 зарегистрирован по указанному адресу.
Согласно справке ООО «РКЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 прописан по <адрес> сроком постоянно с ДД.ММ.ГГГГ по документу «Временное разрешение на проживание».
Из информации мэрии города от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствуют сведения о выдаче разрешения ФИО8 на вселение в жилые помещения <адрес>.
Решением городской Думы муниципального образования «Город Биробиджан» от ДД.ММ.ГГГГ № общежитию по адресу: <адрес> придан статус жилого дома. По результатам перенумерации, проведенной в указанном жилом доме в 2005, комнате № присвоен № в коммунальной квартире №, комнате № присвоен № квартиры №, комнате № присвоен № в коммунальной квартире №. На основании договора передачи от 29.11.2013 жилое помещение по адресу: <адрес> значится за ФИО12, ФИО10, ФИО11
Согласно сведений, полученных из МО МВД РФ «Биробиджанский», сержант милиции ФИО8 проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен по <данные изъяты>. Информацией о предоставлении ФИО8 жилого помещения по <адрес> не располагают.
Свидетель ФИО12 показала, что проживает по <адрес> с 2000 года с мужем и тремя детьми. Указанную комнату получили от завода ДСМ, на момент вселения не было окон, двери. В 2000 это была комната №, а сейчас квартира №, комната №. ФИО8 лично она не знает, он проживает в этом же доме с другой стороны. В данной квартире он никогда не жил.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в совокупности, суд приходит к убеждению, что в судебном заседании не добыто доказательств того, что жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетними Мариничевой О.С. и ФИО1, было предоставлено их отцу ФИО8 в установленном законом порядке и дети с ним фактически проживали.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними Мариничевой О.С. и ФИО1» нарушает права и законные интересы истцов, создает препятствия к осуществлению таких прав и свобод, и как следствие, подлежит признанию незаконным с даты издания и отмене.
Вышеприведенное решение Биробиджанского районного суда от 19.11.1998, а также отсутствие сведений о восстановлении ФИО2 и ФИО8 в родительских правах являются основанием к признанию истцов лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, они имеют право на дополнительные гарантии государства, в том числе гарантии прав на имущество и жилое помещение.
Свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 и ФИО1 заключили брак, жене присвоена фамилия «ФИО1».
Частями 3, 4 ст. 8 вышеназванного Закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 8 Закона).
В соответствии со ст. 4 Закона ЕАО от 25.01.2013 № 228-ОЗ "О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области", проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
Факт невозможности проживания указанных лиц в жилых помещениях по основаниям, указанным в части 1 ст. 4 Закона № 228-ОЗ, устанавливается органом опеки и попечительства после получения письменного заявления данных лиц или их законных представителей об установлении факта невозможности проживания на основании документов, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в части 1 настоящей статьи, и акта обследования жилищно-бытовых условий. Перечень необходимых документов по каждому основанию, порядок их представления и форма акта обследования жилищно-бытовых условий устанавливаются правительством области.
Решение об установлении факта невозможности проживания принимается в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления, о чем заявитель уведомляется в письменном виде не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.
Из материалов дела следует, что 29.12.2009 между муниципальным образованием «Город Биробиджан» и ФИО2 заключен договор социального найма жилого помещения №, по условиям которого нанимателю в бессрочное владение и пользование передана квартира <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны Мариничева О.С., ФИО1 Из справки ООО УК «ДомСтройСервис» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в вышеназванном жилом помещении зарегистрированы ФИО6, Мариничева О.С., Станиславенко Н.С., ФИО7
30.05.2013 Управлением по опеке и попечительству ЕАО в адрес Мариничевой О.С. направлена информация, из которой следует, что сведения о ней исключены из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с наличием у нее права пользования жилым помещением по <адрес>, а также в связи с тем, что Мариничева О.С. является членом семьи нанимателя <адрес>.
Пунктом 1.1 Решения городской Думы муниципального образования "Город Биробиджан" ЕАО от 31.03.2005 № установлено, что в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма общей площади жилого помещения определена в размере 11 кв. метров на одного члена семьи.
В судебном заседании Станиславенко Н.С. и Мариничева О.С. указали, что фактически проживают в квартире <адрес>, иного жилья не имеют.
По сведениям ГУП «БТИ ЕАО» общая площадь данного жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м, жилая площадь – <данные изъяты> кв.м. Аналогичные сведения содержит выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.01.2015. Таким образом, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения.
По убеждению суда, отсутствие кадастрового паспорта на вышеуказанное жилое помещение при наличии надлежащих сведений о размере общей и жилой площади жилого помещения, не является достаточным основанием для отказа истцам во включении их в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения.
С учетом всех установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к убеждению об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
Р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» № ░░ 02.02.2010 ░ ░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░» № ░░ 02.02.2010 «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░1».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░