Бояринцева Э.А. 11-165/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Киров 17 августа 2021 года
Октябрьский районный суд города Кирова в составе
судьи Стародумовой С.А.,
при секретаре Сильвеструк А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Балезина В.А. на решение мирового судьи судебного участка № 61 Октябрьского судебного района г. Кирова от 10 февраля 2021 года по иску АО «Куприт» к Балезину В.А. о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Куприт» обратилось с иском к Балезину В.А. о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав в обоснование иска, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Истец является региональным оператором Кировской области по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с наличием задолженности ответчика по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникшей за период январь 2019 г. - август 2019 г., истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа. 18.11.2019 мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика в пользу истца указанной задолженности. Определением от 11.12.2019 судебный приказ отменен по заявлению ответчика. Тем не менее, по состоянию на день подачи искового заявления задолженность ответчика перед истцом за период январь 2019 г. - август 2019 г. не погашена и составляет 4184,42 руб. Просит взыскать с Балезина В.А. в пользу АО «Куприт» задолженность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период январь 2019 - август 2019 г. в размере 4184,42 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400,00 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 61 Октябрьского судебного района г. Кирова от 10 февраля 2021 года исковые требования АО «Куприт» к Балезину В.А. удовлетворены. С Балезина В.А. в пользу АО «Куприт» взыскана задолженность по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 по август 2019 года включительно в сумме 4184 руб. 42 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп., а всего 4584 рубля 42 коп.
Ответчиком Балезиным В.А. подана апелляционная жалоба на вышеуказанное решение мирового судьи, которое он просит отменить полностью или в части и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указал, что о судебном заседании узнал вечером накануне от жены, зашедшей по другому вопросу на судебный участок, которой о дате переноса судебного заседания сообщила помощник, соответственно времени подготовиться к судебному заседанию не имел, тем более собрать доказательства по делу. Судебной повестки заблаговременно не получал, соответственно им не была представлена справка из ГУ УПФ РФ, что собственник Балезина Н.К. имела льготы и в период взыскания с января 2019 по 04 марта 2019 года, когда была жива, данное обстоятельство не учтено. Фактически услуга в указанный период не оказывалась, не имелось даже мусорных баков, мусор вывозили сами в ближайшие по пути следования баки.
Ответчик Балезин В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, суду пояснил, что в сентябре вступил в наследство после Н., долг перешел к нему по наследству. Н была <данные изъяты>, у нее была льгота. Изначально Куприт сделал перерасчет в связи с отсутствием контейнеров и оказанием некачественных услуг. В период с марта по сентябрь фактически в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, никто не проживал, хотя фактически проживал по адресу: <данные изъяты>, указанные обстоятельства не учтены. О том, что не проживал по спорному адресу, о том, что не проживает, в установленном порядке не сообщал, никуда не заявлял.
Истец АО «Куприт» в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, выслушав ответчика, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений на неё, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 5 части 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в том числе, у собственника помещения, с момента возникновения права собственности на такое помещение, с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
Статьей 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Судом первой инстанции установлено, что Балезин В.А. с 16.09.2019 является собственником жилого дома по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 190,8 кв.м.
Частью 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) установлена обязанность собственника жилого дома или части жилого дома обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С января 2019 года услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) включена в состав коммунальных услуг, оказываемых региональным оператором по обращению с ТКО по Кировской области – АО «Куприт».
Порядок начисления платы за коммунальную услугу регулируется постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила № 354).
Плата за коммунальную услугу по ТКО определяется на основании единого тарифа регионального оператора, утвержденного региональной службой по тарифам (далее - РСТ Кировской области) и норматива накопления ТКО.
Согласно решению РСТ Кировской области от 11.12.2018 года 44/78-тко-2019 единый тариф на услуги АО «Куприт» для населения собственников жилых помещений и исполнителей коммунальной услуги составил с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 949, 62 руб. /куб.м, с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 960,68 руб./куб.м.
Согласно распоряжению министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 12 января 2018 г. N 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области» в муниципальных образованиях "Город Киров" и "Город Кирово-Чепецк" в жилом помещении многоквартирных домов вне зависимости от степени благоустроенности оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов (п.2.1).
Согласно распоряжению министерства энергетики и жилищно-коммунальный хозяйства Кировской области от 26.12.2018 № 67 в муниципальных образованиях Кировской области, за исключением города Кирова и «Город К-Чепецк» норматив потребления утвержден с человека. Для МО «Город Киров» норматив накопления ТКО утвержден с 1 кв.м общей площади жилого помещения и составляет 0,0621 куб. м/год.
Согласно распоряжению министерства энергетики и жилищно-коммунальный хозяйства Кировской области от 20.06.2019 № 41 в муниципальных образованиях «Город Киров» и «Город Кирово-Чепецк» для индивидуальных жилых домов, вне зависимости от степени благоустроенности, оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется с 01.07.2019 исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО с 1 человека и составляет 1,732 куб.м/год.
Общая сумма задолженности Балезина В.А. перед АО «Куприт» по оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01 января 2019 по 31 августа 2019 (с учетом перерасчета в связи с нарушением установленной законодательством периодичности вывоза ТКО) составила 4184 руб. 42 коп.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
На основании части 1 статьи 24.7. Федерального закона № 89-Ф3 региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4 статьи 24.7. Федерального закона № 89-ФЗ).
Частью 5 указанной статьи установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО
установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО). Указанным постановлением утверждена форма типового договора.
В соответствии с пунктом 1 Правил обращения с ТКО к отношениям, возникающим между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 148.1 Правил предоставления коммунальных услуг с собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми
коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании
возмездного договора, содержащего положения о предоставлении
коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными
отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148.4 - 148.6 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Таким образом, при установленной законодательством обязанности
собственника жилого помещения заключить договор на оказание услуги по
обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором,
потребителю предоставляется право выбора способа заключения указанного договора - в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Пунктом 148.16. Правил предоставления коммунальных услуг
установлено, что для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным
оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом, подписанное собственником заявление о заключении договора.
В соответствии с абзацем 3 пункта 8.17. Правил обращения с ТКО
заявление о заключении договора должно быть подано потребителем в
течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором
предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с
твердыми коммунальными отходами. Следовательно, инициатором заключения договора на обращение с
ТКО в письменной форме и лицом, обязанным в этом случае совершить
определенные действия, является потребитель, а не региональный оператор.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг
конклюдентные действия - действия, свидетельствующие о намерении
потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких
услуг.
Из пункта 8.2.5 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), следует, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Как следует из материалов дела, для потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, проживающих в жилом доме по адресу: <данные изъяты>, место накопления ТКО расположено по адресу: <данные изъяты>. Расстояние между жилым домом и местом накопления ТКО более 100 м (расстояние до места накопления ТКО составляет ориентировочно 410 м).
Однако, расположение контейнеров на расстоянии, превышающем расстояние, установленное требованиями пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 (более 100 метров от жилого дома), само по себе не свидетельствует об отсутствии оказания истцом коммунальной услуги по вывозу ТКО.
Твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых
помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (статья 1 Федерального закона № 89-Ф3).
Фактическое потребление коммунальной услуги по обращению с ТКО
(совершение конклюдентных действий) потребителем предполагается,
поскольку, во-первых, в процессе жизнедеятельности человека безусловно образуются твердые коммунальные отходы; во-вторых, оборот твердых коммунальных отходов ограничен, т.к. они подлежат сбору и утилизации в соответствии с действующим законодательством, т.е. посредством пользования услугой по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором; в-третьих, потребители имеют реальную возможность пользоваться услугой регионального оператора, услугой по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором.
Указанный вывод подтверждается положением, содержащимся в пункте 8.17. Правил обращения с ТКО, согласно которому в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». То есть, при ограниченности альтернативных способов заключения
договора (пункт 148.1. Правил предоставления коммунальных услуг) и в
случае не реализации потребителем права на заключение договора в
письменной форме, договор считается заключенным оставшимся способом - путем совершения конклюдентных действий.
Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению
с ТКО размещено АО «Куприт» на своем официальном сайте в сети
«Интернет» и опубликовано в газете «Кировская правда» 18.12.2018.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО
считается заключенным с ответчиком с 17.01.2019.
Получение ответчиком квитанций по оплате услуг по вывозу твердых бытовых отходов, предоставление указанной услуги истцом ответчику подтверждает заключение ответчиком публичного договора с истцом вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения.
Таким образом, с 17.01.2019 ответчику предоставлялась услуга ООО «Куприт» по вывозу твердых бытовых отходов, оплату которой он не
производил в полном объеме.
В соответствии со статьей 56 ГК РФ ответчик суду не представил доказательств того, что услугами истца по вывозу твердых бытовых отходов не пользуется, а исполнителю оплачена задолженность по оказанию услуг - вывозу твердых бытовых отходов.
В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
При таких данных обязанность по вывозу твердых бытовых отходов
должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом
способом.
Довод ответчика о том, что весь образующийся у него мусор он либо перерабатывает, либо использует, либо утилизирует путем сдачи специализированным организациям, суд оценивает критически, поскольку он не подтверждается никакими доказательствами.
Контейнерная площадка, закрепленная за домом ответчика, в спорный период находилась по адресу: <данные изъяты>. Факт размещения контейнерной площадки подтверждается информацией, полученной из автоматизированной системы управления (АСУ) «Управление отходами», содержащей электронную модель территориальной схемы обращения с отходами на территории Кировской области.
Истец признал факты ненадлежащего оказания ответчику услуги по вывозу ТКО в части периодичности вывоза мусора в спорный период и добровольно произвел перерасчет платы за данную коммунальную услугу.
Ответчиком не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что в период с января 2019 по август 2019 года АО «Куприт» оказывало ему коммунальную услугу по вывозу ТКО ненадлежащего качества, в том числе доказательств нарушения периодичности вывоза ТКО.
Доказательств, подтверждающих что АО «Куприт» в период с января 2019 по август 2019 года не предоставляло Балезину В.А. коммунальную услугу по вывозу ТКО, суду первой инстанции при рассмотрении материалов дела также не представлено. Ответчик зарегистрирован в жилом помещении в спорный период, за перерасчетом предоставленных услуг в связи с не проживанием в доме, не обращался. 19.09.2019 года ответчик обращался за перерасчетом услуги в связи с ее не оказанием.
Поскольку ответчик является собственником жилого дома, он несет обязанность по внесению платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Доводы ответчика о том, что контейнерной площадкой, расположенной у дома <данные изъяты>, он не пользовался, не освобождает его как собственника от уплаты коммунальной услуги по обращение ТКО с учетом ст. 155 ЖК РФ.
Отсутствие контейнера в пределах 100-метровой зоны от жилого дома ответчика не свидетельствует о незаконности действий истца по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.08.2019 г. по лицевому счету <данные изъяты>.
Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик Балезин В.А., в том числе, являлся и наследником первой очереди после смерти своей матери, в связи с чем к нему перешло в порядке наследования не только имущество наследодателя, но и его долги.
Аргументы апелляционной жалобы Балезина В.А. о том, что в спорный период собственником жилого дома являлась его мать, которая в настоящее время умерла, и имела льготы по уплате за коммунальные услуг, суд отклоняет, т.к. доказательств суду первой инстанции вопреки ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено. Предоставление меры социальной поддержки инвалидов в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер, доказательств обращения Н.., умершей 04.03.2019 года, не представлено.
В силу ст. 155 ГПК РФ разбирательство дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Согласно положениям ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении или судебной повесткой с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63).
Как установлено судом апелляционной инстанции, судом первой инстанции ответчику направлялись письма на даты судебного заседания 03.02.2021, 10.02.2021 по адресу, указанному в исковом заявлении, однако они не были получены и за истечением срока хранения возвращены в суд. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само совершеннолетнее физическое лицо.
При таких обстоятельствах довод о ненадлежащем извещении суд апелляционной инстанции полагает не состоятельным.
Таким образом, доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Учитывая, что решение мирового суда постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, в связи с чем, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, суд не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение мирового судьи судебного участка № 61 Октябрьского судебного района г. Кирова от 10 февраля 2021 года по иску АО «Куприт» к Балезину В.А. о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья С.А. Стародумова