Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-372/2024 (2-3903/2023;) ~ М-3095/2023 от 27.10.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 февраля 2024 года в городе Новом Уренгое Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Шафоростовой О. Ю., при секретаре судебного заседания Дзакураеве К. М., с участием помощника прокурора города Нового Уренгоя Бежиной Ю. Р., представителя ответчика Козаченко Т. В., представителя третьего лица МКУ «УМХ» Сергеевой А. Г., представителя третьего лица ТОНД по МО г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО Шарпатого И. М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-372/2024 по иску прокурора города Нового Уренгоя в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 16» о возложении обязанности совершить определённые действия,

установил:

Прокурор города Нового Уренгоя, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 16» (далее по тексту также – ответчик, МБОУ «СШ № 16») о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства на объекте, расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Мирный, дом № 5, корпус № 4, путём обеспечения системы противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождением их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; обеспечения оснащения кабельных линий и электропроводки системы противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре) с применением пожаростойких проводов; производства монтажа системы пожарной сигнализации в помещениях пищеблока, а именно в мучном цехе, овощном цехе, мясном цехе; обеспечения пути эвакуации в актовом зале аварийным освещением. В обоснование иска указано, что по результатам проведённой проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в указанном учебном заведении допускаются нарушения требований пожарной безопасности. Прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако, применение данной меры прокурорского реагирования не привело к их устранению, что повлекло обращение в суд с настоящим иском (т. 1 л. д. 5-6).

В судебном заседании помощник прокурора города Нового Уренгоя Бежина Ю. Р. на удовлетворении иска настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ «СШ № 16» Козаченко Т. В. (действующая на основании приказа департамента образования администрации города Нового Уренгоя от дд.мм.гггг <суммы изъяты>-л/с – т. 2 л. д. 5) исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, приобщённом к материалам настоящего гражданского дела (т. 2 л. д. 2-4).

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ЯНАО Шарпатый И. М. (действующий на основании доверенности от дд.мм.гггг <суммы изъяты>, выданной сроком по дд.мм.гггг – том 2 л. д. 6-7) исковые требования прокурора города Нового Уренгоя поддержал, считал их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица МКУ «УМХ» Сергеева А. Г. (действующая на основании доверенности от дд.мм.гггг <суммы изъяты>, выданной сроком по дд.мм.гггг – т. 1 л. д. 199) требования прокурора считала обоснованными и законными, однако просила установить более продолжительный срок для устранения выявленных нарушений – до дд.мм.гггг. В обоснование своей позиции указала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, приобщённом к материалам настоящего гражданского дела (т. 1 л. д. 44).

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица департамента образования администрации города Нового Уренгоя, при надлежащем извещении данного лица о времени и месте судебного разбирательства по делу.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ «О пожарной безопасности»), а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

Ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью признаётся состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.

Ст. 9 вышеуказанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Из анализа названных норм следует, что ответственность за жизнь и безопасность обучающихся, работников образовательной организации несёт образовательное учреждение.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности.

Ч. 1 ст. 296 ГК РФ определяет, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности, проведённой прокуратурой города Новой Уренгой на объекте – МБОУ «Средняя школа № 16», расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Мирный, дом № 5/4, выявлено нарушение требований пожарной безопасности, выразившееся в следующем: в нарушение п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ т 16.09.2020 № 1479, система противопожарной защиты не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; в нарушение ст. 6, ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) выполнена с применением не пожаростойких проводов; в нарушение ст. 4, ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4, п. 48 таб. 3 СП 486.1311500.2020, не выполнен монтаж системы пожарной сигнализации в помещениях пищеблока (фактические датчики СПС отсутствуют) в мучном цехе, овощном цехе, мясном цехе; в нарушением ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.12 СП 1.13130 на путях эвакуации в актовом зале отсутствует аварийное освещение.

Доказательств обратного ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено, напротив, в судебном заседании лица, участвующие в деле, подтвердили наличие нарушений и работы, которые ведутся к их устранению.

Как установлено судом, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа 16» является образовательной некоммерческой организацией, зарегистрирована в качестве юридического лица, о чём 09.07.2003 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись.

Место нахождения и адрес юридического лица: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Мирный, дом № 5/4.

Учредителем юридического лица является муниципальное образование город Новый Уренгой, от имени учредителя выступает Департамент образования администрации города Новый Уренгой. Основным видом деятельности является образование среднее общее, дополнительным видом деятельности является образование начальное общее, образование основное общее, образование дополнительное детей и взрослых.

В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» как было указано судом выше, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Факт наличия в МБОУ «СШ № 16» на момент рассмотрения настоящего дела нарушения требований пожарной безопасности нашёл подтверждение в судебном заседании и ответчиком не оспорен, МБОУ «СШ № 16» является учреждением с массовым пребыванием обучающихся детей, то есть и с массовым пребыванием людей, соответственно, имеется угроза нарушения прав лиц, посещающих здание средней школы, а также находящихся в помещениях в силу трудовых обязанностей, осуществление деятельности ответчика с выявленными нарушениями является недопустимым; иск предъявлен прокурором в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, имеется безусловная потребность в наличии всех необходимых средств пожаротушения, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности людей.

Рассматривая требования истца, суд, оценив в совокупности установленные и собранные по делу доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку ответчиком не исполнена предусмотренная законодательством обязанность устранить допущенные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности в здании МБОУ «Средняя школа № 16», расположенного по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Мирный, д. 5/4, которые являются необходимыми, поскольку свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара в эксплуатируемом здании средней школой. Не устранение администрацией образовательного учреждения выявленного нарушения является опасным для жизни и здоровья работников средней школы и обучающихся.

При этом суд исходит из того, что в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.

Несмотря на то, что администрацией МБОУ «Средняя школа № 16» фактически осуществляются все необходимые действия, направленные на создание надлежащих требований пожарной безопасности и условий функционирования здания средней школы в целом при посещении его учащимися и работниками учреждения, между тем, необходимость исполнения предусмотренной законодательством обязанности устранить конкретные допущенные и выявленные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций, следует из анализа названных выше нормативных правовых актов.

Суд устанавливает срок исполнения решения по устранению выявленных нарушений в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, который отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П, от 14 мая 2003 г. № 8-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 26 февраля 2010 г. № 4-П, от 14 мая 2012 г. № 11-П, от 10 марта 2016 г. № 7-П).

Установление указанного срока исполнения решения направлено на понуждение ответчика исполнить обязанности, возложенные на него законом.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск прокурора города Нового Уренгоя в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 16» (ОГРН 1028900628570) в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на объекте муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 16», расположенном по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Мирный, дом № 5/4, а именно:

- обеспечить систему противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождением их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;

- обеспечить оснащение кабельных линий и электропроводки системы противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре) с применением пожаростойких проводов;

- произвести монтаж системы пожарной сигнализации в помещениях пищеблока, а именно в мучном цехе, овощном цехе, мясном цехе;

- обеспечить пути эвакуации в актовом зале аварийным освещением.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 07 марта 2024 года путём подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Председательствующий:

2-372/2024 (2-3903/2023;) ~ М-3095/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МАОУ "Средняя школа № 16"
Другие
ТОНД по МО г. Новый Уренгой УНД ГУ МЧС России по ЯНАО
Департамент образования администрации МО г. Новый уренгой
МКУ "Управление муниципального хозяйства"
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Шафоростова Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
novourengoysky--ynao.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2023Передача материалов судье
03.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.01.2024Предварительное судебное заседание
30.01.2024Предварительное судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2024Дело оформлено
29.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее