Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-77/2023 (2-810/2022;) ~ М-759/2022 от 20.12.2022

            Дело №2-77/2023

37RS0016-01-2022-001069-65

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          14 февраля 2023 года                                                                 г.Пучеж Ивановской области

Пучежский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Федичевой И.Ю.,

с участием истца Канашиной А.П.,

представителя ответчика -Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области Комаровой С.А.,

при секретаре Кондратовой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашиной Анастасии Павловны к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> о взыскании недополученной суммы компенсаций, средств материального стимулирования, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Канашина А.П. (далее - истец) обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее- УФНС по <адрес>, ответчик) о взыскании с УФНС по <адрес> суммы недоплаченной компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, суммы недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за <данные изъяты> года в <данные изъяты>, суммы процентов за просрочку выплаты отпускных в <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, процентов за несвоевременную выплату выходного пособия в сумме <данные изъяты>, компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, а также компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. В обоснование заявленных требований указала, что она проходила государственную гражданскую службу в МИФНС по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ занимала должность заместителя начальника правового отдела. С ДД.ММ.ГГГГ МИФНС по <адрес> реорганизована путем присоединения к УФНС по <адрес>, в результате чего ее должность подлежала сокращению. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с нею расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности. Ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве <данные изъяты>, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>, с которыми она не согласна, поскольку в их расчет не включены суммы материального стимулирования и премий, выплаченных ей в течение года.

В ходе рассмотрения дела истица в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно увеличивала исковые требования. В окончательной форме требования истица просит суд взыскать в ее пользу следующие суммы недоплаченной компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>, суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, суммы: недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за <данные изъяты>, суммы процентов за просрочку выплаты отпускных на ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты>, проценты за несвоевременную выплату выходного пособия в сумме <данные изъяты>, компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>, а также компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. Проценты за просрочку выплаты выходного пособия, денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, просит взыскать по день фактической выплаты. Кроме того, просит взыскать сумму материального стимулирования за <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> или в соответствии с расчетом таких сумм в соответствии с занимаемой должности - заместителя начальника правового отдела, за фактически отработанное время, в равных условиях с работниками государственной гражданской службы, продолживших работать после ДД.ММ.ГГГГ Требования в части взыскания материального стимулирования за <данные изъяты> г мотивированы тем, что за указанный период ей были выплачены средства материального стимулирования в размере 3000 рублей. Считает, что размер премии не может определяться произвольно. Величина каждой премии должна быть обусловлена качеством работы конкретного работника, его отношением к труду, вкладом в общую работу инспекции. Выплаченная в меньшем размере сумма материально стимулирования должна быть мотивирована.

Уточненные исковые требования приняты к производству суда.

В судебном заседании истец Канашина А.П. заявленные исковые требования поддержала, по основаниям, указанным в иске и дополнении к исковому заявлению. Дополнительно пояснила, что работодатель при выплате ей выходного пособия должен был руководствоваться также письмом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Ею также заявлены требования о выплате средств материального стимулирования за <данные изъяты> года, которые по ее расчету составляет <данные изъяты>. По ее мнению, при расчете средств материального стимулирования работодатель не учитывал показатели эффективности каждого из работников, занимаемую им должность. Полагает, что действиями ответчика по несвоевременной выплате заработной платы (всех заявленных в иске сумм) и выплатой ее в неполном объеме ей причинен моральный вред. Для защиты свое нарушенного права она вынуждена была обратиться к специалисту для составления расчета по иску, так как не является специалистом в данной области. Полагает, что ее требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика УФНС по <адрес> против удовлетворения заявленных требований возражала. Суду пояснила, что выплаты стимулирующего характера, премии, поощрительные выплаты, не связанные с оплатой труда, являются прерогативой работодателя. В соответствии с механизмом распределения бюджетных ассигнований, решение о выплате стимулирования служащим, уволенным из налогового органа в расчетном периоде и после него, осуществляется за счет представления комиссии с учетом фактически отработанного времени сотрудником. Согласно принятому решению работникам, которые не состоят в трудовых отношениях с УФНС, осуществляется выплата в соответствии с приложением , в соответствии с которым Канашиной А.П. выплачены средства материального стимулирования в размере <данные изъяты>. С представленным истцом расчетом согласны частично, не согласны с тем моментом, что проценты по ст. 236 ТК РФ на отпускные и компенсацию за неиспользованный отпуск должны быть начислены на суммы, подлежащие выплате, за минусом походного налога. В настоящий момент должности, аналогичной той, что занимала ФИО8, не имеется. Объем работы и должностные обязанности заместителя начальника правового отдела УФНС по <адрес> значительно отличаются от обязанностей, которые выполняла истец.

В письменных возражениях на иск УФНС по <адрес> указало, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку налоговым органом расчет подлежащих выплате Канашиной А.П. сумм произведен правильно, в соответствии с действующим законодательством, т.к. выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих, не является гарантированной выплатой в структуре денежного содержания. Поскольку суммы за ежегодный отпуск и за неиспользованный отпуск были выплачены истице в установленный законом срок, основания для выплаты денежной компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ отсутствуют. По решению Комиссии по оценке эффективности деятельности структурных подразделений управления истице определен размер средств материального стимулирования за 3 квартал 2022 г. в размере 3000 рублей. Определение качества и эффективности работы является прерогативой работодателя. Истице трижды предлагалось замещение вакантных должностей в связи с сокращением ее должности, в соответствии с уровнем ее квалификации и специфики, от чего она отказалась. В связи с чем порядок увольнения истицы не был нарушен, поэтому не повлек каких-либо нарушений ее чести, достоинства и деловой репутации, ввиду чего ей не были причинены какие-либо нравственные страдания и переживания, ввиду чего основания для компенсации морального вреда отсутствуют. Кроме того, ответчик полагает, что сумма задолженности по заработной плате, с которой рассчитывается компенсация, рассчитывается без учета НДФЛ, так как при выплате зарплаты работодатель обязан удержать из нее налоги. Соответственно, сумма НДФЛ не является частью невыплаченной заработной платы.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Исходя из ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о государственной гражданской службе) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст.50 Закона о государственной гражданской службе).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе).

В соответствии с ч.10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, в период действия спорных правоотношений был урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем 1 пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 настоящих Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу ч. 1 ст. 51 Закон о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе).

Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз.8 пп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных данным Указом в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года N 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов. Аналогичные Постановления приняты Правительством Российской Федерации в последующие годы.

Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, входящим в состав денежного содержания служащих.

Как установлено в судебном заседании и сторонами по делу не оспаривается, приказом лс от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принята на работу в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> должность специалиста 1 категории отдела общего обеспечения (л.д.102).

Согласно приказу лс от ДД.ММ.ГГГГ в связи с реорганизацией МИФНС по <адрес> путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> ФИО8 переведена на должность заместителя начальника правового отдела (л.д.103-104), с ней заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.106-107).

На основании приказа Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, приказа УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ @ принято решение о реорганизации МИФНС по <адрес> путем присоединения к УФНС по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-100,101).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вручено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы (л.д.108). Трижды в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлялось предложение о замещении должности государственной гражданской службы в соответствии с ее квалификацией (л.д.109-111).

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО2 прекращен в связи с сокращением по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе (приказ л.с. от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.105).

В силу ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, в том числе предусмотренным сокращения должностей гражданской службы в государственном органе, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

При увольнении истца с занимаемой должности, ответчиком была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Закона о государственной гражданской службе в размере 129930,56 рублей и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемый ежегодный отпуска в количестве 14,33 календарных дня в соответствии с п. 13 ст. 46 указанного Федерального закона в размере 15281,37 рублей (л.д.25,116).

Кроме того, за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговые органы, гражданским служащим Инспекции, в том числе ФИО2, выплачивались премии за фактически отработанное время в период с ноября 2021 года по октябрь 2022 года в размере 120052,70 рублей, единовременная выплата в связи с предоставлением ежегодного основного отпуска в размере 14850 рублей, материальную помощь в размере 7425 рублей (л.д.19-25), которые учтены ответчиком при расчете подлежащих выплате истцу сумм при увольнении (л.д. 116).

Приказами начальника Инспекции за счет дополнительных бюджетных ассигнований федеральным государственным служащим Инспекции, Канашиной А.П., произведена выплата материального стимулирования в период с января 2021 года по октябрь 2022 года в размере доведенных лимитов.

Из материалов дела усматривается, что на основании приказов МИФНС России по <адрес> Канашиной А.П. начислены средства материального стимулирования за <данные изъяты>

Согласно расчетным листкам и справкам о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за <данные изъяты> годы Канашиной А.П. начислены и выплачены по вышеуказанным приказам средства материального стимулирования.

Представленный ответчиком математический расчет отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении Канашиной А.П. (л.д. 116) данных об учете выплаченных ей средств материального стимулирования при расчете вышеуказанных выплат не содержит.

Следовательно, суд приходит к выводу, что произведенные выплаты материального стимулирования не были включены в расчет месячного денежного содержания Канашиной А.П. и не учтены при расчете среднего заработка для компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой должности и за неиспользованные дни отпуска ко дню увольнения.

Согласно выпискам из приказов, Канашина А.П. находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 112), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 113), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 114-115).

Из представленного ответчиком расчета отпускных усматривается, что начисленные и выплаченные средства материального стимулирования не включены в расчет месячного денежного содержания Канашиной А.П. и не учтены при расчете среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска, предоставленного за период нахождения в отпуске в выше обозначенные периоды.

Поскольку выплаты, полученные Канашиной А.П. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, и подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск, суд приходит к выводу о правомерности заявленных Канашиной А.П. исковых требований в указанной части.

Суд соглашается с расчетом задолженности произведенным истцом в части указанных сумм, так как он является арифметически и методологически верным, не противоречит закону, в связи, с чем сомнений не вызывает. Ответчик, не согласный с исковым требованиями истицы, расчет представленный истицей не оспаривал, признал его математически верным. Своего расчета в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил.

В соответствии со ст. 236 ТКРФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Окончательный расчет с работником производится в день прекращения трудового договора (ч.4 ст. 84.1 ТК РФ).

Факт нарушения трудовых прав работника и несвоевременной выплаты истцу Канашиной А.П. в полном объеме компенсаций при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания, начислений оплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск, компенсации за неиспользованный отпуск установлен в ходе рассмотрения дела.

Суд не соглашается с представленным истцом расчетом процентов за несвоевременные выплаты в полном объеме, произведенным истцом, в части четырехмесячного денежного содержания, выплаченного при увольнении, поскольку, как следует из данного расчета, проценты за несвоевременную выплату рассчитаны истцом с 20.10.2022 г., в то время как обязанность работодателя по выплате четырехмесячного денежного содержания должна была быть выполнена не позднее дня увольнения работника, т.е. ДД.ММ.ГГГГ При этом, суд учитывает, что указанная сумма в силу п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ налогообложению не подлежит.

Таким образом, размер процентов, рассчитанных в порядке ст. 236 ТК РФ, начисленных ввиду несвоевременной выплаты четырехмесячного денежного содержания определяется судом в следующем размере:

<данные изъяты>

Оценивая расчет процентов за нарушение сроков выплаты в полном объеме компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ, налог) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Учитывая, что в силу ст. 236 ТК РФ размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм, суд приходит к выводу, что при определении суммы, ввиду несвоевременной выплаты которой истец получила право требования процентов в порядке ст. 236 ТК РФ, следует исходить из суммы компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных за вычетом подоходного налога (13 %), т.е. из фактической суммы, которую бы получил истец при своевременном начислении и выплате ему указанных сумм.

Таким образом, размер процентов, рассчитанных в порядке ст. 236 ТК РФ, определяется судом в следующем размере:

- проценты за просрочку выплаты отпускных за июнь 2022 года:

4838,77 рублей (5561,81 -13%) * 17 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 11 %*1/150 = 60,32 руб.

4838,77 рублей (5561,81 -13%) * 41 день (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 9,5 % *1/150 = 125,65 руб.

4838,77 рублей (5561,81 -13%) * 56 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 8,0 % *1/150 = 144,52 руб.

4838,77 рублей (5561,81 -13%) * 149 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 7,5 % *1/150 = 360,49 руб.

Таким образом, размер процентов за просрочку выплаты отпускных за июнь 2022 года составил 690,98 руб.

- проценты за просрочку выплаты отпускных за июль 2022 года:

20777,99 рублей (23882,75 -13%) * 19 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 9,5 % *1/150 = 250,03 руб.

20777,99 рублей (23882,75 -13%) * 56 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 8,0 % *1/150 = 620,57 руб.

20777,99 рублей (23882,75 -13%) * 149 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 7,5 %*1/150 = 1547,96 руб.

Таким образом, размер процентов за просрочку выплаты отпускных за июль 2022 года составил 2418,56 руб.

- проценты за просрочку выплаты отпускных за сентябрь 2022 года

9359,29 рублей (10757,80 -13%) * 26 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 8,0 % *1/150 = 129,78 руб.

9359,29 рублей (10757,80 -13%) * 149 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 7,5 % *1/150 = 697,27 руб.

Таким образом, размер процентов за просрочку выплаты отпускных за сентябрь 2022 года составил 827,05 руб.

- проценты за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованный отпуск

10484,95 рублей (12051,67 -13%) * 118 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) * 7,5 % *1/150 = 613,37 руб.

Таким образом, размер процентов за просрочку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск составил 613,37 руб.

В связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 по взысканию процентов, начисленных за несвоевременную выплату вышеуказанных денежных сумм в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня, когда должны быть, произведены выплаты, по день вынесения решения суда ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению частично в вышеуказанном размере.

При этом, в силу ст. 236 ТК РФ указанные проценты подлежат начислению по день фактической выплаты на суммы компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных за вычетом подоходного налога (13 %), т.е. из фактической суммы, которую бы получил истец при своевременном начислении и выплате ему указанных сумм.

Следовательно, проценты по ст. 236 ТК РФ подлежат начислению по день фактической выплаты на сумму: 98 567,68 + 10484,95 рублей (12051,67 -13%) + 4838,77 рублей (5561,81 -13%) +20777,99 рублей (23882,75 -13%) +9359,29 рублей (10757,80 -13%) = 144028 рублей 68 копеей.

Разрешая вопрос о выплате средств материального стимулирования за <данные изъяты>, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

С учетом приведенных выше положений закона выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя, и зависит от его усмотрения.

В соответствии со ст. 50 Закона о государственной гражданской службе оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Частью 10 статьи 50 того же Федерального закона предусмотрено, что Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Законом не предусмотрено, что «другие выплаты» (в отличие от дополнительных выплат в соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе) включены в денежное содержание гражданского служащего.

Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (с последующими дополнениями) предусмотрено осуществление с 1 января 2007 г. и в 2008-2010 годах материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов ФНС за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ Приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 г. № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, в соответствии с которым материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания государственного служащего (п. 2).

Пунктом 5 Порядка установлено, что для проведения оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате ФНС и всех ее территориальных органах, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

Выплата материального стимулирования происходит на основании оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС.

Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.

Начальниками налоговых органов устанавливаются порядок работы комиссий и их персональный состав, а также утверждаются решения Комиссии.

В соответствии с выпиской из протокола заседания Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 28.11.2022 г. №9дсп. определен механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России. Кроме того, решили при определении сумм материального стимулирования минимальный рейтинговый балл за 3 квартал 2022 года не применять (л.д.57).

В силу п. 3 раздела II Механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (далее Механизм), решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налогового органа в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает руководитель соответствующего налогового органа (для гражданских служащих налогового органа).

Разделом III Механизма установлены критерии оценки качества выполнения гражданским служащим налоговых органов должностных обязанностей.

В соответствии с п.4 протокола заседания комиссии УФНС по <адрес> по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, расчет и выплата средств материального стимулирования за 3 квартал 2022 г. работникам, не состоящим в трудовых отношениях с ФНС России по <адрес>, производится в соответствии с приложением к настоящему протоколу (л.д.79-83).

Приказом дсп от ДД.ММ.ГГГГ утверждено вышеуказанное решение Комиссии УФНС России по <адрес> (л.д.98-100).                       

Из Приложения к приказу дср от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Канашиной А.П., не состоящей с УФНС в трудовых отношениях, начислены средства материального стимулирования в размере <данные изъяты> (л.д.86).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Канашиной А.П.выплачивались средства материального стимулирования в следующем размере:

<данные изъяты>

В судебном заседании сторонами не оспаривался факт того, что каждый квартал сумма материального стимулирования была разной, выплачивали эти суммы в зависимости от рейтинга налоговой инспекции, эффективности работы.

Анализ вышеприведенных доказательств, позволяет суду прийти к выводу, что оценка показателей результативности работы истца отнесена к исключительной компетенции ее непосредственного руководителя, который по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа определяет конкретные размеры материального стимулирования с учетом оценки эффективности и качества выполнения работы конкретным работником, что и было сделано в соответствии с утвержденными документами.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования о взыскании в пользу истца Канашиной А.П. суммы материального стимулирования за <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> рублей или в соответствии с занимаемой должностью- заместителя начальника отдела, фактически отработанного времени в равных условиях с работниками государственной гражданской службы, продолживших работу после ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» предусматривает, что суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.) (п. 46 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 г №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 г №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (п. 26 вышеприведенного Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 г №33).

Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (п. 28 вышеприведенного Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 г №33).

Суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя (п. 47 вышеприведенного Постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 г №33).

Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт выплаты истцу компенсаций в размере четырехмесячного денежного содержания, начислений ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск не в полном размере, то требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда правомерно и подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание характер допущенного ответчиком нарушения (выплата компенсационных выплат в неполном объеме), степень вины ответчика (осуществление начисление и выплату компенсационных выплат без учета средств материального стимулирования), степень нравственных страданий самого истца (переживание за невыплату пособия в полном объеме в установленный срок), исходя из требований разумности и справедливости, суд приходит к убеждению, что причиненный истцу неправомерными действиями ответчика, как работодателем, моральный вред подлежит возмещению в полном объеме. При этом, суд приходит к выводу, что указанный размер компенсации морального вреда соответствует объему и характеру причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, а также требованиям разумности и справедливости.

Таким образом, требование истца Канашиной А.П. судом признается обоснованным и подлежащим удовлетворению в части взыскания с ответчика суммы недоплаченной компенсации в виде четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>

При этом, суд полагает возможным вынести решение о взыскании с ответчика в пользу истца недовыплаченного дохода без удержания подоходного налога, поскольку в силу пункта 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент (например, в случае увольнения работника) обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Ввиду чего сумма подоходного налога может быть уплачена налогоплательщиком самостоятельно.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с тем, что на основании под. 19 п. 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с ответчика государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Канашиной Анастасии Павловны (<данные изъяты>) к Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес> (<данные изъяты>) удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> в пользу Канашиной Анастасии Павловны:

- недополученную сумму компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в <данные изъяты>

- недополученную сумму компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>

- недополученную сумму денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за <данные изъяты>

- проценты за просрочку выплаты отпускных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты>

- проценты за несвоевременную выплату выходного пособия в сумме <данные изъяты>

- проценты за несвоевременную выплату компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>

- компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

а всего взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> в пользу Канашиной Анастасии Павловны <данные изъяты>

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> в пользу Канашиной Анастасии Павловны:

- проценты за просрочку выплаты выходного пособия, денежного содержания за периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, исчисляемые на сумму долга <данные изъяты> по день фактической выплаты.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:             подпись        Федичева И.Ю.

               Решение в окончательной форме изготовлено 21.02.2023 года.

2-77/2023 (2-810/2022;) ~ М-759/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Канашина Анастасия Павловна
Ответчики
УФНС по Ивановской области
Суд
Пучежский районный суд Ивановской области
Судья
Федичева Инна Юрьевна
Дело на странице суда
puchezhsky--iwn.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2022Передача материалов судье
26.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.01.2023Предварительное судебное заседание
30.01.2023Предварительное судебное заседание
03.02.2023Предварительное судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее