Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2237/2024 от 11.04.2024

Дело № 2а-2237/2024

73RS0001-01-2023-005417-27

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2024 года                                                                               г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:

судьи Кузнецовой О.В.,

при секретарях Макаровой Л.А., Махмутовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить информационную открытость и своевременное предоставление земельных участков,

установил:

прокурор обратился в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство). Требования мотивированы следующим.

Обязанность по обеспечению многодетных семей земельными участками предусмотрена Законом Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" (далее – Закон N 059-ЗО). В силу пп.5 и п. 11 ст. 13.6 Закона N 059-ЗО ответчик обязан принять решение о предоставлении земельного участка в собственность в течение 14 дней (при отсутствии оснований для отказа). На сайте ответчика размещена информация о продаже в г.Ульяновске свободных земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, в том числе участков с кадастровыми номерами . Указанные участки не были предложены гражданам, имеющим трёх и более детей.

С учетом уточнения требований прокурор просит суд признать незаконным бездействие Министерства, выразившееся в неисполнении при разрешении вопроса о предоставлении сформированных земельных участков с кадастровыми номерами требований ст.13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" по организации взаимодействия с администрацией г.Ульяновска по обеспечению информационной открытости перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно, и по своевременному предоставлению сформированных участков гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно; обязать Министерство в соответствии со ст.13.6 Закона № 059-ЗО обеспечить информационную открытость перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно и своевременное предоставление земельных участков указанным гражданам.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Анастасин О.А. доводы, изложенные в административном иске, поддержал, просил уточненные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства Ревина И.В. в судебном заседании уточненные требования не признала, представила письменные возражения, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области Аристова И.В. просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, администрации города Ульяновска, Финансового управления администрации города Ульяновска, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, заинтересованные лица Кузнецов А.Г., Булатов Р.О., Смирнова А.Р., Казаков Н.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых действий (бездействия).

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с подп. 6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно п.1 ч.1 ст.13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), и предельные размеры которых установлены частью 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в собственность бесплатно проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательной деятельности по реализуемым ею образовательным программам, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву, либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд.

В соответствии с ч.1 ст.13.6 Закона № 059-ЗО предоставление земельного участка гражданину в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности постановки граждан на учет, за исключением случая, указанного в части 1.2 статьи 13.3 настоящего Закона. Взаимодействие между уполномоченным исполнительным органом государственной власти и уполномоченными органами местного самоуправления, а также между уполномоченными органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков осуществляется в соответствии с соглашениями о взаимодействии.

Согласно ч.5 ст.13.6 Закона № 059-ЗО решение о предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно принимается в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи гражданином заявления на получение земельного участка в собственность бесплатно при отсутствии основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно: 1) в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах территории муниципального образования "город Ульяновск", - уполномоченным исполнительным органом государственной власти; 2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей части, - органами местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение такими земельными участками.

Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 10.07.2019 №112-пр утвержден Порядок ведения уполномоченным исполнительным органом государственной власти сводного по Ульяновской области перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно (далее – Порядок №112-Пр), который регулирует вопросы ведения уполномоченным исполнительным органом государственной власти сводного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно на территории Ульяновской области, (далее - сводный перечень) в соответствии со статьей 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области". В сводный перечень вносятся сведения о земельных участках, образованных в установленном федеральными законами порядке на территории Ульяновской области для целей, определенных абзацем первым части 1 и абзацем первым части 1.1 статьи 13.3 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области".

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти обеспечивает информационную открытость сводного перечня путем ознакомления заинтересованных лиц при непосредственном обращении в уполномоченный исполнительный орган государственной власти, а также размещения сводного перечня в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте уполномоченного исполнительного органа государственной власти (п.6 Перечня №112-пр).

Согласно разъяснений, изложенных в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

В письменных возражениях представителя административного ответчика указано, что Министерство предпринимает все возможные меры для предоставления многодетным семьям земельных участков, Министерством предпринимаются активные действия по поиску земельных массивов и приведению их в соответствие с документами территориального планирования с целью дальнейшего предоставления многодетным семьям г.Ульяновска. Данные доводы не опровергнуты какими-либо доказательствами

Административным истцом не представлены доказательства допущенного Министерством неисполнения требований ст.13.6 Закона № 059-ЗО по организации взаимодействия с администрацией г.Ульяновска по обеспечению информационной открытости перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что земельные участки с кадастровыми номерами были образованы на основании заявления Китова Д.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и в аренду с приложением схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для ИЖС. Министерством во исполнение требований ст.39.18 Земельного кодекса РФ были опубликованы извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами . В Министерство поступили заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка и аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, в связи с чем Министерством проводились мероприятия по подготовке аукционов по предоставлению указанных земельных участков. Основания для отказа в предоставлении указанных земельных участков и для отмены действий Министерства по организации аукционов по предоставлению указанных земельных участков не предусмотрены. Указанное административным истцом не опровергнуто.

В ст.1 Земельного кодекса РФ закреплены основные принципы земельного законодательства, в том числе: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с концепцией развития территории муниципального образования с учетом обеспеченности социально-культурными объектами, разработка и реализация которой относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

Законом не предусмотрена обязанность Министерства по выявлению на территории города Ульяновска земельных участков, возможных для предоставления многодетным семьям. Обязанность по выявлению на территории МО «город Ульяновск» в целях их предоставления лицам, имеющим право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, возложена на орган местного самоуправления. Подготовку документации по планировке территории, а также учёт очереди лиц, претендующих на получение участков, осуществляет администрация города Ульяновска.

Административным истцом не представлены доказательства того, что Министерство уклонялось от своевременного предоставления сформированных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно.

Поскольку в ходе рассмотрения административного дела административным истцом не оспаривалось, что в настоящее время Министерством обеспечивается информационная открытость перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и долее детей, в собственность бесплатно, оснований для удовлетворения требования административного иска о возложении на Министерство обязанностей, указанных в административном иске, не имеется.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении при разрешении вопроса о предоставлении сформированных земельных участков с кадастровыми номерами требований ст.13.6 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 №059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" по организации взаимодействия с администрацией г.Ульяновска по обеспечению информационной открытости перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно, и по своевременному предоставлению сформированных участков гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно; возложении обязанности обеспечить информационную открытость перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и долее детей, в собственность бесплатно и своевременное предоставление земельных участков указанным гражданам отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                           О.В. Кузнецова

В окончательной форме решение изготовлено 19.06.2024.

2а-2237/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска в инт. неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Другие
Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска
Правительство Ульяновской области
Смирнова А.Р.
Булатов Р.О.
Кузнецов А.Г.
Администрация города Ульяновска
Казаков Н.М.
Финансовое управление администрации г.Ульяновска
Министерство финансов Ульяновской области
Администрация Чердаклинского района Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Кузнецова О. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
11.04.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
12.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее