Дело №2-581/2022
УИД 04 RS0008-01-2022-000730-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Заиграево 14 июня 2022 г.
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тютриной С.Н., при секретаре Шолойко О.А., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Вершининой И.М., представителя ответчиков Мясникова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа», администрации МО «Заиграевский район» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района РБ обратился в суд с иском к МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа», администрации МО «Заиграевский район» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности.
Иск мотивирован, тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в мае 2021 года, выявлены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
В нарушение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее – Требования № 1006), в МБОУ «Ново-Горхонская СОШ» не оснащена системой передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
На территории объекта не исключено бесконтрольное пребывание посторонних лиц и нахождение транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта, ворота не закрыты, ограждение территории имеет открытые места.
В нарушение п. 25 Требований № 1006 в помещении для охраны МБОУ «Ново-Горхонская СОШ» отсутствует система охранной сигнализации, средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Основные входы в здание не обеспечены контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района 14.05.2021 года директору МБОУ «Ново-Горхонская СОШ» внесено представление. Вместе с тем, вышеперечисленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Неисполнение требований антитеррористической защищенности объектов и территории нарушает права несовершеннолетних обучающихся и работников учреждения на безопасные условия обучения и труда, увеличивает уязвимость объекта и может привести к совершению противоправных действий в отношении учащихся, педагогов и работников. Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие антитеррористической деятельности.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Заиграевский район» и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2022 года произвести:
- возведение по всему периметру ограждения, исключающего бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
- обеспечения системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- оснащение системой охранной сигнализации;
- оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В судебном заседании старший помощник прокурора Заиграевского района РБ Вершинина И.В. заявленный иск поддержала.
Представитель ответчиков Мясников А.Г. иск признал, просил установить срок для возведения по всему периметру ограждения, исключающего бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств до 01.09.2023 г., по всем остальным требования до 01.04.2023 г., ввиду отсутствия финансирования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в РФ», утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу требований п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здании и сооружения необходимо соблюдения следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленных на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий). Данное Постановление Правительства вступило в законную силу с 17.08.2019 г. и установило обязательные для выполнения организационные инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) Министерства просвещения РФ и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ.
В соответствии с подпунктами «г», «и» п. 24 Требований № 1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
- оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
- исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
Согласно пункту 25 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
- оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
- оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Материалами дела установлено, что в соответствии с п. 1.3 Устава МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО «Заиграевский район» от 25.12.2015 г. № 642 (далее – Устав), учредителем учреждения является муниципальное образование «Заиграевский район», функции и полномочия учредителя осуществляет администрация муниципального образования «Заиграевский район» в лице управления образования администрации муниципального образования «Заиграевский район». Согласно пункту 1.4 Устава учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 01 декабря 2016 г. № 2675.
Согласно паспорту безопасности МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа», утвержденному врио главы МО «Заиграевский район», объекту (территории) присвоена 3 категория опасности.
Актом проверки от 13.05.2021 г. установлено, что в МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа» выявлены следующие нарушения: отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии, не исключается бесконтрольное пребывание посторонних лиц на объекте – отсутствует ограждение, отсутствует охранная сигнализация, объект не обеспечен охраной сотрудниками охранных организаций, в помещение для охраны отсутствует охранная сигнализация, средства передачи тревожных сообщений, отсутствует пост охраны (контрольно пропускной пункт), отсутствуют металлоискатели (ручные, стационарные), недостаточное видеонаблюдение объекта.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
При таких обстоятельствах, обязанности по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности возлагаются как на МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа», так и на учредителя администрацию МО «Заиграевский район», поскольку является субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
Таким образом, ответчиками в нарушение вышеуказанных законов не обеспечено выполнение совокупности мероприятий, направленных на усиление безопасности и защиты школы от преступного посягательства.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для возведение по всему периметру ограждения, исключающего бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) до 01.09.2023 г., по всем остальным требованиям до 01.04.2023 г. Указанные сроки является необходимыми, разумными и достаточными с учетом необходимости финансирования мероприятий по устранению нарушений и их осуществлению. Представитель истца не возражал против установления ответчикам указанных сроков для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 173,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа», администрации МО «Заиграевский район» об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Заиграевский район» и МБОУ «Ново-Горхонская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: ул. Лесная, д. 20 А, п. Горхон Заиграевский район Республика Бурятия, путём обеспечения:
- возведение по всему периметру ограждения, исключающего бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории) – в срок до 01.09.2023 г.;
- обеспечения системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» – в срок до 01.04.2023 г.;
- оснащение системой охранной сигнализации – в срок до 01.04.2023 г.;
- оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) – в срок до 01.04.2023 г.;
- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны) – в срок до 01.04.2023 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме через Заиграевский районный суд.
Судья С.Н. Тютрина
Решение в окончательной форме принято 17.06.2022 г.