Дело № 2-721/2024
УИД 76RS0023-01-2024-000701-49
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2024 год |
город Ярославль |
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе судьи Бачигиной С.В., при секретаре судебного заседания Петрутис В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Протасовой Альбины Варткесовны к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля, Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о взыскании ущерба,
у с т а н о в и л :
Протасова А.В. обратилась в Красноперекопский районный суд г.Ярославля с исковым заявлением к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля, Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области о взыскании ущерба.
В обоснование требований указано, что Протасова А.В. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА является собственником жилого помещения по адресу: АДРЕС Дом 1955 года постройки, имеет два этажа. Комната Заявителя находится на 2-ом этаже указанного дома. По состоянию на 2006 год общий износ здания составлял 62%.
09.11.2019 в вышеуказанном доме произошел пожар. Постановлением мэрии города Ярославля от 30.12.2019 № 1554 жилые помещения (квартира 1, комнаты №№ 2-32*) жилого дома АДРЕС признаны подлежащими капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47. (в настоящий момент нумерация жилых помещений изменена).
Письмом от 28.10.2020 АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района» уведомила собственников жилых помещений дома АДРЕС о расторжении договора на техническое обслуживание общедомового имущества №1/102 от 01.02.2015 с 01.02.2021.
С 01.04.2021 АО «Управляющей организацией многоквартирными домами Красноперекопского района» собственникам был предложен непосредственный способ управления домом АДРЕС (договором не предусмотрено выполнение работ по текущему ремонту общего имущества).
04.07.2023 по причине имеющихся нарушений целостности кровельного покрытия крыши дома, над комнатой истца произошла течь осадков в жилое помещение.
Протасовой А.В. была проведена независимая экспертиза, получено заключение. Согласно заключению НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН независимого строительно-технического исследования Экспертное бюро «Сервис-Групп» (ИП Воронин Д.А., ОГРНИП 31876270001) от 31.08.2023, стоимость ремонтно - восстановительных работ, необходимых для устранения последствий залива комнаты НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенной по адресу АДРЕС, составляет 222 922 руб. 82 коп..Стоимость услуг эксперта в соответствии с договором НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА составляет 15 000 руб. 00 коп..
18.09.2023 истцом в адрес ответчика подана досудебная претензия с требованием возмещения ущерба, причиненного заливом жилого помещения Истца. Претензия оставлена без удовлетворения. 21.09.2023 истцом в адрес ответчика подано требование об устранении причин течи кровельного покрытия крыши дома АДРЕС. Данное требование оставлено без удовлетворения.
Решением Красноперекопского районного суда города Ярославля от 28.03.2023 по делу № 2-51/2023 (2-1959/2022) Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля обязана в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу привлечь специализированную организацию для проведения детального освидетельствования несущих конструкций чердачного перекрытия, перекрытий над подвалом, перекрытий 1-го, 2-го этажей и подвала многоквартирного дома АДРЕС, а также в течение одного месяца после получения заключения специализированной организации о детальном освидетельствовании несущих конструкций чердачного перекрытия, перекрытий над подвалом, перекрытий 1-го, 2-го этажей и подвала многоквартирного дома АДРЕС, подготовить и представить в отношении данного дома документы, указанные в п.п.44, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, в Межведомственную комиссию города Ярославля для принятия решения, предусмотренного пунктом 47 указанного Положения.
Решение суда вступило в законную силу 27.06.2023. Истец (Протасова А.В.) по гражданскому делу № 2-51/2023 (2-1959/2022) являлся третьим лицом. В ходе рассмотрения данного дела истец обращал внимание суда, что начатые работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома АДРЕС прекращены ввиду того, что работы не являются безопасными из-за технических характеристик неудовлетворительного состояния перекрытий. Ответчиком в рамках установленного срока не исполнено решение Красноперекопского районного суда по делу № 2-51/2023 (2-1959/2022).
Из ответа Ответчика на претензию Истца следует, что обязанность по содержанию и ремонту общего имущества возложена на собственников помещений многоквартирного дома (МКД).
20.08.2020 на общем собрании собственников помещений МКД было принято решение о проведении капитального ремонта крыши в многоквартирном доме АДРЕС. Соответчик заключил договор с ООО «Система» на разработку проектной документации на проведение капитального ремонта (крыша) общего имущества МКД по адресу АДРЕС лишь 31.01.2022.
24.10.2022 представителем собственников помещения АДРЕС Ануфриевой Т.А. в адрес Соответчика подано заявление об отказе в подписании акта сдачи - приемки выполненных работ по разработке проектной документации (крыша) на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома: АДРЕС, в связи с отсутствием в проектной документации информации по восстановлению балок перекрытия, находящихся в аварийном состоянии; также имеется отметка в акте «проект не согласован, в проекте отсутствует информация по аварийному состоянию балок перекрытия 2 этажа».
Разбирательство по делу № 2-51/2023 (2-1959/2022) было начато Красноперекопским районным судом г. Ярославля в августе 2022 года, 24.10.2022 представителем собственников помещения АДРЕС Ануфриевой Т.А. в поданном заявлении в адрес Соответчика указано «жители дома отказываются от проведения капитального ремонта до решения суда».
Решение суда по делу №2-51/2023 (2-1959/2022) вступило в законную силу 27.06.2023, до настоящего времени ответчиком не представлена какая-либо информация в адрес собственников по принятию решения, предусмотренного пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, также соответчиком (который также участвовал по делу №2-51/2023 (2-1959/2022)) до настоящего момента не устранены замечания собственников к проектной документации по ремонту кровли дома АДРЕС.
Истец считает, что в связи с бездействием ответчика и соответчика, она лишена права заботиться о сохранности своего имущества в силу ст. 210 ГК РФ.
Истец имеет статус многодетной семьи. По адресу собственности Истца зарегистрированы и проживают трое её несовершеннолетних детей, Истец, супруг Истца. В настоящий момент проживание в комнате истца по адресу АДРЕС не представляется возможным, в силу постоянной течи с потолка, по стенам, нарастающей плесени, гнили, порчи мебели, непригодного для проживания состояния дома в целом.
Просит: взыскать солидарно с Территориальной администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (ИНН 7607008170) и Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785) в пользу Протасовой Альбины Варткесовны (ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) материальный ущерб, причиненный заливом помещения по адресу: АДРЕС в размере 222 922 руб. 82 коп.; расходы на оплату услуг специалиста на проведение независимого строительно-технического исследования в размере 15 000 руб. 00 коп.; оплату государственной пошлины в размере 5 579 руб. 23 коп..
Согласно ч. 1 ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
В ходе рассмотрения гражданского дела по существу к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Система". Все участники по делу извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Ермолова А.Р. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам и правовым основаниям. Возражала против доводов, приведенных ответчиками относительно отсутствия правовых оснований считать их надлежащими лицами. ответственными за возмещение ущерба, причиненного жилому помещению Протасовой А.В..
В судебном заседании представитель Территориальной администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля по доверенности Вышеславова А.В. возражала против удовлетворения требований истца, полагала, что территориальная администрация надлежащим ответчиком по иску Протасовой А.В. о возмещении ущерба, причиненного затоплением квартиры, не может быть признана, поддержала письменный отзыв на исковое заявление. Обратила внимание, что возложение судом на Территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля обязанности в рамках решения по гражданскому делу № 2-51/2023 обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу привлечь специализированную организацию для проведения детального освидетельствования несущих конструкций чердачного перекрытия, перекрытий над подвалом, перекрытий 1-го, 2-го этажей и подвала многоквартирного дома, неположенного по адресу: АДРЕС, и получения заключения специализированной организации, предусмотренного пп. «г» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Обязать Территориальную администрацию Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля (ИНН 7607008170), мэрию г. Ярославля (ИНН 7601001234) в течение одного месяца после получения заключения специализированной организации о детальном освидетельствовании несущих конструкций чердачного перекрытия, перекрытий над подвалом, перекрытий 1-го, 2-го этажей и подвала многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС, подготовить и представить в отношении данного дома документы, указанные в п.п. 44, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в Межведомственную комиссию города Ярославля для принятия решения, предусмотренного пунктом 47 указанного Положения.
Полагала, что при наличии решения общего собрания собственников о проведении капитального ремонта кровли в 2020 году, обязанности по проведению капитального ремонта кровли дома по адресу: АДРЕС с учетом данных о заключенном с подрядчиком ООО "Система" договоре № 4гп/2022 от 31.01.2022 на проведение указанных работ, ответственность должен нести Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области.
Ранее в ходе рассмотрения дела истец Протасова А.В. в судебном заседании 20.05.2024 указала, что настаивает на удовлетворении требований в полном объеме. Обратила внимание, что жилое помещение приобретено было в 2020 году с использованием средств материнского капитала. В 2020 году собственниками многоквартирного дома было принято решение о проведении капитального ремонта кровли. В комнате произведен ремонт, закуплена новая мебель. Протечка в жилое помещение истца произошла 04.07.2023, в результате чего причинен ущерб.
Ранее в ходе рассмотрения дела представитель Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области по доверенности Галочкина Н.В. возражала против удовлетворения требований истца, указав, что надлежащим ответчиком по делу не является. Обратила внимамние, что работы по капитальному ремонту кровли запланированы на 2023-2025 года, при выходе на выполнение работ по ремонту кровли собственники жилых помещений многоквартирного дома препятствовали проведению работ о чем составлен акт от 28.10.2022. Поддержала письменный отзыв на иск. в котором указано, что МКД включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 -2043 годы, утвержденную постановлением Правительства области от 31.12.2013 № 1779-п "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014 - 2043 годы" (в редакции Постановления Правительства Ярославской области № 1042-п от 22.11.2022) по капитальному ремонту крыши на 2023 - 2025 г.
31.01.2022 между Региональным фондом и ООО «Система» заключен договор № 04гп/2022 (Договор), в том числе на разработку проектно-сметной документации и выполнение работ по капитальному ремонту крыши МКД. Согласно графику выполнения работ, срок выполнения строительно-монтажных работ с 01.05.2024 по 30.06.2024.
Общее имущество МКД находится в ведении управляющей компании АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района», получающего плату за содержание общего имущества. Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является АО «Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района».
Заслушав явившихся участников по делу, исследовав в полном объеме письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению с ответчика - Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области ввиду следующего.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу принципа состязательности, закрепленного статьей 12 ГПК РФ, стороны, если они желают добиться для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные процессуальные действия, в том числе заявить ходатайство о вызове и допросе свидетелей, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте. Ставя реализацию процессуальных прав в зависимость от принципов разумности и добросовестности, законодатель возлагает на лиц обязанность претерпевать негативные последствия в случае нарушения данных принципов. На основании части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав свобод или законных интересов (ч.1 ст.4 ГПК РФ). В части 1 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В ходе рассмотрения дела установлено, что комната АДРЕС принадлежит на праве собственности истцу, право собственности зарегистрировано ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА согласно выписке ЕГРН от 21.03.2024 (л.д. 134-135 том 1). У истца имела место смена фамилии с Киселевой на Протасову в связи с вступлением в брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, (л.д. 184 том 2). В жилом помещении согласно выписки из домовой книги от 26.02.2024 (л.д. 94 том 1) зарегистрированы истец ее супруг Протасов А.В., трое детей Протасов Т.А., Протасов А.А., Киселев М.А..
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Исходя из положений ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются, в частности, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Ярославской области на 2014-2043 года утверждена Постановлением Правительства Ярославской области от 31.12.2013 № 1779-п.
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ, принятие решений по капитальному ремонту крыши, принятие решений о текущем ремонте крыши относится к компетенции общего собрания собственников помещений МКД. Собственниками помещений МКД по адресу АДРЕС было проведено общее собрание, что оформлено протоколом № 1 от 20.08.2020, на котором было принято решение о необходимости проведения капитального ремонта кровли МКД (л.д. 232-234 том 1).
Согласно статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, в функции регионального оператора входит, в том числе, аккумулирование взносов на капитальный ремонт, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту, финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в рамках утвержденных региональных программ капитального ремонта. В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (подпункты 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из ответа № 01-12/1303/28 от 21.03.2022 в адрес главы Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (л.д. 227 том 1) следует, что капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: АДРЕС вошел в состав лота электронного аукциона № РТС276А210043/ № в ЕИС 207150000012100050.
По делу установлено также, что Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области и ООО "Система" 31.01.2022 заключили договор № 04гп/2022 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС (л.д. 149-223 том 1). Согласно графику выполнения работ, срок на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации установлен до 01.06.2022, плановый период выполнения работ по капитальному ремонту крыши - 2022 год.
Из ответа № 01-12/264 от 22.01.2023 (л.д. 228 том 1) следует, что по состоянию на указанную в ответе дату подрядная организация не приступила к выполнения строительно-монтажных работ в связи с установлением факта воспрепятствования собственниками МКД вопроса о признании дома аварийным, о чем составлен акт от 28.10.2022. с учетом заключения межведомственной комиссии от 03.11.2023 № 22 об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу, срок выполнения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту крыши МКД установлен с 01.05.2024 по 30.06.2024.
Региональный фонд содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (также по тексту Региональный фонд) наделен полномочиями регионального оператора Постановлением Правительства Ярославской области № 629-п от 05.06.2013.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. В силу пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации перед собственниками помещений в многоквартирном доме региональный оператор несет ответственность за качество выполненных работ подрядными организациями, привлеченными им, в течение не менее 5 лет с момента подписания акта приемки оказанных и выполненных работ. Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В силу ч. 1, ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно ч. 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Согласно вышеуказанным правовым нормам к функциям Регионального фонда относятся в том числе осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
По делу установлено, что между АО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" г. Ярославля и собственниками жилых помещений был заключен договор на техническое обслуживание общедомового имущества № 1/102 от 01.02.2015. В материалах дела содержится уведомление (л.д. 183 том 2), согласно которого АО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" г. Ярославля расторгает договор на техническое обслуживание МКД с 01.02.2021.
Судом также установлено, что 01.04.2021 между собственниками помещений МКД в лице Ануфриевой Т.А. и АО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" г. Ярославля заключен договор оказания услуг по паспортно - регистрационному учету, уборке придомовой территории, аварийно-диспетчерскому, опрсесовке, промывке, консервации/расконсервации, обслуживанию и расчетам (л.д. 180-182 том 2), срок действия договора до 31.03.2022.
В ходе рассмотрения дела не установлено, что в жилом помещении истца имели место протечки до указанной в иске даты протечки в июле 2023, в обязанности АО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" г. Ярославля согласно ответу на запрос от 07.05.2024 не входит оставление актов по заливам жилых помещений. истец факт протечки в указанный в иске период подтвердила видеозаписью, представленной в суд 17.07.2024.
Также судом установлено, что Протасова А.В. обратилась к ИП Воронину Д.А. 10.08.2023 с целью оказания услуг по проведению независимого строительно-технического исследования принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения - АДРЕС, поврежденного в результате залива.
Согласно заключению ИП Воронина Д.А. № 76/246 от 31.08.2023 (л.д. 31-87 том 1) причиной залива помещения, произошедшего 04.07.2023 является попадание атмосферных осадков в подкровельное пространство в результате нарушения целостности покрытия кровли из волнового шифера с дальнейшим протеканием через межэтажное перекрытие в помещение комнаты Протасовой А.В.. Стоимость восстановительного ремонта указанного помещения составляет 222 922 руб. 82 коп..
Разрешая требования истца о возмещении ущерба, суд исходит из следующего. На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Из приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что для наступления гражданско-правовой ответственности в виде взыскания стоимости ущерба необходимо установить причинно-следственную связь между виновными действиями и наступившими последствиями.
При этом, в силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ бремя доказывания отсутствия вины лежит на причинителе вреда. В силу ст. ст. 15, 393 ГК РФ основаниями возмещения убытков являются противоправные действия ответчика, возникновение у истца материального ущерба и причинная связь между ущербом и противоправными действиями ответчика.
Согласно положений ч.ч. 1, 4 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд принимает и учитывает при разрешении настоящего спора в качестве доказательства, подтверждающего размер причиненного ущерба заключение ИП Воронина Д.А., указанное выше, поскольку оно является обоснованным, мотивированным, подготовлено лицом, имеющим специальные познания в соответствующей области, квалификация документально подтверждена и не вызывает у суда сомнений. доказательств иного размера ущерба, причиненного квартире истца в результате затопления от 04.07.2023, суду не представлено.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
Вопреки доводам представителя Регионального фонда недопустимо считать надлежащим лицом, ответственным за возмещение причиненного истцу ущерба АО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" г. Ярославля, поскольку указанная организация не является той, в управлении которой находится МКД с учетом выше заключенных договоров. Истец самостоятельно определяет ответчика по делу, стороной истца требований к АО "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" г. Ярославля не выставляется.
Определяя надлежащего ответчика по настоящему делу, суд исходит из того, что фактически собственниками МКД решение о проведении капитального ремонта кровли было принято еще в 2020 году, на момент протечки в жилое помещение. принадлежащее истцу работы по капитальному ремонту кровли не были выполнены, недостатки кровельного покрытия зафиксированы ИП Ворониным Д.А. и отражены в заключении, повреждения кровельного покрытия имеют причинно-следственную связь с протечкой в жилое помещение истца.
В рамках гражданского дела № 2-51/2023 (2-1959/2022) Красноперекопским районным судом г. Ярославля рассматривались требования прокурора г. Ярославля в интересах Воропаевой В.Н. (жительницы указанного дома) к Территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии города Ярославля, мэрии города Ярославля, предметом спора было возложение обязанности привлечь специализированную организацию для проведения детального освидетельствования несущих конструкций чердачного перекрытия, перекрытий над подвалом, перекрытий 1-го, 2-го этажей и подвала многоквартирного дома, неположенного по адресу: АДРЕС, и получения заключения специализированной организации, предусмотренного пп. «г» п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 и возложении обязанности после получения заключения специализированной организации о детальном освидетельствовании несущих конструкций чердачного перекрытия, перекрытий над подвалом, перекрытий 1-го, 2-го этажей и подвала многоквартирного дома, расположенного по адресу: АДРЕС, подготовить и представить в отношении данного дома документы, указанные в п.п. 44, 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в Межведомственную комиссию города Ярославля для принятия решения, предусмотренного пунктом 47 указанного Положения (л.д. 121-130 том 1).
Следует учесть, что данные документы необходимы были для решения вопроса на межведомственной комиссии города Ярославля о признании жилых помещений пригодными/непригодными для проживания, куда обратилась Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля в 2019 году, при этом имелось постановление мэра г. Ярославля от 30.12.2019 № 1554 "О признании жилых помещений в указанном выше МКД подлежащими капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке". Указанное постановление никем не оспаривалось. При указанных обстоятельствах смещение сроков выполнения работ по капитальному ремонту кровли в МКД сдвигалось безосновательно со ссылкой на рассмотрение спора в рамках дела № 2-51/2023. В судебном заседании представитель Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля подтвердила, что указанные в решении Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 28.03.2023 документы необходимы были не для решения вопроса о целесообразности и возможности проведения капитального ремонта кровли МКД, а для решения вопроса на межведомственной комиссии города Ярославля.
Суду представлен акт от 28.10.2022 (л.д. 139 том 1), из содержания которого следует, что некоторые собственники жилых помещений МКД возражали против проведения капитального ремонта кровли, полагая, что его проведение не решит проблемы, т.к. имеются трещины в перекрытиях несущих стен. настаивали на проведении комплексного капитального ремонта МКД.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Располагая соответствующими данными Региональный фонд, как лицо на которое возложена обязанность по проведению капитального ремонта кровли МКД, не принял меры к устранению данного обстоятельства - об устранении препятствий в выполнении работ по капитальному ремонту, а занял ожидающую позицию на длительный период, в который и произошла протечка в жилое помещение истца. В одностороннем порядке подрядчик не расторгнул договор, договор о проведении капитального ремонта по решению суда также не был расторгнут. Изложенные в акте от 28.10.2022 доводы собственников свидетельствую о желании провести комплексный капитальный ремонт МКД, а не только кровли. Из ответа от 26.09.2023 № П-1238-22 Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (л.д. 90 том 1) следует, что указанным лицом инициировались внеочередные общие собрания собственников МКД с целью проведения поддерживающего ремонта кровли, решение не принято, в ответе истцу даны рекомендации об инициировании проведения общего собрания собственников МКД с постановкой вопроса о ремонте кровельного покрытия.
В соответствии с частью 1 ст. 188 Жилищного кодекса РФ, убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, вредные последствия для истца - жильца многоквартирного дома наступили в результате отсутствия своевременного выполнения капитального ремонта крыши МКД, ответственность за которое перед собственниками квартир несет региональный оператор в силу закона. При указанных обстоятельствах надлежащим ответчиком по настоящему делу и обязанным возместить причиненный Протасовой А.В. ущерб ввиду протечки в июле 2023 суд признает Региональный фонд, доказательств для иного вывода материалы дела не содержат.
В силу положений части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (часть 2 статьи 88 ГПК РФ).
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, процессуальный закон относит (ст. 94 ГПК РФ), в том числе: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Стороной, в пользу которой состоялось решение суда является истец Протасова А.В..
При обращении в суд истец произвел уплату государственной пошлины в размере 5 579 руб. 23 коп. (л.д. 9 том 1). Поскольку требования истца судом удовлетворены, то с Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области в пользу Протасовой А.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 579 руб. 23 коп..
Истец также понес расходы по оплате услуг ИП Воронина Д.А. (экспертное бюро "Сервис-Групп") в размере 15 000 руб. на основании договора от 10.08.2023 № 092-08/2023-СТЭ (л.д. 96-97 том 1), расходы в указанной части документально подтверждены квитанцией от 06.09.2023 (л.д. 98 том 1). Представленное истцом при обращении в суд заключение ИП Воронина Д.А. судом принято в качестве доказательства, учтено при вынесении судебного акта, а потому в указанной части расходы подлежат возмещению истцу ответчиком в заявленном размере.
Согласно ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения), указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. По делу установлены следующие данные Протасовой Альбины Варткесовны (паспорт гражданина РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (ИНН 7607008170, ОГРН 1027600985697), Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785, ОГРН 1107600001233).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Протасовой Альбины Варткесовны (паспорт гражданина РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) к Региональному фонду содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785 ОГРН 1107600001233) о взыскании денежных средств, судебных расходов удовлетворить.
Взыскать с Регионального фонда содействия капитальному ремонту многоквартирных домов Ярославской области (ИНН 7604194785 ОГРН 1107600001233) в пользу Протасовой Альбины Варткесовны (паспорт гражданина РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) ущерб в размере 222 922 руб. 82 коп., расходы по оплате услуг эксперта 15 000 руб. 00 коп., расходы по оплате госпошлины 5 579 руб. 23 коп..
В удовлетворении исковых требований к Территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля (ИНН 7607008170, ОГРН 1027600985697) отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля.
Судья |
С.В. Бачигина |