Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1346/2017 ~ М-1214/2017 от 28.08.2017

Дело № 2-1346/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2017 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Бабиной С.А.,

при секретаре Цминской Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления социальной защиты населения Сальского района Ростовской области к Доценко О.И. о взыскании излишне выплаченных бюджетных денежных средств

У С Т А Н О В И Л :

Управление социальной защиты населения Сальского района Ростовской области обратилось в суд с иском к Доценко О.И. о взыскании излишне выплаченных бюджетных денежных средств.

В обосновании своих требований истец указал, что 17 января 2006 года Доценко О.И. обратилась в УСЗН Сальского района с заявлением о назначении мер социальной поддержки, как специалисту - бюджетнику, по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат в соответствии с Областным законом от 17 января 2005 года N 274-ЗС « О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области». В случае возникновения изменений, ответчик обязался в течение 10 дней сообщить о них. Право на получение мер социальной поддержки у ответчика было подтверждено списком Управления образования Сальского района от 12 января 2006 года № вх. .

С 17 января 2006 года Доценко О.И. были назначены и выплачивались меры социальной поддержки, как специалисту - бюджетнику, по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат. Дата увольнения ответчика с должности <данные изъяты> детского сада «<данные изъяты>» установлена УСЗН, после поступления от Доценко О.И. заявления 27 июня 2017 года о прекращении выплат, в котором сообщено, что уволена она 29 мая 2009 года. Установлено, что ответчик уволился, следовательно, утратил право на льготы, но в управление социальной защиты населения своевременно о данном факте не сообщила, продолжала получать денежные выплаты, не уведомляя истца о своем увольнении.

В результате ответчику излишне выплачена компенсация (ЕДВ) в период с 29 мая 2009 года по 27 июня 2017 года и образовалась переплата в сумме 134 196,18 руб.

Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат регулируется Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления».

В соответствии с п. 6.7 положения, суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданам ( в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ. В случае утраты права на предоставление компенсации на ЖКУ возмещаются гражданином-получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органами социальной защиты населения муниципальных образований в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

До вступления в силу постановления Правительства Ростовской области № 232 от 15 декабря 2011 года действовало постановление Администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 года № 534 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения", которым также регламентировался порядок предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.

Ответчик был извещен о возникшей переплате. Ему было предложено в добровольном порядке внести излишне выплаченную сумму на указанный счет. Однако, Доценко О.И. не предприняла никаких действий по возврату незаконно полученных бюджетных сумм до настоящего времени. Излишне выплаченные денежные средства в сумме 134196,18 руб. не возвращены, поэтому подлежат взысканию в принудительном порядке.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит взыскать с ответчика Доценко О.И. излишне выплаченную сумму бюджетных денежных средств в размере 134196,18 руб.

Представитель истца по доверенности Орешкова А.С. в судебном заседании требования о взыскании излишне выплаченных денежных средств поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Ответчик Доценко О.И. в судебное заедание не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени слушания дела, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления (л.д. 47), реестром почтовых отправлений (л.д. 46), суд с учетом мнения сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика.

Представитель ответчика по доверенности Мысник Д.И. просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях (л.д. 35-36, 41-43). Суду пояснил, что положения Постановления Администрации Ростовской области от 15 декабря 2011 года № 232 не могут быть применены к Доценко О.И., так как она уволена 29 мая 2009 года. На момент назначения мер социальной поддержки, у Доценко О.И. отсутствовала обязанность по информированию органа социальной защиты в случае возникновения изменений в течение 10 дней, влекущих прекращение предоставления льгот. Обязанность по предоставлению списков граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, возложена на работодателя.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, суд считает требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки - это одна из государственных форм социальной защиты. Меры социальной поддержки в РФ - это мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики в России, направленные на предоставление отдельным категориях граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами РФ.

Согласно пунктов «е», «ж» ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 1 Областного закона Ростовской
области от 17 января 2005 года №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится врачам, провизорам, работникам со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, государственных областных и муниципальных образовательных организациях, организациях социального обслуживания Ростовской области и муниципальных организациях социального обслуживания.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 1 января 2005 года, если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005 года, при условии дальнейшего совместного проживания.

Из материалов дела видно, что 17 января 2006 года Доценко О.И. в УСЗН Сальского района подано заявление о предоставлении социальной адресной помощи в виде социальных льгот как медицинскому работнику (л.д.12), обязалась в случае возникновения изменений в течение 10 дней сообщить о них.

Как следует из списка педагогических работников имеющих право на получение льгот по коммунальным услугам от 12 января 2006 года, Доценко О.И. включена в данный список на получение льгот, работающая в должности <данные изъяты> в МДОУ «<данные изъяты>» (л.д.7-9).

29 мая 2009 года Доценко О.И. была уволена, о чем Доценко О.И. сообщила в УСЗН 27 июня 2017 года (л.д. 13), что в судебном заседании не оспаривалось сторонами.

Доценко О.И. была назначена и выплачивалась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат как медицинскому работнику в образовательном учреждении с 17 января 2006 года по 27 июня 2017 года.

Основанием для обращения в суд УСЗН Сальского района Ростовской области послужило то обстоятельство, что по мнению истца ответчик в нарушение принятого на себя обязательства, не проинформировала истца об увольнении в течение 10 дней, следовательно, утратила право на льготы, продолжив получать денежные средства. В результате ответчику излишне выплачена компенсация в период с 29 мая 2009 года по 27 июня 2017 года в размере 134196,18 руб., что следует из представленного истцом расчета (л.д. 6), справок о выплатах (л.д. 14,15,16,17,18).

В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом, исходя из положений ч. 3 ст. 10 ГК РФ, на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, лежит обязанность доказать факт недобросовестности человека.

В соответствии со ст. 3 Областного закона Ростовской
области от 17 января 2005 года №274-ЗС, гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Областного закона, меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.

Списки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают указанные граждане, и передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.

Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат регулируется Постановлением Администрации Ростовской области от 15 декабря 2011 года № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления».

Как следует из п. 6.7.2 Положения о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 15 декабря 2011 года № 232, гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 Областного закона от 17 января 2005 N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" (за исключением педагогических работников) (далее - сельские специалисты), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.

Указанные списки составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии, на территории которых проживают сельские специалисты, и в срок до 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия на работу или увольнения специалиста, передаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов.

Ответственность за их формирование и подачу в органы социальной защиты населения муниципальных районов возлагается на руководителя отдела, управления органа местного самоуправления муниципального образования в сфере здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, ветеринарии.

Список граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, должен содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место работы, должность, адрес регистрации. Для граждан, занимающих должности врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, принятых на работу до 1 января 2005 г., в список дополнительно вносятся сведения о членах их семей, которые проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005 г., при условии дальнейшего совместного проживания, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса регистрации и степени родства.

На основании абз. 19 и 20 п. 6.7 Положения о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденного Постановлением Администрации Ростовской области от 15 декабря 2011 года № 232, суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданам (в связи с несвоевременным информированием о перемене места жительства, изменении состава семьи, утратой права на получение компенсации на ЖКУ и в других случаях), подлежат удержанию из назначенной компенсации на ЖКУ. В случае утраты права на предоставление компенсации на ЖКУ возмещаются гражданином-получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы органами социальной защиты населения муниципальных образований в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Граждане, получающие компенсацию на ЖКУ, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце девятнадцатом настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на ЖКУ, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств.

Суд приходит к выводу о том, что Областным законом от 17 января 2005 N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" не предусмотрена обязанность гражданина, получающего меры социальной поддержки, информировать орган социальной защиты в случае возникновения изменений в течение 10 дней влекущих прекращение предоставления льгот. Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Ростовской области. Обязанность гражданина получающего меры социальной поддержки извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце девятнадцатом настоящего подпункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на ЖКУ, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств введена Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 года № 232.

Вопреки доводам представителя истца, положения абз. 17 п. 6.7 Приложения № 1 постановление Администрации РО от 31 декабря 2004 N 534 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения", судом не могут быть приняты, так как документ утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РО от 15 декабря 2011 N 232.

Следовательно, на момент назначения Доценко О.И. 17 января 2006 года мер социальной поддержки, у нее не возникло обязанности по информированию органа социальной защиты в случае возникновения изменений в течение 10 дней, влекущих прекращение предоставления льгот, а расписка УСЗН Сальского района, содержащая обязанность истца по информированию УСЗН о возникших изменениях, составлена без учета требований действовавшего законодательства. Последующее закрепление такой обязанности в Постановлении Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 № 232, не является основанием для взыскания с Доценко О.И. излишне выплаченной суммы бюджетных средств в размере 134196,18 руб.

Нормы, содержащиеся в Постановлении Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 № 232, не регулируют спорные правоотношения между истцом и ответчиком, поскольку установлено, что 29 мая 2009 года Доценко О.И. прекратила трудовые отношения с МДОУ «<данные изъяты>» и права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг не имела.

Обязанность по предоставлению списков граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, возложена на работодателя, который несет ответственность за правильность формирования данных списков и передает их в орган социальной защиты.

Представитель истца суду пояснила, что списки работодателем предоставлялись, однако Доценко О.И. в списках уволенных сотрудников отсутствовала, доказательства предоставления списков суду не представлено.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, об отсутствии законных оснований для взыскания с Доценко О.И. излишне выплаченной суммы бюджетных средств в размере 134196,18 руб., считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.    

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения Сальского района Ростовской области к Доценко О.И. о взыскании излишне выплаченных бюджетных денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 октября 2017 года.

Председательствующий С.А. Бабина     

2-1346/2017 ~ М-1214/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УСЗН Сальского района
Ответчики
Доценко Ольга Ивановна
Другие
Мысник Дмирий Иванович
Орешкова Анна Сергеевна
Судья
Бабина С.А.
Дело на странице суда
salsky--ros.sudrf.ru
28.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2017Передача материалов судье
29.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2017Подготовка дела (собеседование)
12.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2017Судебное заседание
09.10.2017Судебное заседание
11.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2017Дело оформлено
17.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее