Судебный акт #1 (Решение) по делу № 77-264/2022 от 09.06.2022

Председательствующий: Глазкова Т.Г. Дело № 77-484(264)/2022

Р Е Ш Е Н И Е

12 июля 2022 года                     г. Омск

    Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника Нехорошева Е.А. Цупикова А.В. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 25 мая 2022 года, которым постановлено:

    «Удовлетворить ходатайство Нехорошева Е. А. о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении № <...>, вынесенного <...> заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области Гулиной Е.Н., которым Нехорошев Е. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Постановление по делу об административном правонарушении № <...>, вынесенное <...> заместителем руководителя Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области Гулиной Е.Н., которым Нехорошев Е. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.»

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области от 24 февраля 2022 года должностное лицо - коммерческий директор ООО «Сибпродцентр» Нехорошев Е.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Нехорошев Е.А. признан виновным в том, что в период с 07 февраля 2022 года с 9 час. 00 мин. по 17 час. 00 мин. по адресу г. Омск, <...> при анализе электронного журнала в компоненте «Меркурий» ФГИС «ВетИС» рабочей группой из числа специалистов Управления Россельхознадзора по Омской области установлено наличие ветеринарного свидетельства №12910803400 от 12 января 2022 года (в дальнейшем аннулированному) на перевозку продукции «Котлета Натуральная на кости замороженная в количестве 650,995 кг.» с площадки ООО «Сибпродцентр» (РФ, Омская обл., г. Омск, Окружная дор., д. 7, стр. а) в адрес ООО «УктусТрейд» (РФ, Свердловская обл., Сысертский район, п. Большой Исток, ул. Калинина, в районе моста через реку Исеть). Кроме того, в компоненте «Меркурий» ФГИС «ВетИС» в адрес ООО «УктусТрейд» были также оформлены ветеринарные сопроводительные документы и погашены вышеуказанным субъектом.

В связи с регионализацией территории Российской Федерации по ящуру животных, Омская область имеет статус: неблагополучный с вакцинацией, Свердловская область имеет статус: благополучный без вакцинации.

В результате оформления вышеуказанного ветеринарного свидетельства не было соблюдено выполнение условия перемещения подконтрольных госветнадзору товаров № 29 Решения Россельхознадзора от 20 января 2017 года «Об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров» (далее – Решение по регионализации), а именно: в ветеринарном свидетельстве не указана информация, что животные были исследованы (поголовно (при составе группы 10 и менее голов) или выборочно (не менее 5% от поголовья в группе и не менее, чем от 5 животных в группе)) на наличие антител к структурным белкам вируса ящура, проведенном не позднее чем за 14 дней до убоя, с отрицательным результатом.

Данные факты свидетельствуют о несоблюдении условий перемещения подконтрольных госветнадзору товаров при оформлении электронных ветеринарных сопроводительных документов в компоненте «Меркурий» ФГИС «ВетИС».

Так как ООО «Сибпродцентр» является владельцем данной продукции, которая была отправлена с площадки № RU055:98787652 принадлежащей ООО «Сибпродцентр», ответственность за данное нарушение ветеринарного законодательства РФ возложена на должностное лицо - коммерческого директора ООО «Сибпродцентр» Нехорошева Е.А.

    Нехорошев Е.А. обжаловал постановление в районный суд.

Судьёй районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе защитник Нехорошева Е.А. Цупиков А.В. просит решение отменить. Указывает, что поскольку продукция была произведена хозяйством, относящимся к IV компартменту, то применять условие № 29 правил перевозки при перемещении продукции из одного региона в другой, общество не должно.

Отмечает, что пробы для анализа на ящур берутся у животного, а не от продукции, в связи с чем, соблюсти условие № 29 правил регионализации в данном случае не представляется возможным. Настаивает, что факта перевозки продукции не было, а была только подана заявка на оформление ветеринарного свидетельства на продукцию, которое было аннулировано спустя пять дней, при этом срок для аннулирования ветеринарного свидетельства законодательством не предусмотрен, в связи с чем отсутствует факт совершения административного правонарушения.

В отзыве на жалобу представитель Управления Россельхознадзора по Омской области Пенкина Е.А. просит оставить решение без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Исходя из положений статей 2.1, 24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, а также всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Правоотношения в области ветеринарии регулируются Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон «О ветеринарии»).

Согласно ст. 15 указанного закона продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

В соответствии со статьей 2.6 Закона «О ветеринарии» на территории Российской Федерации предусмотрено проведение регионализации. Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации устанавливают порядок регионализации территории Российской Федерации, в том числе перечень заразных болезней животных, по которым проводится данная регионализация, порядок и особенности содержания животных, перемещения по территории Российской Федерации подконтрольных товаров в соответствии с данной регионализацией, перечень и порядок проведения необходимых дополнительных противоэпизоотических мероприятий, порядок информирования физических лиц и юридических лиц ….

В целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них разработаны правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 589.

Кроме того, данные правила устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее – ВСД).

В соответствии с п. 7 указанных правил при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании: сведений об эпизоотической ситуации места происхождения/отгрузки подконтрольных товаров.

Также следует отметить, что приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 года № 258 утверждены Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, данные Правила предусматривают компартментализацию хозяйств, осуществляющих деятельность по содержанию и разведению свиней, хозяйств, осуществляющих убой свиней, хозяйств, осуществляющих переработку продукции свиноводства, хозяйств, осуществляющих хранение продукции свиноводства.

Продукция, отправляемая в другой регион Российской Федерации должна быть проверена на эпизоотическое благополучие территорий – регионализацию и подлежит перемещению с учетом Решения Россельхознадзора от 20 января 2017 года «Об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров» в соответствии с информацией, размещенной на сайте Россельхознадзора по Омской области, доступной при расчете маршрута следования.

В соответствии с приложением № 272 п. 1950, п. 2011, п. 2433, п. 2434 Решения Россельхознадзора об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров, Свердловская область, Сысертский район признан благополучным по ящуру без вакцинации. Омская область, г. Омск признан неблагополучным по ящуру с вакцинацией.

При проверке законности и обоснованности решения административного органа о привлечении должностного лица – коммерческого директора ООО «Сибпродцентр» Нехорошева Е.А. к административной ответственности, судья районного суда согласился с выводом должностного лица о том, что ветеринарное свидетельство № 12910803400 от 12 января 2022 года было оформлено с нарушениями вышеуказанных условий регионализации РФ при перевозке подконтрольных товаров.

Однако, указанные выводы не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.

Из материалов дела следует, что в компоненте «Меркурий» ФГИС «ВетИС» 12 января 2022 года было оформлено ветеринарное свидетельство №12910803400 на перевозку продукции «Котлета натуральная на кости замороженная в количестве 650,995 кг.» с площадки ООО «Сибпродцентр» (РФ, Омская обл., г. Омск, Окружная дор., д. 7, стр. а) в адрес ООО «УктусТрейд» (624006, РФ, Свердловская обл., Сысертский район, п. Большой Исток, ул. Калинина, в районе моста через реку Исеть).

При оформлении ВСД № 12910803400 информация о лабораторных исследованиях на ящур не была указана, при этом отмечено, что были проведены лабораторные исследования: Lmonocytogenes, патогенные, в т.ч. сальмонеллы, БГКП (колиформы), тест КМАФАнМ - отрицательный. Кроме того, в ВСД № 12910803400 указано, что продукция выработана в благополучной местности.

Согласно истории статусов ВСД №12910803400 он был аннулирован 17 января 2022 года, причина аннулирования - отказ от заявки.

Оценивая довод жалобы заявителя о том, что продукция не была перемещена за пределы Омской области, что ВСД аннулирован вследствие отказа покупателя от поставки, судья посчитал доказанным факт перевозки продукции за пределы Омской области – неблагополучного региона по ящуру свиней.

Оснований не согласиться с данным выводом у судьи вышестоящей инстанции не имеется.

В ходе рассмотрения дела судьей Омского областного суда представителем административного органа с целью подтверждения фактов перевозки продукции на автомобиле с номером № <...>, указанным в ВСД № 12910803400 от 12 января 2022 года, представлена информация о перемещениях данного автомобиля, полученная от ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Согласно данным сведениям в период с 12 января 2022 года по 17 января 2022 года указанный автомобиль был зафиксирован на системах стационарного контроля, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, а именно: 12 января 2022 года в 17:57:11(мск), направление: Ярково – Тюмень, Р-404 Тюмень-Ханты-Мансийск; в 18:27:48(мск), направление: Тюмень-Перевалово, Р-351 Екатеринбург-Тюмень; в 20:42:29(мск), направление Тюмень-Камышлов, Р-351 Екатеринбург – Тюмень; 13 января 2022 года в 08:29:02(мск), направление: Белоярский – Екатеринбург, Р-351 Екатеринбург-Тюмень.

Таким образом, факт перевозки продукции согласно указанным в ВСД № 12910803400 в период с 12 января по 17 января 2022 года сведениям за пределы Омской области – неблагополучного региона по ящуру свиней нашел свое подтверждение.

Вместе с тем, давая оценку доводу жалобы защитника привлекаемого лица об отсутствии у ООО «Сибпродцентр» обязанности соблюдать Условие № 29, поскольку сырьё для производства котлеты поступило из ООО СПК «Чистогорский», которое отнесено к IV-му компартменту и расположено в официально признанной МЭБ благополучной без вакцинации зоне на территории Российской Федерации – Кемеровской области, судья пришел к выводу, что перевозимый товар – «Котлета Натуральная на кости замороженная» произведен в хозяйстве, расположенном на территории, неблагополучной по ящуру свиней, с вакцинацией, соответственно, дальнейшая его перевозка должна была осуществляться с соблюдением указанного Условия № 29.

С данным выводом судьи районного суда согласиться нельзя в связи со следующим.

Частью 8 статьи 2.3 Закона «О ветеринарии» установлено, что оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.

Согласно п. 1.2.6 Приказа Россельхознадзора от 30 января 2018 года № 53 информационная система «Цербер» предназначена для осуществления контроля и ведения учета юридически значимых действий в области ветеринарного надзора путем автоматизации процесса сбора и анализа информации о поднадзорных объектах, и формирования соответствующих документов и для поддержания базы данных об объектах ветеринарного надзора, где осуществляются производство (содержание), хранение, перемещение и оборот подконтрольных товаров.

Согласно данным указанной системы перемещение продуктов убоя и продуктов переработки продуктов убоя восприимчивых домашних (одомашненных) и диких животных, за исключением субпродуктов, не прошедших обработку, гарантирующую инактивацию вируса ящура, с территории неблагополучной с вакцинацией (к каковым относится Омская область) в благополучный без вакцинации регион (к каковым относится Свердловская область) возможно при соблюдении условия № 29 или условия № 39 или условия № 48, установленных Решением Россельхознадзора от 20 января 2017 года «Об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров».

В соответствии с Условием перемещения подконтрольных госветнадзору товаров № 29, подконтрольный госветнадзору товар произведен в хозяйстве, отнесенном к III или IV компартменту, от партии животных которые: 1) не показывали клинических признаков ящура последние 12 месяцев и не были вновь завезены в хозяйство в течение 30 дней до убоя; 2) содержались (обитали) с рождения в хозяйстве, отнесенном к IV компартменту. Указанное хозяйство не менее последних 12 месяцев благополучно по ящуру и в нем организован надзор за болезнью и все животные с клиническими признаками, схожими с ящуром, проходят надлежащее диагностическое обследование с отрицательным результатом; 3) содержались в хозяйстве, расположенном в административном районе (в радиусе не менее 10 км вокруг хозяйства), в котором ящур не регистрировался минимум 3 последних месяца перед отправкой на убой; 4) были исследованы (поголовно (при составе группы 10 и менее голов) или выборочно (не менее 5% от поголовья в группе и не менее, чем от 5 животных в группе)) на наличие антител к структурным белкам вируса ящура, проведенном не позднее чем за 14 дней до убоя, с отрицательным результатом; 5) прошли пред- и послеубойный осмотр в течение 24 часов перед и после убоя, по результатам которого дали отрицательные результаты на предмет ящура; 6) были доставлены напрямую из хозяйства происхождения на бойню. Погрузка и выгрузка животных проводилась под контролем государственного ветеринарного врача; 7) перевозились в транспортном средстве, которое проходило очистку и дезинфекцию перед погрузкой и после выгрузки животных, при этом при перемещении не был допущен контакт с другими восприимчивыми к ящуру животными.

Подконтрольный госветнадзору товар импортирован в Российскую Федерацию из благополучной по ящуру страны, зоны или компартмента, благополучие которых официально признано МЭБ, или выработан в официально признанной МЭБ благополучной без вакцинации зоне на территории Российской Федерации. При производстве туши животных, полутуши или четвертины были промаркированы, иной товар был упакован с контролем первого вскрытия и/или промаркирован (Условие № 39).

Подконтрольный госветнадзору товар произведён в хозяйстве, отнесенном к III или IV компартменту, от партии животных, происходящих из хозяйства, отнесенного к IV-му компартменту и расположенному в официально признанной МЭБ благополучной без вакцинации зоне на территории Российской Федерации. В хозяйстве-производителе продукции и хозяйстве-поставщике сырья или животных введена идентификация животных и маркировка и прослеживаемость продукции (Условие № 48).

Учитывая, что пунктом 4 Условия № 29 предусмотрено, что для исследования на ящур подлежат живые животные, а не продукты переработки продуктов убоя животных, данное условие при перевозке вышеуказанной продукции ООО «Сибпродцентр», применению не подлежит.

Доказательств о невозможности применения иных условий перемещения подконтрольных госветнадзору товаров при оформлении электронных ветеринарных сопроводительных документов в компоненте «Меркурий» ФГИС «ВетИС», в частности, Условия № 48, должностными лицами административного органа не представлено. При этом довод защитника Нехорошева Е.А. Цупикова А.В. о возможности применения именно Условия № 48, должностным лицом также не опровергнут.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

По смыслу закона, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В названной связи постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу защитника Нехорошева Е.А. Цупикова А.В. удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области от 24 февраля 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 25 мая 2022 года, вынесенные в отношении коммерческого директора ООО «Сибпродцентр» Нехорошева Е.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья В.В. Круглов

77-264/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Нехорошев Евгений Анатольевич
Другие
Цупиков Артем Вениаминович
Суд
Омский областной суд
Судья
Круглов Владимир Витальевич
Статьи

ст. 10.8 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--oms.sudrf.ru
09.06.2022Материалы переданы в производство судье
28.06.2022Судебное заседание
12.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2022Дело оформлено
19.07.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее