Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-965/2023 ~ М-717/2023 от 11.05.2023

УИД 51RS0021-01-2023-000931-74

Дело № 2-965/2023

Принято в окончательной форме:

14 августа 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    07 августа 2023 года    ЗАТО г.Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

    председательствующего судьи     Моховой Т.А.,

    при секретаре     Столяровой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлова Валерия Константиновича к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Павлов В.К. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее по тексту – КИО администрации ЗАТО г.Североморск, Комитет, ответчик) о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ЗАТО ***.

В обоснование иска указал, что зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, которое предоставлено ему и членам его семьи на основании ордера № 158 от 07.09.1993, выданного жилищно-коммунальным отделом войсковой части 89447 Краснознаменного Северного флота.

С целью заключение договора социального найма по спорному жилому помещению он обратился в Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, в чем 10.02.2023 ему было отказано.

В целях защиты своих нарушенных прав решил обратиться в суд, поскольку спорное жилое помещение предоставлено ему на основании ордера, полагал, что заключенный 09.01.2013 договор найма служебного жилого помещения № 8 не может являться основанием для отказа в заключении договора социального найма, поскольку заключен после передачи спорной квартиры в муниципальную собственность.

Просил признать незаконным решение Комитета об отказе Павлову В.К. в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: ***, обязать КИО администрации ЗАТО г.Североморск заключить с ним договор социального найма на указанное жилое помещение.

Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился, воспользовался правом ведения дела через представителя в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Ранее в судебных заседаниях исковые требования уточнил, просил обязать КИО администрации ЗАТО г.Североморск заключить с ним договор социального найма на жилое помещение по адресу: ***. Пояснил, что с 1977 года проходил службу в Вооруженных силах СССР (СНГ, РФ). В период прохождения службы был обеспечен на состав семьи 4 человека (он, супруга, две дочери) служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ЗАТО ***. В 2000 году уволен с военной службы с зачислением в запас, в рапорте об увольнении указал избранное место жительства – ***. Вместе с тем, государственным жилищным сертификатом либо жилым помещением в натуральной форме после увольнения с военной службы и по настоящее время не обеспечивался. Дополнительно указал, что в 2013 году ему пришел по почте договор найма служебного жилого помещения № 8 от 09.01.2013, лично по вопросу заключения данного договора, в Комитет не обращался. В начале 2023 года обратился к ответчику по вопросу заключения договора социального найма, однако ему было отказано, в связи с отсутствием нормативного акта о предоставлении ему жилого помещения жилищного фонда социального использования. В настоящее время в квартире зарегистрированы, он, супруга Павлова И.К., дочь Батина А.В., внучка ФИО1 внук ФИО2 Учитывая изложенное, просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель истца Рогачев Е.М., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Ранее в судебных заседаниях, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении, просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснил, что ***, расположенная по адресу: ЗАТО ***, находилась в ведомственном жилищном фонде Министерства Обороны СССР (РФ), а затем в соответствии с постановлением администрации г. Североморска от 13.01.1995 № 27 передана в муниципальную собственность города Североморска, в связи с чем, утратила статус служебной.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ранее в судебных заседаниях, а также отзыве от 07.07.2023 указал, Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск как структурное подразделение муниципального образования обладает полномочиями наймодателя муниципального жилого фонда. Жилое помещение, расположенное по адресу: ЗАТО ***, находится в муниципальной собственности ЗАТО г. Североморск на основании постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 13.01.1995 № 27. Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 27.05.1993 № 246 спорное жилое помещение отнесено к числу служебных и предоставлено истцу на основании служебного ордера от 07.09.1993 № 158, выданного 334 КЭЧ войсковой части 28372, на состав семьи 4 человека: истец, супруга Павлова И.К., дочь ФИО3 дочь ФИО4 В 2013 году истец обращался в КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск (уполномоченный на тот момент орган) с заявлением о заключении договора найма служебного жилого помещения, рассмотрев которое, Комитет заключил с истцом договор найма служебного жилого помещения от 09.01.2013№ 8, согласно которому служебное жилое помещение передано истцу для временного проживания в нем на состав семьи: истец, супруга Павлова И.К., дочь – ФИО4 внук ФИО2 мать – ФИО5 Отказывая истцу в заключении договора социального найма КИО руководствовался положениями ст. 63 ЖК Российской Федерации и положениями Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Заключение (изменение, расторжение) договоров социального найма жилых помещений, договоров найма специализированных жилых помещений, договоров коммерческого найма жилых помещений», утвержденного постановлением администрации ЗАТО г.Североморск от 20.07.2016 № 931 (с учетом внесенный изменений постановлением № 1923 от 28.10.2021). Представленный истцом ордер № 158 от 07.09.1993 не содержит указаний на основания предоставления спорного жилого помещения. Проверка законности предоставления жилого помещения является основополагающим фактором при рассмотрении настоящего спора. Полагал, что заключение договора социального найма жилого помещения при действующем договоре найма служебного жилого помещения законодательством не допускается, в связи с чем исковые требования, заявленные к Комитету, удовлетворению не подлежат.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, Павлова И.К., Батина А.В., действующая также в интересах несовершеннолетней Батиной С.О., Павлов Г.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, уточненные исковые требования Павлова В.К. поддерживают.

Представитель третьего лица – ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Северный» – в судебное заседание не явился, согласно представленным сведениям, Павлов В.К., *** года рождения, на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы и жилым помещением по избранному месту жительства филиалом не принимался, а также согласно сведениям в программном обеспечении сертификат ему не предоставлялся.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы личного дела военнослужащего Павлова В.К. МД-38961, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование гражданам, нуждающимся в жилье.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено судом из пояснений истца, которые суд оценивает по правилам ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности с иными доказательствами, на основании ордера *** от *** военнослужащему Павлову В.К. на состав семьи четыре человека (включая супругу Павлову И.К., дочь Ольгу, дочь Анну) предоставлена трехкомнатная квартира, жилой площадью 43,4 кв.м., расположенная по адресу: ***, в которой в качестве нанимателя Павлов В.К. зарегистрирован с *** по настоящее время. Изложенное подтверждается справкой формы ***, оригиналом ордера (копия которого приобщена в материалы дела), копией поквартирной карточки, материалами личного дела военнослужащего (а именно сведениями из послужного списка о прохождении по состоянию на 1993 год Павловым В.К. военной службы).

Также в указанном жилом помещении имеют регистрацию по настоящее время супруга Павлова И.К. с 08.09.1993; дочь Батина А.В. с 08.09.1993; внук ФИО2 с ***; внучка ФИО1 с ***.

На имя Павлова В.К. открыт финансово-лицевой счет, им надлежащим образом исполняются обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и внесению платы за наем.

Павлов В.К. в январе 2023 года обратился в КИО администрации ЗАТО *** с заявлением о признании его нанимателем жилого помещения (***) по договору социального найма, письмом от 10.02.2023 Комитет имущественных отношений уведомил истца об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с отсутствием нормативного акта о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования, при наличии заключенного между истцом и Комитетом городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск договора найма служебного жилого помещения № 8 от 09.01.2013.

Оценивая право истца на заключение договора социального найма спорного жилого помещения, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Как следует из положений ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

Нормами п. 1 ст. 63 Жилищного кодекса РФ регламентировано, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Разрешая заявленные исковые требования, суд соглашается с доводами истца о том, что законных оснований для отказа в заключении с ним договора социального найма жилого помещения у ответчика не имеется.

На момент выдачи Павлову В.К. ордера на право занятия спорной квартиры жилищные правоотношения регулировались принятыми Верховным Советом СССР 24.06.1981 4 Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищным кодексом РСФСР (утратившим силу с 01.03.2005).

В соответствии с абзацем третьим статьи 4 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик жилищный фонд включал, в том числе жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд).

Согласно статье 5 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик жилые дома и жилые помещения предназначались для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий.

Статьей 7 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик было закреплено право граждан на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в бессрочное пользование.

В силу положений ст. 11 Основ управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществлялось их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления, а управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

Положениями ст. 19 Основ предусматривалось, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.

Согласно статьи 7 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Во исполнение требований Законов РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 № 443-1 и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.1991 № 1531-1 и для выполнения обязанностей по жилищному обеспечению в соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты жилищного фонда были переданы в муниципальную собственность.

Кроме того, Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (которое действовало в момент возникновения жилищных правоотношений у Павлова В.К. и утратило силу в связи с принятием Приказа Министра Обороны РФ от 26.06.2000 N 334).

Пунктом 1 Положения предусматривалось, что генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, состоящие на действительной военной службе, и совместно проживающие с ними члены семьи (супруги, дети, родители, а также и другие лица, состоящие на иждивении военнослужащих) обеспечиваются жилой площадью по месту службы военнослужащего за счет жилого фонда Министерства обороны СССР.

Порядок распределения жилой площади регулировался разделом вторым данного Положения и предусматривал (п.п. 19-22), что в целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии согласно Положению о жилищных комиссиях (приложение N 1 к настоящему Положению). Вся жилая площадь, поступающая от собственного строительства Министерства обороны СССР, получаемая по постановлениям Правительства СССР от исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, министерств и ведомств, а также освобождаемая за выездом, распределяется между воинскими частями, дислоцированными в гарнизоне, пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в жилье. План распределения жилой площади между воинскими частями рассматривается гарнизонной жилищной комиссией, согласовывается с заместителем начальника гарнизона по политической части, начальником довольствующей квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) и утверждается начальником гарнизона.

***, вводимая в эксплуатацию для Министерства обороны СССР, заселяется военнослужащими воинских частей тех видов Вооруженных Сил СССР и не входящих в виды Вооруженных Сил СССР родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны СССР, для которых осуществлялось жилищное строительство.

Распределение жилой площади между военнослужащими рассматривается жилищной комиссией воинской части, согласовывается с заместителем командира воинской части по политической части и утверждается командиром.

Также пунктом 25 Положения предусматривалось, что жилая площадь в домах Министерства обороны СССР, а также закрепленная за гарнизонами в жилых домах исполкомов Советов депутатов трудящихся, министерств и ведомств закрепляется за теми воинскими частями, в которых проходят службу проживающие на ней военнослужащие.

Пунктом 26 Положения было закреплено условие о том, что заселение жилой площади производится по ордерам. Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР, в том числе построенную для хозрасчетных предприятий и организаций, а также на жилую площадь, закрепленную за Министерством обороны СССР в домах местных Советов, министерств и ведомств, производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.

Приложением № 1 к статье 19 Положения, введенного в действие приказом Министра обороны СССР 1975 года N 285 также было утверждено Положение о жилищных комиссиях с установлением их полномочий в целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях.

В частности, на жилищную комиссию воинской части (п.6) возлагались, в том числе, полномочия по рассмотрению списков и проверка жилищных условий лиц, нуждающихся в жилой площади; подготовка предложений по распределению жилой площади между военнослужащими воинской части; контроль за своевременным освобождением жилой площади военнослужащими, рабочими и служащими воинской части, убывшими для прохождения службы или на работу в другие гарнизоны, а также получившими другую жилую площадь; контроль за правильностью использования жилой площади, закрепленной за Министерством обороны СССР в домах исполкомов местных Советов депутатов трудящихся, других министерств и ведомств.

Приказом Министра обороны СССР от 22.09.1977 № 75 введено в действие Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской армии и Военно-морского флота, которым определены (в том числе) функции в Военно-Морском Флоте морской инженерной службы (МИС, приравненных к КЭЧ в Армии) флотов (флотилий), военно-морских баз (отделения МИС в пунктах базирования) в области обеспечения квартирным довольствием воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организации Советской Армии и Военно-Морского Флота (в том числе по жилым домам).

Из представленной в материалы дела копии постановления администрации г. Североморска от 30.12.21992 № 698 следует, что Главой администрации утвержден Акт государственной комиссии от 30.12.1992 о приеме в эксплуатацию объекта 16/110-2 107-квартирного жилого дома. Вновь вводимому жилому дому присвоен почтовый адресу: ***, объект 16/110-2 квартирный жилой дом передан на баланс 70027.

Согласно постановлению администрации г.Североморска от 27.05.1993 № 246, квартиры с *** по *** (кроме квартир *** и ***) в ведомственном ***, на основании ходатайства войсковой части 70027 отнесены к числу служебных для дальнейшего распределения.

Истец вселен в жилое помещение по *** в 1993 году на основании ордера, выданного 334 КЭЧ войсковой части 89447 в пределах возложенной компетенции по принятию решений о распределении жилых помещений в ведомственном жилом фонде, закрепленном за органом Министерства обороны РСФСР. Данный факт ответчиком не оспорен.

Из анализа вышеприведенных положений жилищного законодательства Союза ССР, Российской Федерации, ведомственных Приказов Министра обороны СССР, суд приходит к выводу, что обстоятельства распределения истцу спорного жилого помещения соответствуют требованиям действующего на тот момент законодательства.

В связи с прохождением военной службы и получения жилого помещения в жилом фонде, закрепленном за органом Министерства обороны РФ, решения органа местного самоуправления г.Североморска о предоставлении Павлову В.К. квартиры не предполагалось.

Единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР и п. 31 Положения, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 №285, являлся ордер № 158 от 07.09.1993.

Суд принимает во внимание, что именно на основании данного ордера истец вселен в спорное жилое помещение, на его имя открыт лицевой счет, осуществлена регистрация по месту жительства, законность нахождения истца в спорном жилом помещении и его права как нанимателя квартиры в отсутствие договора найма жилого помещения до 2013 года ответчиком, а также иными уполномоченными органами, в ведении которых находится муниципальный жилой фонд, на протяжении всего периода проживания Павлова В.К. сомнению не подвергались.

В соответствии с постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 13.01.1995 № 27 и во исполнение распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 № 114-рп, на основании акта приема –передачи от 01.01.1995 жилой ***, расположенный по адресу: ЗАТО ***, принят от войсковой части 89447 в муниципальную собственность, поставлен на баланс муниципального образования, что также подтверждается представленным в дело перечнем жилых домов и сооружений, передаваемых в муниципальную собственность от войсковой части 89447.

Как следует из выписки из реестра муниципального имущества ЗАТО г. Североморск от 05.07.2023 № 5105 жилое помещение *** *** в *** находится в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск в соответствии с постановлением г. Североморск № 27 от 13.01.1995, постановления администрации ЗАТО г. Североморск № 735 от 29.12.2004.

В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Согласно ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; а также индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

В силу положений раздела IV (ст. 92) Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Согласно правовой позиции, изложенной п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 7.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность, указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Нахождение спорной квартиры в ведомственном жилищном фонде на момент ее предоставления семье истца и последующей ее передачи в муниципальный жилищный фонд подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Суд учитывает, что в связи с передачей жилого *** в *** в муниципальную собственность, обязанность по заключению договора социального найма на занимаемое истцом жилое помещение возлагалась на органы местного самоуправления.

Доказательств того, что после передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность и утраты им в связи с этим статуса служебного жилого помещения данное жилое помещение вновь было переведено в разряд служебных, ответчик не представил.

Таким образом, судом установлено, что с момента передачи жилого фонда из государственной собственности и ведения войсковой части 89447 в собственность муниципального образования ЗАТО г.Североморск, договор социального найма на спорное жилое помещение с истцом не заключен, при этом оснований для заключения с истцом договора найма служебного жилого помещения № 8 от 09.01.2013 у собственника жилого помещения (***) - муниципального образования ЗАТО г. Североморск, не имелось, поскольку спорное жилое помещение при переходе в муниципальную собственность утратила статус служебного жилья.

Данных о том, что квартира после поступления в муниципальную собственности вновь была отнесена к категории служебных – не имеется, доказательств тому уполномоченным органом не представлено.

При этом, ссылки стороны ответчика на положения ст. 63 Жилищного кодекса РФ суд полагает не обоснованными, поскольку его позиция избрана без учета требований законодательства, регулирующего жилищные правоотношения на момент предоставления Павлову В.К. спорной квартиры.

Как следует из п. 3.5.4 Положения «О Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 27.10.2020 № 18, полномочиями по заключению договоров социального найма, договоров найма специализированного жилого помещения и договоров коммерческого найма с гражданами (нанимателями) на владение и пользование жилыми помещениями муниципального жилищного фонда для проживания в них на условиях, установленных Жилищным кодексом наделен Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск,

На основании вышеизложенного, учитывая, что в судебном заседании основания для заключения договора социального найма с истцом установлены, суд полагает требования истца обоснованными и удовлетворяет иск в полном объеме, возлагая на ответчика – КИО администрации ЗАТО г. Североморск – обязанность по заключению договора социального найма жилого помещения – ***, расположенной в *** в ***.

Суд рассматривает спор на основании представленных в дело доказательств и в пределах заявленных исковых требований (статей 56-60 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Павлова Валерия Константиновича к Комитету имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск – удовлетворить.

Обязать Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск заключить с Павловым Валерием Константиновичем договор социального найма жилого помещения – ***, общей площадью *** кв.м., в том числе жилой площадью 43,4 кв.м, расположенной в *** в ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий    Т.А. Мохова

2-965/2023 ~ М-717/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Павлов Валерий Константинович
Ответчики
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск
Другие
Филиал "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ
Павлова Ирина Константиновна
Информация скрыта
Павлов Георгий Алексеевич
Батина Анна Валерьевна
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Мохова Т.А.
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
17.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее