Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-378/2023 ~ М-299/2023 от 20.06.2023

Решение в окончательной форме принято 11 июля 2023 года

УИД76RS0003-01-2023-000463-61

Дело № 2-378/2023    

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июля 2023 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Малининой Ю.Я.,

при секретаре Власовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения Ярославской области «Детский санаторий «Искра» о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения Ярославской области «Детский санаторий «Искра» (далее - ГАУЗ ЯО ««Детский санаторий «Искра») о принятии мер к ремонту ограждения, в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения»утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1742-ст» на территории учреждения в срок до 31 мая 2024 года.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской областив июне 2023 года проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в деятельности ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра», в ходе которой установлено, что территория учреждения ограждена забором, часть пролетных сегментов которого представляют собой конструкцию прямоугольной формы, выполненную из металлической арматуры и сетки-рабицы. При этом восточная часть ограждения территории Учреждения не соответствуют ГОСТ Р 57278-2016. По итогам проверки директору учреждения вынесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого, в прокуратуру района направлен ответ, согласно которого произведена частичная замена забора.

В судебном заседании прокурор Румянцев М.С. поддержал исковые требования, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, просил возложить обязанность по принятию мер к установке (ремонту) ограждения на территории учреждения ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра», которое имеет реальную возможность устранить выявленные недостатки в срок до 31.05.2024г.

Представитель ответчика ГАУЗ ЯО ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

ГАУЗ ЯО ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения функций по предоставлению государственных услуг в сфере здравоохранения на территории Ярославской области. Функции и полномочия учредителя от имени Ярославской области осуществляются Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области (п.п. 1.2-1.10 Устава).

Основными видами деятельности ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра» являются: медицинская деятельность; деятельность по организации оздоровления детей в режиме детского санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия, сезонного лагеря, санатория; деятельность по организации отдыха и досуга граждан; деятельность по организации обучения школьников в течение учебного года; деятельность по организации культурно-массовых мероприятий; деятельность по организации общественного питания;добыча пресных и минеральных вод; деятельность по оказанию услуг в сфере водоотведения и очистки сточных вод (раздел 2 Устава).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании ст. 3 указанного нормативного акта террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях; противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) указано, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае, по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными, образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, относятся к компетенции образовательной организации.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья относится к компетенции образовательной организации.

На основании требований п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, а также соблюдать их права и свободы.

В силу ч. 7 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.

Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года № 8 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

На основании п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию).

В соответствии с подп. «ж» п. 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются мероприятия по поддержанию в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 года № 732 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, которыми установлено обязательное проведение мероприятий по организации и обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов, осуществление контроля за их функционированием (подпункт «б» пункта 19 указанных Требований).

По результатам прокурорской проверки с выходом на место в июле 2022 года установлено, что в деятельности ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра» имеется ряд нарушений действующего законодательства об антитеррористической защищенности объектов здравоохранения и образования, в том числе установлено, что территория учреждения ограждена забором, часть пролетных сегментов которого представляют собой конструкцию прямоугольной формы, выполненную из металлической арматуры и сетки-рабицы. При этом восточная часть ограждения территории Учреждения не соответствуют ГОСТ Р 57278-2016. Названые факты подтверждаются фотоснимками.

В связи с изложенным в адрес директора учреждения 25 июля 2022 года прокурором Гаврилов-Ямского района Ярославской области внесено представление об устранении нарушений закона, после чего нарушения устранены частично: произведена частичная замена забора высотой 2 метра, организовано обеспечение информационной безопасности – приобретен программный межсетевой экран, инернет контроль, Сервер.

Из Устава ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра» установлено, что данное автономное учреждение является юридическим лицом, может осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. Имущество автономного учреждения является собственность Ярославской области и закреплено за ним на праве оперативного управления.

В силу ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Право оперативного управления является вещным правом и подразумевает обязанность правообладателя использовать и содержать принадлежащее ему имущество в соответствии с требованиями действующего законодательства. Фактически законодательство ограничило только право распоряжения имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

Таким образом, ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра» является надлежащим ответчиком по делу, на которого должна быть возложена обязанность по принятию мер к установке (ремонту) ограждения на территории учреждения.

Обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц вызвано существованием опасности (угрозы) причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении на ГАУЗ ЯО «Детский санаторий «Искра» обязанности принять меры к ремонту ограждения на территории учреждения в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения» подлежат удовлетворению. Заявленный прокурором срок для устранения нарушений действующего законодательства – до 31мая 2024 года является разумным и объективно необходимым для устранения нарушений.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения Ярославской области «Детский санаторий «Искра» ОГРН: 1127609000595 ИНН: 7616009645 организовать ремонт ограждения на территории учреждения в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 57278-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения защитные. Классификация. Общие положения, утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 № 1742-ст» в срок до 31 мая 2024 года.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                             Ю.Я. Малинина

2-378/2023 ~ М-299/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Гаврилов -Ямского района
Ответчики
Государственное автономное учреждение здравоохранения Ярославской области «Детский санаторий «Искра»
Суд
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области
Судья
Малинина Ю.Я.
Дело на странице суда
gavrilov-yamsky--jrs.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
22.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее