Дело № 2-527/2024
УИД- 75RS0005-01-2024-000423-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего Балабановой Н.В.,
при секретаре Белоусовой А.Ю.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Симонова Е.Г. (далее-прокурор), представителя ответчика Непомнящего В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», администрации сельского поселения «Катангарское» о возложении обязанностей,
установил:
заместитель Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора (далее также прокурор) обратился в суд с указанным исковым заявлением и уточнением к нему, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой в ноябре 2023 года совместно с ТОНД и ПР по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский ГУ МЧС России по Забайкальскому краю проведена проверка на территории сельского поселения «Катангарское» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты лесов и населенных пунктов от лесных пожаров, о противопожарной безопасности, в ходе которой выявлены и остались не устраненными многочисленные нарушения закона, несмотря на обоснованное привлечения уполномоченного должностного лица к административной ответственности по постановлению прокурора.
Так, постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее-Правила) установлены обязательные к исполнению первичные меры противопожарной защиты населенных пунктов от природных и техногенных пожаров, к числу которых отнесено создание минерализованных полос, ширина которых должна составлять не менее 10 метров, с обеспечением очистки полосы от сухой растительности и иных источников возгорания, прилегающая к домовладениям граждан территория, места массового пребывания граждан должны быть очищены от сухой растительности, мусора и иных источников воспламенения, источники водоснабжения противопожарной спецтехники должны быть обеспечены исправными системами забора воды.
Вместе с тем на территории сельского поселения «Катангарское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» не обеспечено соблюдение противопожарных Правил, выразившихся в следующем: в нарушение п. 53 Правил в с. Катангар, л/у Катангар, с. Орсук отсутствует резервный источник электроснабжения; в нарушение п. 67 Правил участок 3, ул. Кооперативная, с. Орсук № захламлен горючим мусором; в нарушение п. 67 Правил участок местности по северо-западной и западной части села л/у Катангар (51.002179, 108.984529, 50.999922, 108.985869) не очищен от сухого травостоя; в нарушение п. 67 Правил участок местности села Катангар (51.011090, 108.954404, 51.010432, 108.959472) не очищен от сухого травостоя; в нарушение п. 69 Правил участок местности села л/у Катангар (51.000918, 108.997239, 51.001892, 109.000220) не очищен от мусора.
По результатам проведенной проверки, в отношении главы сельского поселения «Катангарское», возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, которое рассмотрено с привлечением последнего к административной ответственности. Однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены.
При этом устранение указанных нарушений закона входит в компетенцию администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» и администрацию сельского поселения «Катангарское».
Со ссылкой на п. 9 ч. 1 ст. 14, п. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Правила противопожарного режима в Российской Федерации прокурор просит: возложить на администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» обязанность в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно: установить автономные резервные источники электроснабжения водоисточника, расположенного в л/у Катангар, с. Орсук, предназначенного для нужд прожаротушения. Возложить на администрацию сельского поселения «Катангарское» обязанность в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно: очистить участок 3, ул. Кооперативная, с. Орсук (75:16:150102:35) от захламления горючим мусором; очистить участок местности по северо-западной и западной части села л/у Катангар (51.002179, 108.984529, 50.999922, 108.985869) от сухого травостоя; очистить участок местности с. Катангар (51.011090, 108.954404, 51.010432, 108.959472) от сухого травостоя; очистить участок местности села л/у Катангар (51.000918, 108.997239, 51.001892, 109.000220) от мусора.
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Катангарское» в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями в целом согласился, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не оспаривал, однако пояснил, что срок, указанный прокурором для исполнения решения недостаточен, просил данный срок увеличить.
Представитель ответчика администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела ответчик извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, заявлений, ходатайств от него не поступало.
Представитель третьего лица ОНД и ПР по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский исковые требования поддержал, полагал возможным увеличить срок для исполнения обязанностей, указанных в п. 1, в пп. 1, 2 п. 2 просительной части уточненных исковых требований, срок для исполнения остальных требований полагал разумным.
Третье лицо УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки не сообщило, заявлений, ходатайств от него не поступало.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, представителей ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ«О пожарной безопасности» одним из основных элементов системы обеспечения пожарной "безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10).
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьей 62 Закона № 123-ФЗ установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется ФЗ, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Согласно ст. 68 Закона № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения, должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод) 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации 3) противопожарные резервуары.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее-Правила) установлены обязательные к исполнению первичные меры противопожарной защиты населенных пунктов от природных и техногенных пожаров, к числу которых отнесено создание минерализованных полос, ширина которых должна составлять не менее 10 метров, с обеспечением очистки полосы от сухой растительности и иных источников возгорания, прилегающая к домовладениям граждан территория, места массового пребывания граждан должны быть очищены от сухой растительности, мусора и иных источников воспламенения, источники водоснабжения противопожарной спецтехники должны быть обеспечены исправными системами забора воды.
В силу п. 53 Правил водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
Согласно п. 67 Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
Пунктом 70 Правил установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В силу п. 75 Правил органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Закона № 69-ФЗ.
Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой в ноябре 2023 года совместно с ТОНД и ПР по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский ГУ МЧС России по Забайкальскому краю проведена проверка на территории сельского поселения «Катангарское» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты лесов и населенных пунктов от лесных пожаров, о противопожарной безопасности, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения «Катангарское» муниципального района «Петровск-Забайкальский район» не обеспечено соблюдение противопожарных Правил, выразившихся в следующем: в нарушение п. 53 Правил в с. Катангар, л/у Катангар, с. Орсук отсутствует резервный источник электроснабжения; в нарушение п. 67 Правил участок 3, ул. Кооперативная, с. Орсук (75:16:150102:35) захламлен горючим мусором; в нарушение п. 67 Правил участок местности по северо-западной и западной части села л/у Катангар (51.002179, 108.984529, 50.999922, 108.985869) не очищен от сухого травостоя; в нарушение п. 67 Правил участок местности села Катангар (51.011090, 108.954404, 51.010432, 108.959472) не очищен от сухого травостоя; в нарушение п. 69 Правил участок местности села л/у Катангар (51.000918, 108.997239, 51.001892, 109.000220) не очищен от мусора.
По результатам проведенной проверки, в отношении главы сельского поселения «Катангарское», возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, которое рассмотрено с привлечением последнего к административной ответственности.
Однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. Доказательств обратного ответчиками не представлено.
Несоблюдение ответчиками законодательства в сфере пожарной безопасности, защите населенных пунктов от пожаров, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, природоохранного законодательства влечет угрозу возникновения пожаров, в том числе на территории населенных пунктов, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также причинение значительного материального ущерба, либо наступление иных тяжких последствий.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом, принимая во внимание климатические особенности региона, наступление весенне-осеннего пожароопасного периода, испрашиваемый прокурором срок для исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей суд считает разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в срок не позднее 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно: установить автономные резервные источники электроснабжения водоисточника, расположенного в л/у Катангар, с. Орсук, предназначенного для нужд прожаротушения.
Возложить на администрацию сельского поселения «Катангарское» обязанность в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно: очистить участок 3, ул. Кооперативная, с. Орсук № от захламления горючим мусором; очистить участок местности по северо-западной и западной части села л/у Катангар (51.002179, 108.984529, 50.999922, 108.985869) от сухого травостоя; очистить участок местности с. Катангар (51.011090, 108.954404, 51.010432, 108.959472) от сухого травостоя; очистить участок местности села л/у Катангар (51.000918, 108.997239, 51.001892, 109.000220) от мусора.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края.
Судья: Н.В. Балабанова
В окончательной форме решение суда принято 27 июля 2024 года.