УИД 91RS0012-01-2023-001229-15
Дело №2-1264/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 июля 2023 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,
при секретаре – Черкасовой А.А.,
с участием истца – ФИО1, представителя ответчика Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО5, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, об установлении факта постоянного проживания, о признании постановления незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, в котором с учетом уточнения требований, просила установить факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории <адрес> Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ; признать постановление Администрации <адрес> Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе внесения в Список очередности граждан на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым» незаконным; обязать Администрацию <адрес> Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением Администрации <адрес> Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во внесении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, как лицу, воспитывающему трех и более детей в возрасте до 18 лет, ввиду отсутствия факта постоянного проживания истца на территории муниципального образования городской округ Керчь более пяти лет, предшествующего дате подачи заявления о предоставлении земельного участка. Однако в период времени с 2017 года по 2021 год истец со своей семьей проживали по адресу: <адрес>. После продажи дома в 2021 году истец с семьей проживали по адресу: <адрес>. С марта 2023 года истец проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, ш. ФИО2 Сталинграда, <адрес>А, <адрес>. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым – ФИО5, действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ране в адрес суда представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации установлено, что граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 указанной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», определен Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон №-ЗРК/2015).
В силу положений статьи 1 Закона №-ЗРК/2015 предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьей 3 Закона №-ЗРК/2015 предусмотрено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 Закона №-ЗРК/2015, право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют лица, лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных, а также принятых под опеку (попечительство), за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а при обучении детей в общеобразовательных организациях по очной форме обучения - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Статьей 5 Закона №-ЗРК/2015, в том числе предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется однократно по выбору заявителя в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов при соблюдении следующих условий: гражданин постоянно проживает на территории соответствующего муниципального района, городского округа Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, а также дате предоставления земельного участка; гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также не отчуждали соответствующий земельный участок; гражданин, его супруг(а) и несовершеннолетние дети не имеют в собственности иного жилого помещения, в том числе жилого дома, за исключением того, в котором они совместно проживают.
Право лиц, указанных в пунктах 8 и 10 части 1 статьи 4 Закона №-ЗРК/2015, на предоставление земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, может быть реализовано одним из родителей (усыновителей) при условии, что другой родитель (усыновитель) не реализовал данное право в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
В случае расторжения брака между родителями (усыновителями) детей, указанных в пунктах 8 и 10 части 1 статьи 4 Закона №-ЗРК/2015, лицом, имеющим право на предоставление земельного участка в соответствии с пунктами 8 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, признается родитель (усыновитель), с которым совместно проживают дети, указанные в пунктах 8 и 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Право лиц, указанных в пункте 10 части 1 статьи 4 Закона №-ЗРК/2015, стоящих в очереди на предоставление находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности земельного участка в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона, сохраняется за ними до его реализации, независимо от достижения детьми 18 лет.
Предоставление находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности земельных участков гражданам, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 Закона №-ЗРК/2015, осуществляется в порядке общей очередности в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, документирована паспортом гражданина Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.73).
ФИО1 является матерью несовершеннолетних ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1 л.д.56), ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1 л.д.55), и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (т.1 л.д.54).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО1 выдано удостоверение № родителя многодетной семьи, срок действия удостоверения до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.53).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о постановке в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, как лицо, воспитывающего трех и более детей в возрасте до 18 лет (т.1 л.д.51-52 об.).
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-п ФИО1 отказано во внесении в список очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, как лица, воспитывающего трех и более детей в возрасте до 18 лет, поскольку отсутствует подтверждение факта постоянного проживания на территории <адрес> в течении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка (т.1 л.д.49).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон №) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем 8 статьи 2 Закона № определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона №, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В подтверждении своего непрерывного проживания на территории <адрес> Республики Крым более пяти лет, предшествующих ДД.ММ.ГГГГ, заявителем представлены следующие доказательства: справки МБОУ <адрес> РК «Школа-гимназия № им. ФИО2 Е.И. Деминой» от ДД.ММ.ГГГГ №.08, от ДД.ММ.ГГГГ №.08, согласно которым ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучаются в данному общеобразовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно (т.1 л.д.8, 9); квитанции об оплате за жилищно-коммунальные услуги за домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, за период с 2020 года по 2022 год, плательщиком в которых указана ФИО1 (т.1 л.д.10-25); медицинская карта ООО «Медицинский центр «Салюс» пациента ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заполненная ДД.ММ.ГГГГ, в которой адрес проживания указан: <адрес> (т.2 л.д.5-7); медицинская карта ООО «Медицинский центр «Салюс» пациента ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заполненная ДД.ММ.ГГГГ, в которой адрес проживания указан: <адрес> (т.2 л.д.8-9 об.); медицинская карта ООО «Медицинский центр «Салюс» пациента ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заполненная ДД.ММ.ГГГГ, в которой адрес проживания указан: <адрес> (т.2 л.д.10-13); медицинская карта ООО «Медицинский центр «Салюс» пациента ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заполненная ДД.ММ.ГГГГ, в которой адрес проживания указан: <адрес> (т.2 л.д.14-14 об.); справка ГБУЗ РК «Керченская больница № им. ФИО9» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО1, с 2017 года по настоящее время со своими несовершеннолетними детьми ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прикреплены и обслуживаются в медицинской организации, адрес проживания указан: <адрес> (т.2 л.д.15).
Согласно информации Отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес>, представленной по запросу суда: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была зарегистрирована на территории <адрес> с 2018 года по месту пребывания по адресам: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, ш. Индустриальное, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.1).
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО10, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, пояснила, что знакома с истцом длительное время, когда заявитель с родителями приехала проживать по адресу: <адрес>, где семья проживала до осени 2021 года пока не продали данный дом.
Оценив предоставленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что показания свидетеля последовательны, согласуются с пояснениями истца по делу, материалами дела утверждения истца о постоянном проживании на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым не опровергаются. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, отсутствие постоянной регистрации у ФИО1 по месту жительства в <адрес> Республики Крым, не влечет за собой невозможность принятия документов по включению ее в список очередности граждан на получение бесплатно в собственность земельных участков, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Принимая во внимание, что факт постоянного проживания истца на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым более пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении земельного участка, нашел свое подтверждении при рассмотрении гражданского дела и подтвержден документально, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ФИО1 в части установления факта постоянного проживания на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку на момент рассмотрения заявления ФИО1 о постановке ее в очередь и предоставлении земельного участка, поданного в Администрацию <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, факт постоянного проживания ФИО1 на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым не был установлен и документально не подтвержден, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части требований о признании незаконным постановления Администрации <адрес> Республики Крым №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что в части требований о возложении обязанности на ответчика включить истца в список очередности граждан на получение бесплатно в собственность земельных участков, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, об установлении факта постоянного проживания, о признании постановления незаконным – удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.А. Киселевич
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2023 года.
Судья А.А. Киселевич