Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1199/2023 ~ М-666/2023 от 02.03.2023

Дело № 2-1199/2023

УИД: 55RS0004-01-2023-000815-59

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2023 года                                  город Омск

Октябрьский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Дорошкевич А.Н.,

при секретаре судебного заседания Авдониной В.А.,

с участием в подготовке и организации судебного разбирательства помощника судьи Шкутовой В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Омской области к Дорофеевой ФИО6 о расторжении договора на получение единовременной компенсационной выплаты, взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения Омской области обратилось в суд исковым заявлением к Дорофеевой Ю.Ю. о расторжении договора на получение единовременной компенсационной выплаты, взыскании денежных средств, указав в обоснование требований, что 02.10.2014 между Министерством здравоохранения Омской области и Дорофеевой Ю.Ю. врачом – неврологом БУЗОО «Большеуковской ЦРБ» заключен договор № с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ в порядке исполнения истцом данного договора на расчетный счет Дорофеевой Ю.Ю. перечислена единовременная компенсационная выплата в сумме 1 000 000 рублей. Согласно подпункту 1 пункта 8 договора, ответчик обязалась работать в течение пяти лет по указанному основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ заключенным с БУЗОО «Большеуковской ЦРБ». В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 договора в случае прекращения трудового договора с БУЗОО «Большеуковской ЦРБ» до истечения пятилетнего срока Дорофеева Ю.Ю. обязалась возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду. Между тем трудовой договор расторгнут на основании заявления работника ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем трудовые отношения Дорофеевой Ю.Ю. с БУЗОО «Большеуковской ЦРБ» были прекращены до истечения пятилетнего срока исполнения трудовых обязанностей на условиях нормальной продолжительности рабочего времени с даты трудоустройства в БУЗОО «Большеуковской ЦРБ».

Поскольку Дорофеева Ю.Ю. приняла на себя обязательство отработать в БУЗОО «Большеуковской ЦРБ» в течение пяти лет по основному месту, однако указанную обязанность не исполнила, просил расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», взыскать в доход областного бюджета 345 564,07 рублей, выплаченных на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель истца Министерства здравоохранения Омской области - Турбина Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что во время отпуска по уходу за ребенком ответчик фактически не осуществляла трудовую деятельность.

Ответчик Дорофеева Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального фонда обязательного медицинского страхования в судебном заседании при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела участия не принимал.

В соответствии со статьями 167, 233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке по представленным в дело доказательствам в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

Из пояснений представителя истца и материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Дорофеева Ю.Ю. была принята на работу в БУЗОО «Большеуковская ЦРБ» на должность врача – невролога, одновременно с ней заключен трудовой договор № по основной работе на неопределенный срок.

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ) установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений), в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.

В частности, частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются только при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, который должен устанавливать помимо ряда необходимых условий обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить с медицинским работником, указанным в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения, предусматривающего:

обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (пп. "а" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ);

порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пп. "б" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ);

возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в пункте "а" данного пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (пп. "в" п. 3 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ);

ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" этого же пункта (пп. "г" п. 3 ч. 12.2 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. № 1868-О, от 27 октября 2015 г. № 2483-О).

На основании статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ в целях повышения эффективности реализации государственной политики в области социальной поддержки медицинских работников в сельской местности, качества и доступности оказания медицинской помощи сельскому населению постановлением Правительства Омской области от 10 февраля 2012 г. № 30-п "О мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) утвержден Порядок заключения договора в целях осуществления в 2014 году единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.

Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.

К таким исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную компенсационную выплату, относятся следующие случаи прекращения трудового договора:

- в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации);

- в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации);

- в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации);

- при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации);

- в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации);

- в случае восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п. 2 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации);

- в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации);

- в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (п. 6 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации);

- в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации).

С учетом указанного нормативного регулирования 02.10.2014 года между Министерством здравоохранения Омской области и Дорофеевой Ю.Ю. заключен договор № с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Договор заключен с медицинским работником Дорофеевой Ю.Ю. в возрасте до 35 лет, переехавшим в 2014 году из другого населенного пункта на работу в , после заключения трудового договора с бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Большеуковская центральная районная больница».

По условиям договора Министерство здравоохранения Омской области обязалось предоставить Дорофеевой Ю.Ю. единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня заключения договора, а последняя обязалась работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором.

Согласно п. 8 договора, в случае прекращения трудового договора с БУЗОО «Большеуковская ЦРБ» до истечения пятилетнего срока медицинский работник Дорофеева Ю.Ю. обязалась возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду в течение 10 календарных дней со дна прекращения трудового договора с БУЗОО «Большеуковская ЦРБ» на лицевой счет Министерства.

В соответствии с п. 14 договора он вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.

В ходе судебного разбирательства не оспаривалось и следует из материалов дела, что истец Министерство здравоохранения Омской области принятые на себя обязательства по предоставлению ответчику единовременной компенсационной выплаты исполнило в полном объеме: так, платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ года на счет Дорофеевой Ю.Ю. была перечислена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей. Соответственно на ответчике лежала обязанность работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором в БУЗОО «Большеуковская ЦРБ».

В то же время, согласно приказам БУЗОО «Большеуковская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ Дорофеевой Ю.Ю. предоставлен отпуск по беременности и родам в колличестве 140 календарных дней, а согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, когда ответчиком не исполнялись трудовые обязанности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени.

По данным БУЗОО «Большеуковская ЦРБ», в период отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора и трёх лет со стороны ответчика исполнения трудовых обязанностей на условиях неполной рабочей недели не было.

Помимо этого, в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года ответчику предоставлялся отпуск без сохранения заработной платы, когда ответчиком также не исполнялись трудовые обязанности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени.

06.11.2020 года действие трудового договора, заключенного с Дорофеевой Ю.Ю., прекращено в связи с ее увольнением по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

По данным БУЗОО «Большеуковская ЦРБ», на дату прекращения по инициативе ответчика трудовых отношений с данным БУЗОО у ответчика отсутствовали основания для прекращения трудовых отношений, предусмотренные пункт 8 части 1 статьи 77, пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пункты 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83), что, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии предусмотренных Федеральным законом от исключений, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную компенсационную выплату.

Иных исключений законом и договором не предусмотрено.

О необходимости возврата в течение десяти календарных дней со дня прекращения трудового договора в областной бюджет части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду, на расчетный счет Министерства здравоохранения Омской области, Дорофеева Ю.Ю. была уведомлена надлежащим образом.

В установленный договором от ДД.ММ.ГГГГ года срок ответчиком названные денежные средства в областной бюджет возвращены не были, в связи с чем письмом Министерства здравоохранения Омской области от ДД.ММ.ГГГГ года Дорофеевой Ю.Ю. было предложено возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени в размере 345 564,07 рублей (согласно расчету истца).

По утверждению истца, до настоящего времени данное требование ответчиком не исполнено, указанные денежные средства в доход областного бюджета от ответчика не поступили.

Указанный истцом расчет суд признает произведенным арифметически верно, стороной ответчика не оспорен.

В связи с тем, что обязательство, установленное указанным договором от ДД.ММ.ГГГГ года, Дорофеевой Ю.Ю. до настоящего времени не исполнено, доказательств обратного в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии у ответчика, уволившейся до истечения пятилетнего срока работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени из медицинского учреждения, расположенного в сельском населенном пункте, обязанности вернуть часть полученной ранее единовременной компенсационной выплаты, в связи с чем, полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о расторжении указанного договора между сторонами, а также о взыскании с ответчика в доход областного бюджета части компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду в размере 345 564,07 рублей.

В силу статьи 103 ГПК РФ, в связи с удовлетворением исковых требований имущественного характера, с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 655,64 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства здравоохранения Омской области (ИНН ) к Дорофеевой ФИО7 (СНИЛС ) удовлетворить частично.

Расторгнуть договор № с медицинским работником, имеющим право на получение в 2014 году единовременной компенсационной выплаты в соответствии в Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Омской области и Дорофеевой ФИО8.

Взыскать с Дорофеевой ФИО9 в доход областного бюджета 345 564,07 рублей, выплаченных на основании заключенного с Министерством здравоохранения Омской области договора от ДД.ММ.ГГГГ

Взыскать с Дорофеевой ФИО10 в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 6 655,64 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                       Дорошкевич А.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено «06» апреля 2023 года.

2-1199/2023 ~ М-666/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство здравоохранения Омской области
Ответчики
Дорофеева Юлия Юрьевна
Другие
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Турбина Наталья Александровна
Суд
Октябрьский районный суд г. Омска
Судья
Дорошкевич Алена Николаевна
Дело на странице суда
octobercourt--oms.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2023Подготовка дела (собеседование)
21.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
18.05.2023Регистрация заявления об отмене заочного решения
18.07.2023Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее