Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-126/2023 ~ М-143/2023 от 31.07.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2023 года                                                                                                     р.п. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре судебного заседания Гагариной М.П., с участием представителя истца помощника прокурора Мамско-Чуйского района Лысенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело       № 38RS0015-01-2023-000165-08 (2-126/2023) по исковому заявлению по иску прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Мамско-Чуйского района, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности обеспечить резервным источником электропитания образовательное учреждение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законодательства об образовании выявлены нарушения законодательства в части обеспечения муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Мусковитская СОШ»). Согласно представленным сведениям МКУ «Управление по организации образовательной деятельности на территории Мамско-Чуйского района» в настоящее время МКОУ «Мусковитская СОШ» не обеспечена резервным источником электроснабжения. По выявленным нарушениям закона, 29.06.2022 в адрес мэра Мамско-Чуйского района внесено представление об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения представления мер к устранению имеющихся нарушений не принято. Учитывая значительное количество технологических нарушений, происходящих на сетях централизованного электроснабжения, это нарушает права несовершеннолетних на доступ к образованию, препятствует непрерывности образовательного процесса. Для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты. В соответствии со статьями 6, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования Мамско-Чуйский район, выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, тем самым обязано обеспечить финансирование данных учреждений. Учащиеся образовательной организации являются группой лиц, состав которой регулярно изменяется, кроме того, устранение выявленных нарушений закона повлияет на права несовершеннолетних, которые будут обучаться в образовательной организации в будущем, что в целом делает невозможным установление и привлечение в процесс каждого потенциального истца. Образовательное учреждение по характеру своей деятельности обязано оказывать образовательные услуги каждому, кто обратится к ней с соблюдением установленного нормативными актами порядка. Предельная общая численность обучающихся в конкретной образовательной организации не предопределяет ни действительную общую численность таких обучающихся, ни их персональный состав. Оба эти элемента могут измениться в любой, произвольно взятый, момент времени в результате поступления обучающегося в образовательную организацию или отчисления из нее.

Прокурор просит обязать администрацию Мамско-Чуйского района профинансировать мероприятия по приобретению резервного источника электропитания для МКОУ «Мусковитская средняя общеобразовательная школа», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МКОУ «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда приобрести и установить резервный источник электропитания, обеспечив его работоспособность в случае отключения централизованного электроснабжения.

В судебном заседании помощник прокурора Мамско-Чуйского района Лысенко А.А. требования, заявленные прокурором поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске, не возражал против увеличения срока исполнения решения суда в соответствии с отзывом представителя ответчика.

Представитель ответчика Администрации Мамско-Чуйского района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя. Согласно письменного отзыва от 18.08.2023 года № 01-73/1765 администрация Мамско-Чуйского района заявленные требования признает, при этом просит учесть, что бюджет Мамско-Чуйского района является высокодотационным и относится к четвертой группе дотационности. Основную долю в расходной части бюджета района составляют целевые межбюджетные трансферы, выделенные из областного бюджета. Основную долю в расходной части бюджета района составляют заработная плата и обязательства по коммунальным услугам. В соответствии с частью 4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет Мамско-Чуйского района на 2023 год сформирован и утвержден, вследствие чего не представляется возможным приобрести резервный источник электропитания за счет бюджета Мамско-Чуйского района в текущем году, в связи с чем просит установить срок для исполнения обязанности администрации Мамско-Чуйского района, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 53-54).

Представитель ответчика муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился по ходатайству о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, в письменном отзыве от 07.08.2023 года исковые требования признал (л.д. 51-52).

Заслушав представителя истца, исследовав письменные возражения, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Пунктом 15 части 3, пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 июля 2002 № 204 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок» утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила), согласно пункта 1.2.18 которых, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам первой категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; ко второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; к третьей категории отнесены все остальные электроприемники, не подпадающие под определение первой и второй категорий.

В соответствии с пунктом 1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т.п. Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

В силу пункта 1.2.20 Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двухнезависимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Согласно пункту 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003, утвержденных постановлением Госстроя России от 26 ноября 2003 № 194, электроприемники противопожарных устройств и охранной сигнализации учреждений образования, воспитания и подготовки кадров, должны отвечать надежности электроснабжения I категории; комплекс остальных электроприемников должен отвечать надежности электроснабжения II категории.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, электроснабжение здания МКОУ «МусковитскаяСОШ» осуществляется от поселковых электросетей на основании муниципального контракта на электроснабжение бюджетного потребителя № КМООЭ0009918 от 30 января 2023 (л.д. 12-20).

Согласно сведениям МКУ «Управление по организации образовательной деятельности на территории Мамско-Чуйского района» в настоящее время МКОУ «Мусковитская СОШ» не обеспечена резервным источником электроснабжения (л.д. 11).

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится также создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со статьями 6, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования Мамско-Чуйский район, выполняет функции финансового органа и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных учреждений, тем самым обязано обеспечить финансирование данных учреждений.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. За счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание учреждений науки, культуры, образования.

Суд принимает во внимание доводы администрации Мамско-Чуйского района об отсутствии бюджетных средств на текущий год и поскольку в соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является прямой функцией органа местного самоуправления, суд считает необходимым возложить на администрацию Мамско-Чуйского района, как орган местного самоуправления, являющийся учредителем и собственником имущества, обеспечивающий финансирование учреждения, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязанность выделить денежные средства по приобретению резервного источника электропитания для муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа», а на общеобразовательное учреждение, в свою очередь возложить обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда приобрести и установить резервный источник электропитания, обеспечив его работоспособность в случае отключения централизованного электроснабжения.

Установленный судом срок для исполнения решения суда, отвечает требованиям части 2 статьи 206 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Мамско-Чуйского района (ИНН:3833001300; ОГРН: 1023802649353), Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 3802008112; ОГРН 1023802648980) о возложении обязанности обеспечить резервным источником электропитания образовательное учреждение, удовлетворить.

Обязать администрацию Мамско-Чуйского района профинансировать мероприятия по приобретению резервного источника электропитания для муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мусковитская средняя общеобразовательная школа» в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда приобрести и установить резервный источник электропитания, обеспечив его работоспособность в случае отключения централизованного электроснабжения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31.08.2023 года

Судья                                               С.А.Давиденко

2-126/2023 ~ М-143/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мамско-Чуйского района
Ответчики
МКОУ "Мусковитская средняя общеобразовательная школа"
Администрация Мамско-Чуйского района
Суд
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области
Судья
Давиденко С.А.
Дело на странице суда
mamsko-chuysky--irk.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2023Подготовка дела (собеседование)
22.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.01.2024Дело оформлено
05.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее