Гражданское дело №
24RS0№-52
Р Е Ш Е Н И Е копия
Именем Российской Федерации
17 мая 2019 г. <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Белобородовой Е.В.,
при секретаре Шейфер В.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Рукосуевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> о признании решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ответчику о признании решения Управления социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов ребенку-инвалиду ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 незаконным, о возложении обязанности по возобновлению предоставления данной меры социальной поддержки ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования иска мотивированы тем, что по результатам рассмотрения обращения ФИО2, действующей в интересах ребенка-инвалида ФИО1 установлено, что ФИО1 имеет право на предоставление мер социальной поддержки - льготы, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). Данной мерой социальной поддержки ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ. В Управление социальной защиты населения администрации <адрес> поступила информация об имеющейся у ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца. В связи с тем, что задолженность ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составила более двух месяцев, принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 Принятое решение Управлением социальной защиты населения администрации <адрес> является незаконным.
Изложенное свидетельствует о том, что решением Управления социальной защиты населения администрации <адрес> неправомерно прекращено с ДД.ММ.ГГГГ предоставление льготы на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) ФИО1 в лице законного представителя ФИО2
В судебном заседании помощник прокурора Рукосуева Е.Г. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Истец ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика – руководитель Управления социальной защиты населения администрации <адрес> ФИО5, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
В силу положений ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, представителя ответчика руководителя Управления социальной защиты населения администрации <адрес> ФИО5, надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, всходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В качестве основания для получения льготы необходимо лишь предъявление справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы. Это правило, закрепленное в п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не подверглось изменениям в ходе дальнейшего развития законодательства в сфере социальной поддержки граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Законодательным <адрес> принят <адрес> № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Статьей <адрес> № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставляются в форме субсидий.
Из указанного <адрес> № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» следует, что в данном Законе в ст. ст. 2, 3, 3.1, 4, 5, 5.1, 5.2, 6 предусмотрены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, и в ст. ст. 8, 8.1, 8.2, 9, 9.1, 10, 10.1 предусмотрены дополнительные субсидии и дополнительные меры социальной поддержки перечисленным в указанных статьях категориям граждан. Инвалиды (кроме инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий) в этих нормах не перечислены.
В то же время в ст. 7, определяющей формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Таким образом, на указанную в ст. 17 названного Федерального закона категорию граждан, в том числе на ФИО1, являющуюся ребенком-инвалидом в лице законного представителя ФИО2, распространяется действие <адрес>, в том числе правил предоставления указанных субсидий с учетом доходов этих граждан и постоянно проживающих с ними членов их семей (ст. 11), перечень документов, предоставляемых данными гражданами (ст. 13), а также условия предоставления и прекращения субсидий (ст. 20.1) и другие положения <адрес>.
Определением Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-АГГ15-24 «Об отмене решения <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ и признании недействующими отдельных положений пункта 1 статьи 13 и пункта 4 статьи 20.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» п. 1 ст. 13 и пункт 4 статьи 20.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»» в части признаны недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ в той мере, в какой распространено их действие на инвалидов.
В Определении Верховного суда Российской Федерации также разъяснено, что из содержания указанных положений <адрес> № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» следует, что для указанной категории граждан - инвалидов в том числе, установлен ежемесячный заявительный порядок подтверждения затрат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то есть введены дополнительные обязанности по предоставлению документов, не предусмотренные действующим законодательством, выплату указанных мер в установленном федеральным законом размере законодатель <адрес> ставит в зависимость от исполнения данной категорией граждан перечисленных в <адрес> обязанностей, тогда как вышеперечисленным федеральным законодательством таких обязанностей и условий предоставления указанной льготы для инвалидов не установлено.
Передача Российской Федерацией своих полномочий по выплате названных мер социальной поддержки субъектам Российской Федерации не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
В статье 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на обеспечение государственной поддержки инвалидов и пожилых граждан, на развитие системы социальных служб, установление пособий и иных гарантий социальной защиты.
Предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
В <адрес> № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» соответствующие изменения в п.1 ст. 13 и п.4 ст. 20.1 внесены только ДД.ММ.ГГГГ Законом №.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ при предоставлении мер социальной поддержки в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки, приостановлена либо прекращена выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг лишь по тем основаниям, что имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, требования ст. 20.<адрес> № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», содержащие условия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам только в случае отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые по своей сути противоречат действующему федеральному законодательству о социальной защите инвалидов, не могут быть применены к льготникам - собственникам жилых помещений, у которых имеется задолженность по оплате жилищных услуг и взносов на капитальный ремонт.
Кроме того, любая задолженность за жилищно-коммунальные услуги не является бесспорной, так как зачастую граждане не согласны с предъявляемыми тарифами и расценками ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является ребенком-инвалидом, группа инвалидности установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии МСЭ-2016 № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, имеет право на предоставление мер социальной поддержки - льготы, предусмотренной статьей 17 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). Данной мерой социальной поддержки ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 пользовалась до ДД.ММ.ГГГГ, после чего данная выплата была приостановлена в связи с задолженностью по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Решением Управления социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено предоставление ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 льготы на оплату не ниже 50 процентов жилого помещения и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) с ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что после полного погашения задолженности или при заключении и выполнении соглашения по ее погашению, ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 вправе обратиться повторно с заявлением о предоставлении льгот, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 направлено соответствующее уведомление.
ФИО1 является ребенком-инвалидом, а потому самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов не может, в связи с чем прокуратурой в соответствии со ст. 45 ГПК РФ принято решение о защите его прав и законных интересов в судебном порядке.
Управление социальной защиты населения администрации <адрес> является органом местного самоуправления, который в сфере социальной защиты населения осуществляет исполнение переданных государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Управление социальной защиты населения администрации <адрес> реализует переданные органам местного самоуправления государственные полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения муниципального образования <адрес>, а также предоставляет дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи жителям муниципального образования <адрес>; обеспечивает правильное и своевременное назначение пособий, компенсационных выплат, субсидий и иных мер социальной поддержки, установленных законодательством.
Таким образом, надлежащим ответчиком по данному иску является Управление социальной защиты населения администрации <адрес>.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может являться основанием для прекращения предоставления инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объеме заявленных исковых требований прокурора, поскольку ответчиком до рассмотрения дела не представлено доказательств исполнения требований законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать решение Управления социальной защиты населения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов ребенку-инвалиду ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> возобновить предоставление ребенку-инвалиду ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Е.В. Белобородова
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна:
Судья Сухобузимского
районного суда Е.В. Белобородова