дело №
УИД 25RS0№-02
РЕШЕНИЕ
г. Дальнегорск 07 августа 2024 года
Судья Дальнегорского районного суда Приморского края Карпунин Р.С., с участием представителей ГУ МЧС РФ по Приморскому краю Летяго О.В., администрации Дальнегорского городского округа Приморского края Алексеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Дальнегорского городского округа на постановление главного государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от <дата> № по делу об административном правонарушении, вынесенным главным государственным инспектором Дальнегорского городского округа по пожарному надзору, юридическое лицо - администрация Дальнегорского городского округа Приморского края (далее - администрация) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 300000 рублей.
<дата> представитель администрации направил жалобу на вышеуказанное постановление, в которой выразил свое несогласие с ним, в обоснование жалобы указал, что нарушения пожарной безопасности, перечисленные в 83 пунктах постановления образуют в своей совокупности единый состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Между тем, полагает, что ряд нарушений, указанных в обжалуемом постановлении (п.1, 2, 3, 4, 5, 6, 15, 16, 30, 35, 36, 45, 46, 47), совершен иным субъектом АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», являющейся собственником сетевых линий электропередач в санитарных зонах которых контролирующим органом были обнаружены места несанкционированных свалок.
Ссылаясь на положения ст. 210 ГК РФ, ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, а также Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зонах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года №160, полагает, что юридическим лицом, ответственным за необеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории Дальнегорского городского округа, что привело к ряду нарушений требований пожарной безопасности, в условиях действующего пожароопасного сезона и повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», которую контрольный орган необоснованно освободил от административной ответственности, возложив данную ответственность на администрацию.
Просит постановление главного государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору от <дата> № по делу об административном правонарушении в отношении администрации отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседание представитель администрации Алексеев М.В. поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснив, что часть нарушений вмененных администрации признает, а за часть нарушений указанных в п.1, 2, 3, 4, 5, 6, 15, 16, 30, 35, 36, 45, 46, 47, обжалуемого постановления должна нести ответственность АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», как собственник электрической сети. Обратил внимание суда, что из текста постановления о назначении административного наказания следует, что мусор расположен под линией электропередач, что исключает административную ответственность администрации. В связи с тем, что событие административного правонарушения изложено таким образом, что администрации инкриминируется часть нарушений за которые она не должна нести административную ответственность, а исключение из описания части нарушений за которые она не должна нести административную ответственность невозможно, то производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению. Представил суду справку от <дата> № из содержания которой следует, что дефицит бюджета Дальнегорского городского округа на 2024,2025,2026 г.г. составляет 211803460 рублей 91 копейка, поэтому в случае отклонения его доводов о прекращении производства по делу, ходатайствовал о снижении размера административного штрафа до 150 000 рублей.
В судебном заседании представитель ОНД ДГО УНД ГУ МЧС России по Приморскому краю Летяго О.В. возражал против прекращения производства по делу, так как администрацией не приняты исчерпывающие меры, направленные на устранение несанкционированных свалок мусора, в том числе на земельных участках, относящихся к ведению иных организаций. Администрация не была лишена возможности внести предписание в данном случае в адрес АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» для ликвидации несанкционированных свалок мусора, однако, этого не сделала, оставил вопрос относительно снижения размера административного наказания с учетом дефицита бюджета на усмотрение суда.
Заслушав участников процесса, изучив дело об административном правонарушении, жалобу, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса: вынесенное судьей - в вышестоящий суд.
Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Решая вопрос относительно своевременности подачи жалобы суд учитывает, что обжалуемое постановление вынесено <дата>, а <дата> жалоба на постановление направлена по почте, согласно штампу на конверте, что свидетельствует о направлении жалобы без нарушения процессуального срока.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие, указанных в части 1 статьи 20.4 КоАП РФ граждан, должностных лиц и юридических лиц, состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О пожарной безопасности".
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, <дата> при проведении внеплановой выездной проверки юридическим лицом администрацией нарушены требования пожарной безопасности, а именно не осуществлены полномочия органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Дальнегорского городского округа, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, внесенных в перечень населенных пунктов Приморского края, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, утвержденный постановлением Правительства Приморского края от 16.02.2024 № 101-пп, а именно: г. Дальнегорск, <адрес>, д. Мономахово, д. Лидовка, д. Черемшаны, <адрес>, в условиях начавшегося пожароопасного сезона на территории Дальнегорского городского округа, установленного Постановлением Правительства Приморского края от 16.02.2024 № 101-пп с 15.03.2024.
Собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях администрации вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факт совершения администрацией административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: актом проверки от <дата> №, протоколом об административном правонарушении от <дата> №, постановлением по делу об административном правонарушении от <дата> №.
Довод жалобы о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности, которые вменяются привлекаемому юридическому лицу, находятся за пределами ответственности администрации Дальнегорского городского округа не может быть признан убедительным.
На основании статьи 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.
В силу статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно п.10 ч.1 ст.5 устава Дальнегорского городского округа к компетенции администрации городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Таким образом, приведенные доводы не опровергают наличие в действиях администрации Дальнегорского городского округа объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Решая вопрос о наличии состава административного правонарушения в действии юридического лица, суд учитывает, содержание документальных доказательств, в которых указаны выявленные нарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении, процедура привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушена, поэтому суд полагает, что вынесенное должностным лицом ГУ МЧС РФ по Приморскому краю постановление является законным и обоснованным.
Квалификация проведена в соответствии с установленными обстоятельствами по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ правильно, наказание назначено в пределах санкции части статьи, при этом срок давности привлечения к административной ответственности не истек, каких-либо оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении судом не установлено, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенного по делу постановления, в ходе производства по данному делу допущено не было.
Администрация не приняла исчерпывающих мер, направленных на ликвидацию части свалок мусора, в том числе на земельных участках, собственником которых является юридическое лицо, в данном случае, АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания», администрацией не внесены предписания в адрес собственника земельных участков об уборке мусора, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении предусмотренных законом обязанностей, возложенных на орган местного самоуправления, и как следствие влечет признание довода жалобы не состоятельным об исключении части нарушений, помимо обоснованно вмененных привлекаемому юридическому лицу.
Между тем, суд полагает заслуживающим должного внимания ходатайство представителя администрации о снижении административного штрафа с учетом фактических обстоятельств наряду с положениями ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, так как им представлены доказательства ненадлежащего финансового состояния (дефицит бюджета).
В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
На основании ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Санкцией ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Суд принимает во внимание информацию о дефиците бюджета Дальнегорского городского округа от <дата> №, содержание санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и приходит к выводу необходимости снижения размера административного штрафа до 150 000 рублей.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Принимая решение об изменении постановления со снижением размера назначенного административного наказания положение лица привлекаемого к административной ответственности не ухудшается.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление от <дата> № главного государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении администрации Дальнегорского городского округа Приморского края изменить, снизить размер административного наказания до 150 000 рублей.
В остальной части постановление от <дата> № оставить без изменения, а жалобу представителя администрации Дальнегорского городского округа Приморского края на данное постановление без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12- 30.19 КоАП РФ.
Судья Р.С. Карпунин