УИД 05MS0014-01-2023-002624-82
№12-735/2023
РЕШЕНИЕ
город Махачкала 16 ноября 2023 года
Судья Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан Валетдинова Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ПАО «Россети Северный Кавказ» по доверенности ФИО5. на постановление мирового судьи судебного участка №14 Советского района г. Махачкалы от 19 сентября 2023 года по делу №5-495/2023 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ»,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Россети Северный Кавказ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан, защитник ПАО «Россети Северный Кавказ» по доверенности ФИО1 просит отменить вышеуказанное постановление мирового судьи, прекратить производства по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов заявитель указывает, что при назначении административного наказания мировым судьей не учтены смягчающие ответственность обстоятельства, финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности. Также заявитель указывает на то, что Общество не было извещено о месте и времени рассмотрения дела.
Законный представитель ПАО «Россети Северный Кавказ» в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, явку защитника не обеспечил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил. Руководствуясь ч.3 ст. 25.4 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу на постановление в отсутствие заявителя.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 28.2, ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Анализ приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. В его отсутствие протокол может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Между тем, протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Госжилинспекции РД ФИО2 в отсутствие законного представителя или защитника ПАО «Россети Северный Кавказ». В протоколе должностным лицом указано, что ПАО «Россети Северный Кавказ» уведомлено о составлении протокола в установленном порядке.
Однако, каких-либо сведений о надлежащем извещении ПАО «Россети Северный Кавказ» о составлении ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, в материалах дела не имеется, таковых не представлено и в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
Имеющуюся в материалах дела извещение (л.д. 3) ПАО «Россети Северный Кавказ» о месте и времени составления протокола при отсутствии сведений о вручении нельзя признать надлежащим извещением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку в уведомлении указана дата составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, однако сам протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ
Факт направления извещения не свидетельствует о том, что юридическое лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Исходящая корреспонденция, направленная не по юридическому адресу организации, с учетом требований КоАП РФ о том, что извещения, адресованные юридическому лицу направляются по месту нахождения юридического лица, согласно выписки из единого государственного реестра юридических лиц, нельзя признать надлежащим извещением лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанные извещения о составлении протокола нельзя признать надлежащими, поскольку не могут расцениваться, как соблюдение условий, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и следует признать, что ПАО «Россети Северный Кавказ» не было заблаговременно и надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Иным способом о явке ДД.ММ.ГГГГ в Госжилинспекции РД на составление протокола об административном правонарушении ПАО «Россети Северный Кавказ» не извещалось.
Из изложенного следует, что на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо Госжилинспекции РД не располагало сведениями о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте составления протокола, а ПАО «Россети Северный Кавказ» не было извещено должным образом о проведении в отношении него данного процессуального действия.
Невыполнение должностным лицом административного органа требований ст. 28.2 КоАП РФ об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении является существенным нарушением процессуальных требований названного Кодекса и повлекло нарушение права на защиту.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Поскольку протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, он не может быть признан допустимым доказательством по делу.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Такое разрешение дела не отвечает требованиям ст.ст. 1.5, 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
Допущенные нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту, объективность рассмотрения дела и законность принятого постановления, а также не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч.ч.1, 2 ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на защиту и справедливое разбирательство. Однако, указанные нарушения оставлены мировым судьей без внимания вопреки положениям ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина ПАО «Россети Северный Кавказ» в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ» подлежит отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.
При этом производство по делу подлежит прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ПАО «Россети Северный Кавказ» - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение вступает в силу с момента его вынесения, его правомочны пересматривать председатель Пятого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Советского районного суда
<адрес> Республики ФИО3 ФИО4