Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-64/2024 (2-555/2023;) ~ М-484/2023 от 11.12.2023

УИД № 21RS0019-01-2023-000758-91

№2-64/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2024 года г. Ядрин

Ядринский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Петровой Ю.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Емельяновым Е.В., с участием представителя истца старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать площадки накопления твердых коммунальных отходов,

установил:

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, по адресам: Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, <адрес>; д.Лапракасы, <адрес>; <адрес>; д.Орабакасы, <адрес>; д.Персирланы, <адрес>; д.Симекейкасы, <адрес>; д.Тукасы, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Исковые требования мотивированы тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрацией округа не реализован полный комплекс мер по обустройству на территории населенного пункта действующих мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям федерального законодательства и санитарно-эпидемиологическим правилам. 31 августа 2023 года в адрес администрации внесено представлено об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего времени площадки накопления ТКО не обустроены. Указанные нарушения создают угрозу загрязнения почвы, ухудшают санитарно-эпидемиологическую обстановку, тем самым нарушая права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Хрычев А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, вновь привел их суду.

Представитель ответчика Соколова Д.Р., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г.Шумерля ФИО6 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Ситиматик Чувашия» в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки не сообщило.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с положениями п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

К полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.п.1-3 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Закона об отходах производства и потребления, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с п.3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Согласно п.6 ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления должно быть безопасным для населения и окружающей среды (пункт 3).

Согласно пункту 2 названных Правил под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

В пункте 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров (п.4 СанПиН 2.1.3684-21).

Как следует из материалов дела, Чебокарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Ядринского муниципального округа Чувашской Республики, в ходе которой установлено, что на сайте администрации Ядринского муниципального округа размещен реестр площадок накопления ТКО, который утвержден постановлением Ядринского муниципального округа от 28 декабря 2018 года №951. В названном реестре содержатся технические характеристики площадок, а также сведения о собственнике земельного участка. При этом реестр не содержит раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО». Выявлены места накопления ТКО, находящиеся в ведении управляющих компаний, юридических лиц и администрации Ядринского муниципального округа, не оборудованные в соответствии с п.2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 и п.3 СанПиН 2.1.3684-21 ««Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3.

Так, установлено, что основания площадок не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра). В частности, указанные нарушения выявлены в с. алдаево по <адрес>, д.Лапракасы по <адрес>, д.Орабакасы по <адрес>, д.Персирланы по <адрес>, д.Симекейкасы по <адрес>, д.Тукасы по <адрес>.

31 августа 2023 года в адрес главы администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, однако администрацией округа места (площадки) накопления ТКО до настоящего времени не обустроены, доказательств обратного в нарушение ст.56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, поскольку приведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и возложении на администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики обязанности оборудовать по указанным выше адресам площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд может установить в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.

Исходя из объема необходимых работ, суд считает возможным определить колхозу администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики срок для устранения нарушений – в течение восьми месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать площадки накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Возложить на администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики (ОГРН 1222100008657) обязанность в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать площадки (места) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , по адресам: Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, <адрес>; д.Лапракасы, <адрес>; <адрес>; д.Орабакасы, <адрес>; д.Персирланы, <адрес>; д.Симекейкасы, <адрес>; д.Тукасы, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    

Судья                             Ю.Е. Петрова

Мотивированное решение составлено 17 января 2024 года

2-64/2024 (2-555/2023;) ~ М-484/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Управление Роспотребнадзора по ЧР
ООО "Ситиматик Чувашия"
Суд
Ядринский районный суд Чувашской Республики
Судья
Петрова Ю.Е.
Дело на странице суда
yadrinsky--chv.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024Дело оформлено
04.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее