Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-64/2023 (7-646/2022;) от 26.12.2022

Судья Стебихова М.В.                      Дело № 7-64/2023

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск                         08 февраля 2023 года                        

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кирилловой Т.Н. на решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 08 ноября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кирилловой Т. Н.,

установил:

постановлением и.о. начальника отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству - главного специалиста отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству управления охраны, защиты и воспроизводства лесов министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области П.О.А. №32 от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения решением заместителя начальника управления контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области Г.С.А. от 11 августа 2022 года Кириллова Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением вышестоящего должностного лица, Кириллова Т.Н. обжаловала их в суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 КоАП РФ.

Решением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 08 ноября 2022 года постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица оставлены без изменения.

Кирилловой Т.Н. подана жалоба в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ.

В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что согласно сведениям из МЧС выезда подразделения пожарной охраны ДД.ММ.ГГГГ к какому-либо объекту в район совхоза <данные изъяты> не было, а представленными в дело фотоматериалами за подписью главы <данные изъяты> сельсовета подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером опахан противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метров и то обстоятельство, что пожар начался именно в лесу. Полагает, что правила пожарной безопасности заявителем не были нарушены, доказательства обратному материалы дела не содержат.

Указывает, что Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614, к заявителю не относимы, поскольку он лесопользование не осуществлял и в лесу ДД.ММ.ГГГГ не был. Указанный земельный участок находится в общей долевой собственности у десятков граждан, доля каждого 10/919, и в каком месте находится ее доля не определено.

Полагает, что протокол об административном правонарушении и акт патрулирования лесов нельзя признать допустимыми доказательствами, ввиду того, что они не отражают фактические обстоятельства дела (в поле пожара не было); составлены с нарушением требований закона (протокол составлен без участия лица, привлекаемого к административной ответственности и с нарушением установленных сроков). Акт патрулирования составлен одним сотрудником, а не группой из двух и более должностных лиц, как того требует установленный Порядок осуществления лесной охраны, утвержденный Приказом Минприроды России от 15 декабря 2021 года № 955.

Просит принятые по делу акты отменить, производство прекратить.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, заслушав в качестве свидетеля пояснения главного эксперта отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству М.М.А., а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств, судья областного суда приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 № 200-ФЗ (далее ЛК РФ), лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Согласно части 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1, 3 статьи 53 ЛК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила пожарной безопасности в лесах), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Согласно пункту 10 указанных Правил со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 15 апреля 2022 года № 169-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Новосибирской области» с 15 апреля 2022 года по 10 мая 2022 года установлен особый противопожарный режим, в том числе на территории Коченевского района Новосибирской области.

Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.

Как следует из материалов дела, основанием привлечения Кирилловой Т.Н. к административной ответственности по указанной норме послужили обстоятельства, изложенные в оспариваемых актах, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ при выполнении планового задания №10 от 28 марта 2022 года по выявлению нарушений лесного законодательства на лесных участках Коченевского лесничества главным экспертом отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству М.М.А. в Коченевском лесохозяйственном участке <адрес> произошло возгорание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, с переходом в лесной пожар. Палом огня пройдено поле сельхозназначения с кадастровым номером Указанный земельный участок в месте, примыкающем к лесу произрастающему на землях лесного фонда, а именно в <адрес> не опахан противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м и (или) не очищено от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров находится в общей долевой собственности как 10/919 доли у Кирилловой Т.Н., которой допущены нарушения пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 № 1614.

Вышестоящее должностное лицо и судья районного суда согласились с выводами должностного лица административного органа.

Оснований для отмены принятых по делу актов не имеется, исходя из следующего.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую оценку при рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.

Соcтавление протокола об административном правонарушении в отсутствие Кирилловой Т.Н. не влечет недопустимости данного доказательства, поскольку в соответствии с положениями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, с учетом надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол может быть составлен в отсутствие указанного лица.

Несоблюдение установленных статьями 28.5, 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения должностному лицу не является существенным процессуальным нарушением, не влияет на суть совершенного правонарушения, не влечет отмены состоявшихся актов.

Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Доводы жалобы о нарушении порядка патрулирования и составления акта патрулирования не влекут отмены принятых по делу актов, исходя из следующего.

Порядок осуществления лесной охраны и Нормативы осуществления лесной охраны утверждены Приказом Минприроды России от 15 декабря 2021 года № 955 «Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны» (далее Порядок, утвержденный Приказом Минприроды России от 15 декабря 2021 года №955).

В соответствии с пунктом 11 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 15 декабря 2021 года №955, патрулирование лесов проводится на основании задания на осуществление патрулирования лесов (далее - задание), утвержденного руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление ООПТ федерального значения, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, учреждения лесной охраны в пределах компетенции.

В случаях поступления информации о нарушениях лесного законодательства с целью ее оперативной проверки допускается проведение патрулирования лесов вне плана-графика патрулирования лесов, без оформления задания, с предварительным уведомлением должностного лица, уполномоченного на утверждение задания. По результатам такого патрулирования лесов оформляется акт патрулирования лесов в соответствии с пунктами 18 - 21 настоящего Порядка.

Допускается отклонение от маршрута патрулирования лесов при изменении состояния лесов и влиянии на них природных и антропогенных факторов, необходимости предотвращения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства гражданами, пребывающими в лесах, необходимости преследования и (или) задержания лиц, предположительно совершивших такие правонарушения, доставления указанных лиц в правоохранительные органы, а также в случае наступления неблагоприятных погодных и иных условий, не позволяющих осуществить движение по маршруту патрулирования лесов. Все отклонения от маршрута патрулирования лесов и их причины указываются в акте патрулирования лесов и отражаются на схеме движения по маршруту патрулирования, являющейся приложением к указанному акту (пункт 12 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды России от 15 декабря 2021 года №955).

Как следует из материалов, исполняющим обязанности министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области 28 марта 2022 выдано задание № 10 начальнику отдела лесных отношений – главному лесничему по Коченевскому району О.В.Н. на осуществление систематического патрулирования лесов на территории Коченевского района, Коченевского лесничества по согласованным маршрутам с целью определения состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также предотвращения, выявления и пресечения нарушений требований лесного законодательства в период с 01 апреля 2022 года по 30 июня 2022 года.

ДД.ММ.ГГГГ главным экспертом отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству М.М.А. в соответствии с указанным заданием осуществлялось патрулирование. Вместе с тем, в связи с поступлением сообщения о возгорании, маршрут патрулирования был изменен, выявлено возгорание, произведен осмотр территории леса и прилегающего поля, организовано тушение пожара.

Указанные обстоятельства подтверждены данными в областном суде пояснениями М.М.А., а также представленным в деле актом патрулирования от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами, актом о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ, материалами проверки КУСП по факту пожара, фотографиями, выполненными главой сельсовета <данные изъяты> при выезде на пожар, протоколом об административном правонарушении, иными материалами дела.

Осуществление патрулирования одним должностным лицом не свидетельствует о недоказанности обстоятельств нарушения правил пожарной охраны лесов, данные обстоятельства были установлены и иными лицами, принявшими участие в тушении пожара, возгорание и состояние территории – поля сельхозназначения и прилегающего лесного участка отражены также в фотоматериалах главы <данные изъяты> сельсовета, выезжавшей на место возгорания.

Доводы заявителя о наличии минерализованной полосы, о возникновении пожара в лесу, а не на принадлежащем участке, а также об отсутствии нарушений правил пожарной безопасности в лесах подлежат отклонению.

Согласно сведениям ФГБУ «Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 24 января 2023 № 307/20-46 на судебный запрос, по данным метеостанции «Коченево» Новосибирской области разрушение устойчивого снежного покрова отмечалось 06 апреля 2022 года, сход снега произошел 12 апреля 2022 года.

Таким образом, граждане, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), в силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах обязаны обеспечить очистку указанных территорий от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно пояснениям, данным в областном суде главным экспертом отдела лесных отношений по Коченевскому лесничеству М.М.А., выявленное им в ходе патрулирования лесного участка место возгорания определено с помощью навигатора. Установлено, что поле, примыкающее к лесным околкам, было засыпано листьями, прошлогодней травой, минерализованные полосы отсутствовали. Уточнил, что силами Коченевского лесничества проводилась опашка, но не всех участков леса. Выявленный пожар был потушен силами сотрудников Новосибирского лесхоза.

Пояснения М.М.А. подтверждаются иными доказательствами в деле, из которых следует, что поле на границе с лесным участком имеет значительное количество прошлогодней травы, листьев, сухих остатков растительности; минерализованная полоса должна быть выполнена на границе территории и леса, из фотоматериалов лесничества наличие такой полосы не следует, со времени схода снежного покрова прошло достаточно времени. Исследованными доказательствами, в том числе материалами о пожаре установлено, что возгорание произошло на территории 5 га, территория, на которой отсутствовала минерализованная полоса, определена уполномоченным должностным лицом с помощью навигатора.

Каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие у собственника земельного участка возможности для соблюдения правил пожарной безопасности на прилегающей к лесу территории, не представлено. Из пояснений свидетеля М.М.А. следует, что опашка леса производилась силами Коченевского лесничества не на всех участках. Представленная заявителем информация главы администрации <данные изъяты> сельсовета Коченевского района Новосибирской области не опровергает обстоятельства, установленные по настоящему делу. Как следует из указанной информации, на момент выявления пожара ДД.ММ.ГГГГ участок имел следы минерализованной полосы, установленной предположительно осенью 2021 года, что свидетельствует о несоблюдении правил пожарной безопасности в лесах после схода снега в 2022 году.

Согласно положениям статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 ЛК РФ).

В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости Кириллова Т.Н. является собственником 10/919 доли земельного участка с кадастровым номером , расположенного в Новосибирской области, Коченевский район, с/с <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, должностные лица административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о несоблюдении Кирилловой Т.Н. пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, что влечет административную ответственность по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Кирилловой Т.Н. квалифицированы в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица и судьи районного суда соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Судьей районного суда жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ. Существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и жалобы судьей районного суда не допущено.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Кирилловой Т.Н. по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции части 3 статьи 8.32 названного Кодекса.

Основания для применения норм, влекущих освобождение от ответственности или изменения назначенного административного наказания, отсутствуют.

Все доводы жалобы по существу не содержат правовых аргументов, ставящих по сомнение законность принятых актов, повторяют доводы, приводимые в судебном заседании суда первой инстанции, которые были проанализированы в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, имеющимися доказательствами и обоснованно отклонены по убедительным мотивам, приведенным в оспариваемом судебном акте.

Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по настоящему делу актов, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 08 ноября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кирилловой Т. Н., оставить без изменения, жалобу Кирилловой Т.Н. — без удовлетворения.

Судья

7-64/2023 (7-646/2022;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Кириллова Татьяна Николаевна
Другие
Ярыгина Оксана Николаевна
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Деменкова Юлия Геннадьевна
Статьи

ст.8.32 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--nsk.sudrf.ru
26.12.2022Материалы переданы в производство судье
08.02.2023Судебное заседание
22.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2023Дело оформлено
22.02.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее