Гражданское дело №2-1-8/2024
УИД 57RS0020-01-2023-000254-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года п.г.т. Хотынец
Хотынецкий районный суд Орловской области, в составе:
председательствующего судьи Мироновой Е.И.,
при секретаре Симагиной О.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале районного суда гражданское дело по исковому заявлению Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Борисовой О.П. к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница» об обязании выписать рецепт и обеспечить лекарственными средствами,
установил:
Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в интересах Борисовой О.П. с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области (далее Департамент) и Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ») о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, выписывании рецептов.
В обоснование заявленных требований указано, что Хотынецкой межрайонной прокуратурой Орловской области была проведена проверка по обращению Борисовой О.П. по вопросу не обеспечения Департаментом здравоохранения Орловской области ее как пациента из числа лиц, относящихся к категории граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета.
В ходе проверки было установлено, что Борисова О.П. состоит на диспансерном учете в БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», в связи с чем включена в регистр лиц, имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
По рекомендации врача, согласно выпискам Борисова О.П. нуждается в медикаметозной терапии в виде приема лекарственных препаратов: инсулин гларгин, инсулин глилузин, метформин, бисопролол, ацетилсалициловая кислота, дапаглифлозин, тест полоски контур, иглы медицинские инъекционные.
Проверкой установлено, что Борисова О.П. до настоящего времени не обеспечена назначенными лекарственными препаратами в полном объеме: препаратом дапаглифлозин Борисова О.П. обеспечена в количестве 210 таблеток, вместо положенных 330 таблеток, потребность в медицинских изделиях тест-полосках 990 полосок, однако, лечащим врачом выписано 250 медицинских изделий, обеспечена в количестве 200 тест-полосок.
Таким образом, до настоящего времени Борисова О.П. не обеспечена назначенными лекарственными препаратами в полном объеме.
Просит суд возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать Борисову О.П. лекарственным препаратом: «дапаглифлозин» и медицинскими изделиями тест-полосками Контур ТС в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до их отмены лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показаниями, вплоть до отмены препаратов лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.
В ходе рассмотрения дела по существу представлено уточненное исковое заявление ввиду отсутствия у Борисовой О.П. инвалидности, описок в иске, просят обязать БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показателями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом; обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Борисову О.П., N-числа года рождения, лекарственным препаратом дапаглифлозин и медицинскими изделиями тест полосками в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.
В судебное заседание представитель Хотынецкой межрайонной прокуратуры Орловской области не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что иск поддерживает в полном объеме.
Истец Борисова О.П., надлежащим образом извещенная, в суд не явилась.
Представитель ответчика БУЗ ОО «Хотынецкая ЦРБ» - главный врач Бурцев Ю.В. в суд не явился, о дате и времени судебного разбирательства, извещен надлежаще, представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, представители третьих лиц Департамента финансов Орловской области и ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Согласно статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков и представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328 (зарегистрирован в Минюсте России 07.02.2005 года № 6303) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (пункт 1.2).
За предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов - в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медико-генетическую помощь (пункт 2.1).
При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (пункт 2.3).
В случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту (пункт 2.7).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально-значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» заболевания болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением, включены в перечень социально-значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Данным Перечнем предусмотрено, что лицам, определенных категорий заболеваний, в числе которых «диабет», «бронхиальная астма», при амбулаторном лечении лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года № 399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Из материалов дела следует, что Борисова О.П., N-числа года рождения, согласно сведениям, представленными Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ 00 «Хотынецкая ЦРБ», является получателем льготных лекарственных препаратов (инсулин гларгин, инсулин глулизин, метформин, форсига, аторвастатин, бисопролол, лозартан, АСК) и медицинских изделий (тест полосок контур ТС, инсулиновые иглы), рецепты выдавались Борисовой О.П. согласно представленному приложению. Для обеспечения Борисовой О.П. лекарственными препаратами Дапаглифлозин и тест-полоски Контур ТС перераспределены из остатков по региону <данные изъяты>
Борисова О.П. имеет право на набор социальных услуг на 2023 год. Рецепты на получение льготных препаратов выдавались Борисовой О.П., начиная с N-числа. N-числа лечащим врачом Батищевой Л.В. истцу Борисовой О.П. был выписан рецепт на препарат «дапаглифлозин», однако, согласно сведений о выписанных/обслуженных рецептах вышеуказанный рецепт еще числится в АО недействительным в связи с истечением его срока действия N-числа. N-числа лечащим врачом Мартыновой А.В. истцу Борисовой О.П. были выписаны рецепты на препарат «дапаглифлозин» и медицинские изделия тест-полоски, однако, согласно сведений о выписанных/обслуженных рецептах вышеуказанные рецепты еще числится в АО <данные изъяты>
Из информации Департамента здравоохранения Орловской области исх. № от N-числа следует, что вышеуказанный лекарственный препарат и медицинские изделия - тест-полоски Контур ТС для обеспечения Борисовой О.П. перераспределены из остатков по региону, ориентировочные даты поступления в аптечную организацию N-числа и N-числа соответственно (л.д. 10).
Согласно выписке лечащего врача, Борисовой О.П. лекарственный препарат «дапаглифлозин» необходим в дозировке 10 мг 1 раз в сутки по 1 таблетке (л.д. 33), с N-числа по N-числа необходимо 330 таблеток в дозировке 10 мг. По состоянию на N-числа Борисовой О.П. выписано 9 рецептов на лекарственный препарат (всего по рецептам выписано 300 таблеток, обеспечено 210 таблеток):
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг № в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг №, в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг №, в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг №, в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг №, в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг №, в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг №, в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг №, в количестве 2 упаковки (рецепт недействителен, так как истек срок действия рецепта N-числа);
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № мг №, в количестве 1 упаковка (на отсроченном обеспечении).
Согласно выписке эндокринолога, Борисовой О.П. необходимы медицинские изделия: тест-полоски Контур ТС для самоконтроля гликемии натощак и через два часа после приема пищи, примерный расход 3 полоски в сутки, всего за период N-числа по N-числа потребность 990 полосок, лечащим врачом выписаны рецепты на 250 тест-полосок, обеспечено 200 тест-полосок:
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № №, в количестве 2 упаковки;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № №, в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № №, в количестве 1 упаковка;
- N-числа выписан рецепт серии 54-23 № №, в количестве 1 упаковка (рецепт находится на отсроченном обеспечении) (л.д. 12-66).
Судом установлено, что Борисова О.П. своевременно не обеспечивалась в соответствии с имеющейся потребностью лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, что влечет нарушение права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, а с учетом имеющихся у нее заболеваний опасно для ее жизни и здоровья.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
По смыслу приведенных выше норм права, Борисова О.П. должна обеспечиваться вышеуказанными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с имеющейся потребностью, так как приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат условия о том, что количество лекарственных препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальных услуг. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав Борисовой О.П. на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым иск в части возложения обязанности на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Борисову О.П. указанными лекарственными препаратами в соответствии с имеющейся потребностью и медицинскими показаниями удовлетворить.
Требование прокурора об обязании БУЗ 00 «Хотынецкая ЦРБ» выписывать рецепты Борисовой О.П. в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом суд также считает необходимым удовлетворить, поскольку рецепты лечащим врачом выписывались на лекарственные препараты не в полном объеме, который необходим Борисовой О.П. согласно медицинских показаний, а исходя из их наличия в аптечной сети, что не оспаривалось сторонами.
Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы не нарушены, так как в силу статьи 18 Конституции РФ именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона, а отсутствие выписанных рецептов не является основанием для не исполнения уполномоченным органом возложенных на него обязанностей по закупке и обеспечению лекарственного препарата.
В соответствии со статьей 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
С учетом специфики заболевания Борисовой О.П., жизненной необходимости истца в назначенных препаратах и медицинских изделиях, отсутствие которых может привести к ухудшению здоровья, имеется реальная необходимость незамедлительного исполнения решения суда, что подтверждается материалами гражданского дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Борисовой О.П. удовлетворить.
Обязать Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Хотынецкая центральная районная больница» выписывать рецепты в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Борисову О.П., N-числа года рождения, уроженку ---------- (паспорт серия 5416 №, выдан N-числа Межрайонным ОУФМС России по Орловской области в пгт. Нарышкино), лекарственным препаратом «дапаглифлозин» и медицинскими изделиями тест – полосками в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены препаратов лечащим врачом.
Обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Е.И. Миронова