Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1296/2023 ~ М-663/2023 от 14.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                                 16 мая 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зенкевичем В.И.,

с участием представителя административного истца Сафонова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1296/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Стройсервис» (далее по тексту – ООО «Стройсервис») обратился в Самарский областной суд с административным иском о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи административного иска и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, площадью 35 039 кв.м, адрес местонахождения объекта относительно почтового ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости составляющей 20 462 776 рублей по состоянию на 01.01.2020.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , кадастровая стоимость которого определена Постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2020 в размере 31 091 856 рублей 65 коп.. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости, что следует из отчета об оценке ООО «Независимый Кадастровый Центр», и нарушает права и законные интересы административного истца, как налогоплательщика налогов, исчисляемых от кадастровой стоимости объекта.

В судебном заседании представитель административного истца Сафонов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества просил удовлетворить в полном объеме, требований о восстановлении процессуального срока не поддержал.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, ППК Роскадастр по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области), а также заинтересованные лица администрация г.о. Тольятти, министерство имущественных отношений Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В письменном отзыве ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец ООО «Стройсервис» ИНН , является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 35 039 кв.м, адрес местонахождения объекта относительно почтового ориентира: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы.

По состоянию на 01.01.2020 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена Постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» в размере 31 091 856 рублей 65 коп.

Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиком налога на имущество юридических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество юридических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 14.04.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке.

Отчетом об оценке № 03/11-22/31 от 02.03.2023 оценщика Сафоновой О.В. независимой оценочной компании ООО «Независимый Кадастровый Центр» по инициативе административного истца величина рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 определена в размере 20 462 776 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

          Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

Судом не усматривается пропуск срока для обращения в суд с настоящим иском, поскольку отсутствуют нарушения условий установленных ч. 3 ст. 245 КАС РФ, а именно не истек 5-летний срок с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, и на момент обращения в суд с настоящим иском в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца не настаивал на требование о восстановлении процессуального срока.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14.04.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 35 039 кв.м, адрес местонахождения объекта относительно почтового ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 20 462 776 (двадцать миллионов четыреста шестьдесят две тысячи семьсот семьдесят шесть) рублей.

Датой подачи заявления в суд считать 14.04.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2023 года.

Судья                                И.А. Щетинкина

3а-1296/2023 ~ М-663/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Стройсервис"
Ответчики
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ГБУ СО "ЦКО"
Администрация г.о. Тольятти
Министерство имущественных отношений Самарской области
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
14.04.2023Регистрация административного искового заявления
17.04.2023Передача материалов судье
17.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
17.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее