Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-838/2021 ~ М-492/2021 от 07.04.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    25 июня 2021 года Самарский областной суд в составе:

    Председательствующего судьи Панковой М.А.,

    При секретаре судебного заседания Носовой О.В.,

С участием прокурора Мирошниченко Е.В.,

Представителя административных истцов Богословцева А.А.,

Представителя Правительства Самарской области, Министерства строительства Самарской области и Губернатора Самарской области Апаркиной Т.М.,

Представителя Самарской Губернской Думы Лукьяновой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-838/2021 по административному иску Трещевой Галины Павловны, Овечкина Сергея Ивановича, Овечкина Александра Сергеевича к Правительству Самарской области об оспаривании в части Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927 (в редакции от 13 августа 2020 года № 583),

У С Т А Н О В И Л:

    Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927 утверждены Порядок признания нецелесообразности и (или) невозможности завершения строительства проблемного объекта, Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, Правила выплаты денежной компенсации пострадавшим участникам долевого строительства, Правила предоставления жилого помещения пострадавшим участникам долевого строительства, и о внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2013 N 684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2021 года».

    Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927, устанавливает правила ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

    Реестр пострадавших участников долевого строительства ведется раздельно в отношении пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, строительство которых подлежит завершению, и в отношении пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (пункт 1.4 Порядка).

    Раздел 2 устанавливает порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены.

    Пункт 2.5 Порядка определяет основания для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр.

Основаниями для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр являются:

а) несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков;

б) недостоверность представленных пострадавшим участником долевого строительства сведений и документов;

в) несоответствие поданного заявления утвержденной настоящим Порядком форме;

г) непредставление документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;

д) получение пострадавшим участником долевого строительства ранее как участником долевого строительства мер государственной поддержки;

е) в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключен и (или) не включался в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329.

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13 августа 2020 года N 583)

После устранения причин, послуживших основанием для отказа во включении в Реестр, гражданин вправе повторно подать заявление и документы, предусмотренные пунктами 2.2 и 2.3 настоящего Порядка.

    Административные истцы обратились в суд с административным иском с последующим уточнением к Правительству Самарской области о признании недействующим со дня его принятия подпункта «е» пункта 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927 (в редакции от 13 августа 2020 года № 583).

    В обоснование заявленных требований указали, что они являются участниками долевого строительства жилого дома по адресу: г.Самара, Промышленный район, ул.Ставропольская (около дома 51). Административные истцы включены в реестр требований передачи жилых помещений ООО «Монтэк», признаны потерпевшими по уголовному делу № 201283426. Также включены в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и, чьи права нарушены. Министерством строительства Самарской области административным истцам отказано во включение их в Реестр пострадавших дольщиков на основании подпункта «е» пункта 2.5 оспариваемого нормативного акта, чем нарушены их права. Считают, что право гражданина на получение мер государственной поддержки, приобретенное до вступления в силу оспариваемого порядка, не может быть ограничено после принятия данного нормативного акта, так как придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение мер государственной поддержки, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт содержит положения, отменяющие организационно-правовой механизм учета всей имеющейся информации по проблемным объектам, к числу которой относится и информация о физических лицах, вложивших денежные средства в строительство многоквартирных домов и пострадавших от действий недобросовестного застройщика, и сужает круг лиц, нуждающихся в защите, следует вывод об его противоречии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе ст.ст.1, 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    Представитель административных истцов по доверенностям от 14.12.2020 года , от 10.03.2021 года Богословцев А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям.

    Представитель Правительства Самарской области по доверенности от 27.11.2020 года № 1-49/367, Министерства строительства Самарской области по доверенности от 11.01.2020 года № 3-49/16, Губернатора Самарской области по доверенности от 27.11.2020 года № 1-49/367-66 Апаркина Т.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных требований, указав, что оспариваемое постановление принято в пределах своих полномочий и в установленном действующим законодательством порядке. Порядок регулирует отношения между министерством и пострадавшими участниками долевого строительства, не устанавливает неравенство положений пострадавших участников долевого строительства. Порядок регулирует и определяет порядок реализации мер государственной поддержки, которые предусмотрены Законом. Реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены, и реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, строительство которых подлежит завершению, являются составляющими частями реестра участников долевого строительства – унифицированного перечня сведений о пострадавших гражданах, полученных на основании данных заявлений и документов, представленных гражданами. Оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своей компетенции, с соблюдением норм действующего законодательства.. Оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Представитель Самарской Губернской Думы по доверенности от 17.12.2020 года Лукьянова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддерживая позицию административного ответчика.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

    Согласно подпункту «б» пункта 1 ст.72 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 6 п.1 ст.26.14 ФЗ РФ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

Законом Самарской области от 08 июля 2019 года № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.

Частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08 июля 2019 года № 84-ГД установлены условия признания гражданина Российской Федерации пострадавшим от действий недобросовестного застройщика.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.3 указанного Закона, Правительство Самарской области утверждает порядок, условия включения в реестр пострадавших участников долевого строительства и порядок его ведения.На основании ст.82 Устава Самарской области от 18 декабря 2006 года № 179-ГД, Правительство Самарской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Самарской области.

Свои полномочия Правительство реализует, в том числе посредством издания нормативных актов в форме постановления, на основании п.2 ст.4 Закона Самарской области от 07 июля 2000 года № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области».

В соответствии с ч.1 ст.6 Закона Самарской области от 30 сентября 2011 года № 80-ГД «О Правительстве Самарской области», Правительство Самарской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава Самарской области и законов Самарской области издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

Постановление опубликовано в газете «Волжская коммуна» от 18.12.2019 года № 194(30777).

Административными истцами не оспаривается процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и порядок его опубликования.

Таким образом, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Самарской области в пределах своей компетенции, соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия.

Министерство строительства Самарской области приняло решения об отказе во включение административных истцов в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подпункта «е» пункта 2.5 Порядка.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт непосредственно связан с правоотношениями, участниками которых являются административные истцы, в связи с чем, они имели право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

    Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 42.1 пункта 2 ст.26.3 ФЗ РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов осуществления государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Согласно ч.3 ст.26.3-1 ФЗ РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущества в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулирует, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Защита прав интересов обманутых дольщиков в ситуациях, связанных с несостоятельностью (банкротством) застройщиков, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В развитие законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, и законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанные федеральные законы не запрещают субъектам Российской Федерации осуществлять правовое регулирование, предусматривающее меры защиты прав отдельных категорий пострадавших участников долевого строительства и меры их социальной поддержки. Поскольку финансирование таких мер осуществляется за счет средств регионального бюджета, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить категорию субъектов, на которую распространяется действие указанных мер.

В целях защиты прав участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, расположенных на территории Самарской области, пострадавших от застройщиков, в результате чего строительство остановлено и (или) участники долевого строительства не могут оформить права на данные объекты, и внесенных уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков в соответствующий реестр, принят закон Самарской области от 08 июля 2019 года № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области».

Во исполнении указанного регионального законоположения постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927 был утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, в котором установлены правила ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

Суд полагает ссылку представителя административных истцов на распространение оспариваемого нормативного правового акта на отношения, возникшие до введения его в действие, несостоятельной по следующим основаниям.

Согласно п.6 постановления Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927, оспариваемый нормативный правовой акт вступает в законную силу со дня его официального опубликования.

В соответствии со ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Таким образом, с учетом отсутствия в постановлении Правительства Самарской области указаний о распространении его действия на отношения, возникшие до введения в действие оспариваемого акта, суд полагает, что действие утвержденного Порядка начинается со дня вступления его в законную силу.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 1 ГК РФ).

В соответствии с пп. «е» п.2.5 Порядка, одним из оснований для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр являются: в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трех и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключен и (или) не включался в перечень проблемных объектов, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329.

Суд полагает необоснованными доводы административных истцов о нарушении оспариваемым актом равенства участников долевого строительства, поскольку он устанавливает порядок формирования и ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, указывая на раздельное ведение реестра в отношении пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, строительство которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены, и реестра пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, строительство которых подлежит завершению. Сам реестр, состоящий из двух разделов, - это унифицированный перечень сведений о пострадавших гражданах. Требования к включению участников долевого строительства в разделы Реестра являются одинаковыми для всех участников, не ограничивают и не нарушают права административных истцов.

Доводы административных истцов сводятся к несогласию с решением об отказе во включение в реестр пострадавших участников долевого строительства, однако данные обстоятельства не подлежат обсуждению в рамках производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Таким образом, с учетом изложенного, суд полагает, что рассматриваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, то есть административные исковые требования Трещевой Г.П., Овечкина С.И., Овечкина А.С. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении административного иска Трещевой Галины Павловны, Овечкина Сергея Ивановича, Овечкина Александра Сергеевича к Правительству Самарской области об оспаривании в части Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года № 927 (в редакции от 13 августа 2020 года № 583) отказать.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

    Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме составлено 01 июля 2021 года.

Председательствующий:                    М.А.Панкова

3а-838/2021 ~ М-492/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Самарской области
Трещева Г.П.
Овечкин А.С.
Овечкин С.И.
Ответчики
Правительство Самарской области
Самарская губернская Дума
Другие
Губернатор Самарской области
Министерство строительства Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.04.2021Регистрация административного искового заявления
08.04.2021Передача материалов судье
08.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2021Подготовка дела (собеседование)
05.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2021Судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее