УИД № 89RS0005-01-2022-003909-43
первая инст. № 12-517/2022
апел. дело № 7-459/2022
копия
Р Е Ш Е Н И Е
20 декабря 2022 года г. Салехард
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Востриковой Ю.А., жалобу начальника отдела по правовому и кадровому обеспечению АО "Салехардэнерго" Марченко В.Н. на решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2022 года в отношении юридического лица акционерного общества «Салехардэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.13, ст. 7.6, 8.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалистом - экспертом отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Востриковой Ю.А. № 03/4-460/2022 от 19 августа 2022 года, юридическое лицо - акционерное общество «Салехардэнерго» признано виновным в совершении административных правонарушениях, предусмотренного ст. 7.6, ст. 8.1, ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2022 года постановление должностного лица государственного органа от 19 августа 2022 года отменено в части административного правонарушения по ст.8.1 КоАП РФ и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении АО «Салехардэнерго», прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Судом постановлено исключить из резолютивной части постановления абзацы 1-3 и изложить абз.4 резолютивной части постановления в следующей редакции: «Акционерное общество «Салехардэнерго» подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст.7.6 и ч.4 ст.8.13 КоАП РФ».
В остальной части постановление должного лица государственного органа постановлено оставить без изменения, жалобу акционерного общества «Салехардэнерго» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в суд Ямало-Ненецкого автономного округа на указанное решение судьи, должностное лицо вынесший постановление по делу об административном правонарушении Вострикова Ю.А., просит его отменить, указывая о наличии в действиях акционерного общества «Салехардэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ. Судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно материалам дела, содержание алюминия, сульфат-ионов, хлорид- ионов и нитрит-ионов в сточных водах после очистки не соответствует установленным концентрациям в Решении о предоставлении водного объекта в пользование от 21.12.2018 № 89-15.02.03.002-Р-РСХВ-С-2018-09067/00, которое было выдано АО «Салехардэнерго» Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа.
Поясняет, что Обществом не соблюдены требования при эксплуатации КОС-14000, а именно не происходит очистка по следующим загрязняющим веществам: нитрат- ион, хлорид-ион, сульфат-ион, алюминий.
В жалобе представителя акционерного общества «Салехардэнерго» Марченко В.Н. указывает, что при вынесении решения Ноябрьским городским судом ЯНАО нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению представителя АО «Салехардэнерго», предписание Росприроднадзора, не содержит описания признаков непосредственной угрозы, являющихся основанием для проведения внеплановой выездной проверки, в связи с чем оснований для проведения проверки не имелось. Судьей Ноябрьского городского суда необоснованно отклонены доводы о нарушении должностными лицами порядка отбора проб для анализа сточных вод, указывающих на незаконные действия должностных лиц при проведении государственного надзора.
Просит признать незаконным и отменить постановление № 03/4-460/2022 от 19.08.2022 о назначении административного наказания и решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.10.2022 по делу об административном правонарушении. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.6. КоАП РФ, частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, прекратить.
Должностное лицо Вострикова Ю.А. извещалась судом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявила. На основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании защитник АО «Салехардэнерго» Клыков Д.С., считает решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 13 октября 2022 года незаконным и подлежащим отмене по доводам жалобы.
Выслушав Клыкова Д.С., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 ст.8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.45 настоящего Кодекса (невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды).
Статьей 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.
В ходе проверки должностного лица государственного органа установлено, что АО «Салехардэнерго»:
- осуществляет хозяйственную деятельность на объекте НВОС II категории, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу Российская Федерация, ЯНАО, г. Салехард, код объекта:71-0189-000338-П, со сбросом сточных вод в водный объект - реку Васьеган (Вась-Юган) (бассейн Обской губы) с нарушением условий документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, а именно с нарушением условий подпункта 13 п. 2.3. Решения о предоставлении водного объекта в пользование № 89-15.02.03.002-Р-РСВХ-С-2018-09067/00 от 21.12.2018. Концентрация ряда вредных веществ (аммоний-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, нефтепродукты, железо общее, БПКполн, взвешенные вещества, алюминий, ХПК, сухой остаток, хлорид-ион) в природных поверхностях водах реки Васьеган (Вась-Юган) в месте сброса сточных вод превышает, указанную в решении. Водопользование осуществляется Обществом с нарушением условий водопользования, требования к охране водного объекта (реки Васьеган) Обществом нарушены, что влечет за собой загрязнение (создает угрозу загрязнения) водного объекта. Действия юридического лица в этой части квалифицированы по ст.7.6 КоАП РФ.
Ст.56 Водного кодекса Российской Федерации запрещен сброс в водные объект сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для жизни человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.6).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сборов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Имеющиеся в материалах дела протоколы КХА от 19 июля 2022 года свидетельствуют о том, что в результате хозяйственной деятельности Общества показатели содержания вредных веществ в контрольном створе (нитрат-ион, нитрит-ион, фосфат-ион, нефтепродукты, БПКполн, алюминий, сульфат-ион, аммоний-ион, сухой остаток, ХПК, взвешенные вещества) превысили показатели фонового створа предоставленного Обществу в пользование водного объекта. Действия юридического лица в этой части квалифицированы по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Салехардэнерго» к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.6, ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Установленные должностным лицом и судьей Ноябрьского городского суда ЯНАО обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, в том числе, вина юридического лица подтверждается протоколами об административном правонарушении и другими представленными в материалы дела доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы юридического лица внеплановая выездная проверка АО «Салехардэнерго» была проведена при наличии к тому оснований, на основании решения руководителя Северо-Уральского МРУ Росприроднадзора» от 8 июня 2022 года № 274-рш в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора).
Проведение проверки было согласовано прокуратурой ЯНАО, основанием для нее послужило выявление признаков, могущих повлечь загрязнение водного объекта нарушений, правил охраны водных объектов в результате анализа отчетов водопользователя АО «Салехардэнерго», которому выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование.
Само по себе загрязнение водного объекта может создавать непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Также не нашли своего подтверждения доводы жалобы о наличии нарушений при отборе проб для анализа сточных вод. Из материалов дела следует, что пробы были отобраны 16,17 и 20 июня 2022 года в присутствии представителей Общества Лимонова П.В. и Снытко А.М., каких-либо замечаний у присутствующих лиц не имелось.
Протоколами осмотра от 16,17 и 20 июня 2022 года подтверждены факты непосредственного осмотра объекта и поступления сточных вод в р. Васьеган на момент таких осмотров, а также отборов 2 проб поступающих в р.Васьеган сточных вод КОС -14 0000 и 3 проб природных поверхностных вод непосредственно их р. Васьеган (проба № 1-сточная вода, поступающая на очистные сооружения КОС 14 000; проба № 2 - сточная вода, поступающая после очистных сооружений КОС 14 000; проба № 3 - вода в р. Васьеган в месте сброса сточных вод; проба № 4 - вода в р. Васьеган выше точки сброса (фоновый створ); проба № 5 - вода в р. Васьеган ниже точки сброса (контрольный створ КОС -14 000).
Нахождение представителей Общества на объекте в момент доставления проб в лабораторию не может являться нарушением.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия общества верно квалифицированы по ст. 7.6, ст.8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении N 03/4-459/2022 от 11 августа 2022 года АО «Салехардэнерго» вменялось в нарушение экологических требований предусмотренных ч. 1 ст. 34, ч.2 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; пп. 2 п.2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, при эксплуатации очистных сооружений, а именно: на КОС 14000 не проходит очистка по следующим загрязняющим веществам: нитрат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, алюминий.
Постановлением по делу об административном правонарушении общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу представителя АО «Салехардэнерго» на постановление по делу об административном правонарушении, пришел к выводу, что доказательств неисправности самих очистных сооружений КОС-14000 материалы дела не содержат, а недостаточность либо полное отсутствие очистных сточных вод от ряда вредных веществ не свидетельствует о неисправности КОС-14000 и о нарушении эксплуатирующим их лицом требований подп. 2 п.2 ст. 39 Водного кодекса РФ.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 октября 2022 года вышеуказанное постановление отменено в части, производство по делу об административном правонарушении по ст.8.1 КоАП РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях АО «Салехардэнерго» состава вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, при вынесении решения судом не были принято во внимание следующее.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено:
- ч. 1 ст. 34 Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды;
- ч 2 ст. 34 При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 11 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности;
- ч. 1 ст. 39 Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе» проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2(106 № 74-ФЗ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.
В соответствии с п. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и| соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. I
Согласно п. 1 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации» при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, АО «Салехардэнерго», осуществляет деятельность по удалению сточных вод, в том числе утилизацию отходов сточной системы канализации и оказание услуг гражданам по водоотведению.
Общество эксплуатирует оказывающий негативное воздействие на окружающую среду объект II категории «Канализационные очистные сооружения» (код объекта №71-0189-000338-П), расположенный в 0,6 км от северной окраины города Салехард ЯНАО. В состав указанного объекта НВОС входят канализационно-очистные сооружения (КОС) - 14000.
В ходе проверки установлено нарушение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в несоблюдении экологических требований при эксплуатации очистных сооружений, а именно: на КОС-14000 не происходит очистка по следующим загрязняющим веществам: нитрат-ион, хлорид-ион, сульфат-ион, алюминий, что подтверждается экспертным заключением № 1-ЭЗ-САЛ-2022-СУМУ от 22.07.2022, имеющимся в материалах дела об административном правонарушении. I
Установленные Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 21.12.2018 № 89-15.02.03.002-Р-РСХВ-С-2018-09067/00 предельные концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, в том числе для алюминия, сульфат-ионов, хлорид-ионов и нитрит-ионов, были превышены, что подтверждает загрязнения водного объекта реки Васьеган (Вась-Юган), которое было выявлено должностными лицами в период с 01.10.2021 по 20.06.2022 в результате хозяйственной деятельности АО «Салехардэнерго».
Эффективно работающими можно признать очистные вооружения, которые обеспечивают очистку сточных вод до значений концентраций загрязняющих веществ, установленных разрешительными документами.
Однако, как следует из материалов дела, содержание алюминия, сульфат-ионов, хлорид-ионов и нитрит-ионов в сточных водах после очистки не соответствует установленным Решением концентрациям.
При этом превышение нормативов загрязняющих веществ является последствием неэффективной очистки сточных вод.
Из изложенного следует, что Обществом не соблюдены требования при эксплуатации КОС-14000, а именно не происходит очистка по следующим загрязняющим веществам: нитрат- ион, хлорид-ион, сульфат-ион, алюминий.
Таким образом, из обстоятельств дела следует, что эксплуатация КОС АО «Салехардэнерго» осуществляется с нарушением экологических требований, а на указанные обстоятельства обоснованно указано в жалобе должностного лица государственного органа.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении жалобы на вынесенное по делу постановление процессуальные нормы о необходимости выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей городского суда не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела им не приняты, что не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные судьей городского суда нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, они повлияли на исход дела и привели к неправильному его разрешению, в связи с чем решение судьи городского суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в городской суд.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица по ст.8.1 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
При новом рассмотрении дела по жалобе на вынесенное по делу постановление судье следует всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, дать надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам в их совокупности в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Ноябрьского городского суда от 13 октября 2022 года, вынесенное в отношении юридического лица АО «Салехардэнерго» по ч.1 ст.8.13, ст. 7.6, 8.1 КоАП РФ отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Востриковой Ю.А. удовлетворить.
судья /подпись/ С.А. Семейкина