№12-851/2022
УИД 03RS0064-01-2022-000854-83
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
22 сентября 2022 года г. Уфа
Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,
с участием защитника администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – Бубновой М.А. (действующий на основании доверенности),
представителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Хабрахмановой Л.Р. (удостоверение № 0201181),
представителя управления Ветеринарии Республики Башкортостан – Нигматуллина Р.Э. (действующего на основании доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации муниципального района Уфимского района РБ Абдулгазизовой Р.Р. на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по РБ Ильбакова З.И. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л А :
постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по РБ Ильбакова З.И. ... от < дата > по делу об административном правонарушении юридическое лицо - Администрация муниципального района ... РБ привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением, защитник администрации муниципального района ... РБ подала жалобу в суд, в которой ставит вопрос о его отмене, в виду отсутвия состава правонарушения, указывая на то, что неисполнение требований исполнительного документа произошло в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от должника и препятствующих исполнению решения суда в установленный законом срок для добровольного исполнения. Кроме того, определением Уфимского районного суда РБ от < дата > Администрация МР ... РБ освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, также определением Уфимского районного суда РБ постановление о назначении штрафа отменено.
Защитник Администрации муниципального района ... РБ в судебном заседании жалобу поддержала, просила удовлетворить, постановление отменить, производство по делу прекратить.
Представителя управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ Хабрахманоа Л.Р. просила оставить постановление в силе, как законное и обоснованное, поскольку решение суда должником не исполнено
Представитель управления Ветеринарии Республики Башкортостан Нигматуллин Р.Э. пояснил, что Администрация муниципального района ... РБ не раз обращались в их ведомство, а также в Правительство РБ с просьбой о выделении дополнительных бюджетных средств на разработку проекта санитарно – защитных зон. Ответом Министерства финансов РБ было указано, что свободные источники в бюджете Республики Башкортостан на запрашиваемые дополнительные бюджетные ассигнования для муниципального района ... РБ отсутствуют, предлагается ограничится предусмотренными объемами государственной поддержки по текущему содержанию скотомогильников. В связи с чем, просит отменить обжалуемое постановление, в виду не доказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Представитель МОСП по ИОИП ФССП России по ... и иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушаю с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Уфимского районного суда ... РБ от < дата > (дело ...) на Администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан возложена обязанность: по принятию мер по устранению нарушений федерального законодательства и приведение в соответствие с требованиям Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон эксплуатируем скотомогильников, находящихся в границах муниципального района ... Республики Башкортостан, по адресу: РБ, ..., на расстоянии 1,2 км. от д. Стуколкино Булгаковского сельсовета, на земельном участке, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:030801:263; РБ, ..., на расстоянии 1,5 км. от д. Волково Дмитриевского сельсовета, на земельном участке, площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:041601:401; РБ, ..., на расстоянии 0,8 км. от ... сельсовета на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:07040401:64; РБ, ... на расстоянии 1 км. от ... сельсовета на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:091601:105; РБ, ... на расстоянии 0,8 км. от ... сельсовета на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:100901:96; РБ, ... на расстоянии 0,7 км. от ... сельсовета на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:190501:219; РБ, ... на расстоянии 1,5 км. от ... сельсовета на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:170901:81; РБ, ... на расстоянии 1 км. от с. Р. Ю. Р.-Юрмашевского сельсовета на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:130501:148; РБ, ... на расстоянии 0,8 км. от ... сельсовета на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:110501:1614; РБ, ... на расстоянии 0,8 км. от ... сельсовета на земельном участке площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 02:47:110502:1615 в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
< дата > судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по РБ возбуждено исполнительное производство ...-ИП на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС ... от < дата >.
< дата > постановлением судебного пристава исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по РБ с должника – Администрации ГО ... РБ взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 рублей.
< дата > определением Уфимского районного суда РБ заявление Администрации МР ... РБ об отсрочке исполнения решения суда удовлетворено, Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Уфимского районного суда РБ от < дата > по гражданскому делу ... сроком на 9 месяцев, то есть до < дата >.
< дата > определением Уфимского районного суда РБ заявление администрации муниципального района ... РБ об освобождении от исполнительского сбора удовлетворено, Администрация муниципального района ... РБ освобождена от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП Росси по РБ от < дата > в размере 50000 рублей по исполнительному производству ...-ИП от < дата >.
< дата > постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по РБ назначен новый срок исполнения в срок до < дата >.
< дата > ведущим судебным приставом – исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по ... Аксановой Г.Х. составлен протокол об административном правонарушении в отношении администрации муниципального района ... РБ ...-АП по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по РБ Ильбакова З.И. ... от < дата > юридическое лицо -администрация муниципального района ... РБ за неисполнение требований содержащихся в исполнительном листе в срок привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей.
Статьей 5 Федерального закона от < дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2).
В соответствии со ст.6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.105 Федерального закона от < дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям Федерального закона от < дата > № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнимость требования является одним из элементов его законности, поскольку исходит от государственного гражданского служащего, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. В целях достижения исполнения требования судебного пристава-исполнителя оно должно быть доведено до лица, обязанного его исполнить в разумный для исполнения срок.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от < дата > ...-р 876 объектов недвижимости (скотомогильники) признаны государственной собственностью Республики Башкортостан.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 1 закона Республики Башкортостан < дата > ...-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по организации проведения мероприятий по обустройству, содержанию, строительству, консервации скотомогильников (биотермических ям).
Осуществление переданных государственных полномочий производится по ежегодно заключаемым между Управлением ветеринарии Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района ... Республики Башкортостан соглашениям о предоставлении субвенций.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от < дата > ... утверждены Правила учета и расходования средств, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по организации проведения мероприятий по обустройству, содержанию, строительству и консервации скотомогильников (биотермических ям) (далее - Правила учета и расходования средств).
Согласно пункту 4 вышеуказанных Правил учета и расходования средств, средства на исполнение полномочий расходуются, в том числе, при осуществлении мероприятий по содержанию скотомогильников (биотермических ям) – на финансирование охранных мероприятий, расходов по дезинфекции, приобретению необходимых инвентарных инструментов, дезинфицирующих средств и специализированной одежды, текущему ремонту, уборке территории, расчистке и ремонту подъездных путей; обустройству скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, на финансирование расходов по оформлению проектно-сметной документации, получению заключений о достоверности (недостоверности) определения сметной стоимости, заключений экспертиз, капитальному ремонту, реконструкции, в том числе возведению отсутствующих элементов, осуществлению строительного контроля в процессе капитального ремонта, реконструкции.
Так, согласно ч. 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан ... финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Согласно предварительным расчетам, для разработки проектов санитарно-защитных зон 9 скотомогильников необходимо дополнительное финансирование в размере 14 480 000 руб.
Как видно из представленных материалов дела, во исполнение решения Уфимского районного суда РБ от < дата > по делу ..., администрацией неоднократно направлялись запросы в Управление ветеринарии Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан о выделении дополнительных бюджетных средств на разработку проекта санитарно-защитных зон.
Однако, Управлением ветеринарии Республики Башкортостан < дата > получен ответ Министерства финансов Республики Башкортостан, в котором сообщается об отсутствии свободных источников в бюджете Республики Башкортостан на запрашиваемые дополнительные бюджетные ассигнования для муниципального района ... Республики Башкортостан и предлагается ограничиться предусмотренными объемами государственной поддержки текущему содержанию скотомогильников.
Также, согласно полученного Управлением ветеринарии Республики Башкортостан < дата > ответа от Министерства финансов Республики Башкортостан, ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от < дата > ... установлено, что утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) лишь захоронения в скотомогильниках, строительство новых скотомогильников с < дата > прекращено, использование действующих скотомогильников ограничения 2027 годом.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 05.10.22021 года 925-р принят план мероприятий («дорожная карта») по реализации данного приказа, которым предусмотрено проведение в 2023-2027 годах мероприятий поэтапной ликвидации скотомогильников и принятие мер по рекультивации земель, оформлению документов на ввод земель бывших скотомогильников в оборот (пользование).
Вместе с тем, несмотря на обращения администрации, по заключенному соглашению от < дата > ... размер субвенций на 2022 год определен в сумме 380 800 руб., в которых не предусмотрены средства на организацию санитарно-защитных зон.
Таким образом, исполнительный документ не исполнен в срок в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от администрации и препятствующих исполнению исполнительного документа в установленный законом срок для добровольного исполнения.
Также, в целях обеспечения запланированных мероприятий администрацией должны быть проведена процедура аукциона на право заключения муниципального контракта на подготовку проекта установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных эксплуатируемых скотомогильников, находящихся в границах муниципального района ... Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от < дата > № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Кроме того, < дата > определением Уфимского районного суда РБ заявление Администрации МР ... Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Уфимского районного суда РБ от < дата > по гражданскому делу ... сроком на 9 месяцев, то есть до < дата >.
< дата > определением Уфимского районного суда РБ Администрация муниципального района ... РБ освобождена от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП Росси по РБ от < дата > в размере 50000 рублей по исполнительному производству ...-ИП от < дата >.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией принимались ранее и принимаются в настоящее время все возможные меры, направленные на исполнение решения суда.
Вместе с тем, в силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу толкования, данного в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от < дата > N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Оценивая доводы жалобы, представленные доказательства судья приходит к выводу, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие должника, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным – приставом исполнителем срок.
Должностным лицом Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по РБ не были выполнены требования КоАП РФ о необходимости всестороннего полного объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по РБ Ильбакова З.И. ... от < дата > по делу об административном правонарушении в отношении администрации муниципального района ... РБ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
жалобу защитника А администрации муниципального района ... РБ – удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по РБ Ильбакова З.И. ... от < дата > по делу об административном правонарушении предусмотренным ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток через Советский районный суд ... Республики Башкортостан со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.Г. Шакирьянова