УИД42RS0020-01-2023-001726-04
Дело № 2-161/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Осинники 24 января 2024 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Зверьковой А.М.
при секретаре Дубровиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа к Титаренко Яне Олеговне о взыскании денежной социальной выплаты, предоставленной на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Управление социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа обратилось в суд с исковым заявлением к Титаренко Я.О., просит взыскать с Титаренко Я.О. в пользу Управления социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа сумму денежной социальной выплаты, предоставленной на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250 000 рублей.
Требования обосновывают тем, что 04.05.2022 Титаренко Я.О. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа (далее УСЗН администрации Осинниковского городского округа) с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта. 20.05.2022 с Титаренко Я.О. был заключен социальный контракт о предоставлении социальной помощи в виде единовременной выплаты на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) сроком до 22.05.2023. Социальная помощь на основании заключенного социального контракта была предоставлена на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности согласно бизнес-плану: мастер маникюра. Размер единовременного пособия, предоставленный ответчику, составил 250 000 руб. Согласно решениям № 52/1, № 52/2 о назначении социальной выплаты при реализации социального контракта ответчику были назначены и выплачены денежные средства на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности с 24.05.2022 - 121 632,75 рублей и с 07.06.2022 – 128 367,25 рублей. Средства были перечислены в ПАО «Сбербанк» в мае и июне 2022 года. В соответствии с программой социальной адаптации, в период действия социального контракта Титаренко Я.О. должна была зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, государственную социальную помощь в размере 250 000 рублей должна была направить на приобретение основных средств (покупка оборудования и материалов) и оплату стоимости курса обучения (не более 30 000 рублей). Титаренко Я.О. не представила документы, подтверждающие расходование государственной социальной помощи. 27.02.2023 № 07-394 в адрес ответчика было направлено уведомление о необходимости явиться в УСЗН по адресу: г. Осинники, ул. Советская 3, предоставить отчет о выполненных мероприятиях, урегулировать в досудебном порядке вопросы по неисполнению условий ПСА, которое оставлено без ответа. В настоящее время срок действия социального контракта, заключенного с ответчиком, истек, однако доказательств об использованных социальной помощи по целевому назначению, не представлено. 24.08.2023 № 02-2082 ответчику направлена претензия о перечислении в течение 10 дней с момента получения претензии в счет ранее выплаченного пособия на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) денежных средств в размере 250 000 руб., которая также оставлена без ответа. 28.09.2023 составлен акт об отсутствии возможности составления отчета об оценке эффективности социального контракта. При заключении социального контракта Титаренко Я.О. были разъяснены условия, порядок использования государственной социальной помощи, ее права и обязанности. Непредставление ответчиком документов, подтверждающих расходование средств, предоставленных в соответствии с социальным контрактом является нецелевым расходованием бюджетных средств.
В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена администрация Осинниковского городского округа.
В судебном заседании представитель истца Гизатулина Н.Н., действующая на основании доверенности (л.д.48) исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении просила удовлетворить требования в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Титаренко Я.О. не явилась. О дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. О причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Представитель третьего лица администрации Осинниковского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания и распорядившихся своим правом на участие в судебном заседании.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8.1 указанного Федерального закона к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Как следует из части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Предоставление государственной социальной помощи регламентируется: Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 26.04.2021 № 178-ФЗ); Законом Кемеровской области от 08.12.2005 № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» (Закон Кемеровской области от 08.12.2005 № 140-ОЗ); постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.12.2020 № 734 «Об утверждении условий и порядка предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, утверждении порядка проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта» (далее - Порядок); постановлением администрации Осинниковского округа от 25.05.2021 № 413-п «О создании на территории Осинниковского городского округа межведомственной комиссии по принятию решений о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта». В соответствии с программой социальной адаптации предусмотрена выплата на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - единовременно в размере не более двухсот пятидесяти тысяч рублей; единовременно в размере стоимости курса обучения, но не более тридцати тысяч рублей (в случае прохождения получателем государственной социальной помощи обучения).
В качестве одного из оснований прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 09.12.2020 №734 «Об утверждении условий и порядка предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи, утверждении Порядка проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта» предусматривает: невыполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 04.05.2022 Титаренко Я.О. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта (л.д.23-27).
20.05.2022 между Управлением социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа и Титаренко Яной Олеговной был заключен социальный контракт о предоставлении социальной помощи в виде единовременной выплаты на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) сроком до 22.05.2023 (л.д.28-32).
Социальная помощь на основании заключенного социального контракта была предоставлена на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности согласно бизнес-плану: мастер маникюра (л.д.17-22).
Размер единовременного пособия, предоставленный ответчику, составил 250 000 руб.
Согласно решениям № 52/1, № 52/2 о назначении социальной выплаты при реализации социального контракта ответчику были назначены и выплачены денежные средства на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности с 24.05.2022 г. - 121 632,75 рублей и с 07.06.2022 г. – 128 367,25 рублей. Средства были перечислены в ПАО «Сбербанк» в мае и июне 2022 года (л.д.13,37,38).
В соответствии с программой социальной адаптации, в период действия социального контракта Титаренко Я.О. должна была зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, государственную социальную помощь в размере 250 000 рублей должна была направить на приобретение основных средств (покупка оборудования и материалов) и оплату стоимости курса обучения (не более 30 000 рублей) (л.д.33-35).
Согласно заключениям от 29.06.2022, 29.07.2022, 31.08.2022, 29.09.2022, 13.11.2022, от 29.12.2022 ответчик не представила в управление социальной защиты населения документы, подтверждающие расходование государственной социальной помощи.
Согласно докладной специалиста отдела проблем семьи, женщин и детей УСЗН, установлено, что по состоянию на 22.05.2023 Титаренко Яна Олеговна не выполнила обязательства, предусмотренные п. 5.8.2.3 постановления Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 09.12.2020 № 734, а также мероприятия программы социальной адаптации (ПСА):
- ежемесячное представление справки из Федеральной налоговой службы о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- приобретение в период действия социального контракта основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности;
- представление документов, подтверждающих факт приобретения основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности: копии счетов-фактур, товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, платежные поручения с пометкой «исполнено», банковские выписки о перечислении денежных средств и иные документы (копии документов), подтверждающие приобретение указанных средств, материально-производственных запасов, а также иные документы, подтверждающие выполнение мероприятий программы социальной адаптации;
- представление документов, подтверждающих факт оплаты стоимости курса обучения, заверенные образовательной организацией, и документ о квалификации – однократно после прохождения профессионального обучения (л.д.11-12).
27.02.2023 № 07-394 УСЗН АОГО в адрес ответчика Титаренко Я.О. направлено уведомление о необходимости явиться в УСЗН по адресу: г. Осинники, ул. Советская 3, предоставить отчет о выполненных мероприятиях, урегулировать в досудебном порядке вопросы по неисполнению условий ПСА (л.д. 14).
В настоящее время срок действия социального контракта, заключенного с ответчиком, истек, однако доказательств об использованных социальной помощи по целевому назначению, ответчиком Титаренко Я.О. не представлено.
24.08.2023 № 02-2082 УСЗН АОГО в адрес ответчик направлена претензия о перечислении в течение 10 дней с момента получения претензии в счет ранее выплаченного пособия на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) денежных средств в размере 250 000 руб. (л.д.8-10), которая также оставлена без ответа.
28.09.2023 УСЗН АОГО составлен акт об отсутствии возможности составления отчета об оценке эффективности социального контракта (л.д.16).
Таким образом, непредставление ответчиком Титаренко Я.О. документов, подтверждающих расходование средств, предоставленных в соответствии с социальным контрактом является нецелевым расходованием бюджетных средств, сумма денежной социальной выплаты, предоставленной на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности в размере 250 000 рублей, подлежит взысканию с ответчика Титаренко Я.О. в полном объеме.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче данного искового заявления в суд в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец был освобожден от оплаты государственной пошлины, то на основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 5 700 рублей подлежит взысканию с Титаренко Я.О. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа удовлетворить.
Взыскать с Титаренко Яны Олеговны, № в пользу Управления социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа сумму денежной социальной выплаты, предоставленной на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Титаренко Яны Олеговны, № в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 5 700 рублей (пять тысяч семьсот рублей).
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы в Осинниковский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2024 года.
Судья А.М. Зверькова