Дело № 2-2772/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым
в составе: председательствующей судьи Пакула М.Р.
с участием секретаря Соловей А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Погребняк Е., третьи лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополе, Отделение судебных приставов по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, Чуприна Р.В. о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка,
У С Т А Н О В И Л
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Погребняк Е., третьи лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополе, Отделение судебных приставов по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что Погребняк Е. не является гражданином Российской Федерации и ему принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты>» муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым признано приграничной территорией, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. На основании изложенного, просят принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>. м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – ведение садоводства, принадлежащий Погребняк Е., с последующей передачей Погребняк Е. вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Определением суда от 20 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика была привлечена Чуприна Р.В..
Участники процесса в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещались путем направления судебных повесток. От начальника Отделения судебных приставов по Симферопольскому району, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Шароватовой Ю., представителя ответчика Погребняк Е. – Шабаниной Е.С. предоставили заявление о
рассмотрении дела в их отсутствии.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса на основании представленных доказательств.
Проверив материалы гражданского дела, суд считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.
Доказательствами по делу согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 12 ноября 2019 года № 2970-О в силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками – постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации) не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из части 1 статьи 9, части 1, 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частью 3 статьи 62 Конституции
Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных с одной стороны в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в части 1 статьи 9, согласно которой земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и в части 1 статьи 36, регламентирующей, что право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего согласно статьи 9, 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (часть 1, 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятие из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В силу пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № территория муниципального образования Симферопольского района Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных статьей 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Согласно пункту 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2 статьи 238 Гражданского
кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения принудительной продажи имущества регламентирован положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ.
Погребняк Е. паспортом гражданина Российской Федерации не документирован, что подтверждается письмом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как усматривается из материалов реестрового дела, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Погребняк Е. безвозмездно передал в собственность Чуприной Р.В.
земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение садоводства.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, учитывая то, что ответчик Погребняк Е. не является собственником спорного земельного участка, заявленные исковые требования суд находит безосновательными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 55-56, 59-60, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении искового заявления Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Погребняк Е., третьи лица Администрация Симферопольского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополе, Отделение судебных приставов по Симферопольскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, Чуприна Р.В. о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка – полностью отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.Р. Пакула
Мотивированное решение составлено и подписано 13 октября 2023 года