УИД № 44RS0009-01-2022-000182-12
производство № 2-126/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Пыщуг 25 октября 2022 года
Павинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Бессонова Д.А. при секретаре Кокшаровой Т.С. с участием представителя истца- помощника прокурора Пыщугского района Шепелева С.Е., представителя ответчика – главы Головинского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области Кружкова В.Н., представителя ответчика по доверенности Пановой Ю.К., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Козиной М.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пыщугского района Костромской области к администрации Головинского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обратиться с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества на учет, по истечении года – о принятии в состав муниципального имущества,
установил:
Прокурор Пыщугского района Костромской области обратился в суд с указанным иском, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет многоквартирных домов №№ ___ и ___ по улице ___ в деревне ___ Пыщугского района Костромской области в качестве бесхозяйного имущества и дальнейшему принятию в состав муниципального имущества; обязать ответчика обратиться с заявлением в Управление Росреестра по Костромской области о принятии указанных домов на учет, как бесхозяйного имущества, а в дальнейшем по истечении года, о принятии в состав муниципального имущества.
Исковые требования мотивированы тем, что по указанным в иске адресам расположены многоквартирные дома. Сведения о собственниках данного имущества отсутствуют. Состояние домов является неудовлетворительным. Дома включены в программу капитального ремонта. Имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт. Отсутствие собственника и взносов на капитальный ремонт не позволит реализовать программу капитального ремонта, что приведет к неминуемому разрушению МКД, созданию угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам иска. Пояснил, что в соответствии с исковыми требованиями прокурор, среди прочего, просит обязать ответчика обратиться в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о принятии бесхозяйного имущества в состав муниципального имущества по истечении года после постановки недвижимого имущества на учет.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве (л.д. 140) Фонд поддержал исковые требования, указал, что многоквартирный дом по адресу: Костромская область, Пыщугский район, д. ___, ул. ___, д. ___ включен в региональную программу капитального ремонта. В октябре 2020 года администрацией Головинского сельского поселения организовано начисление взносов в фонд капитального ремонта. Обязанность по уплате взносов у собственников помещений возникла с 1 октября 2014 года. Приобретение бесхозяйного имущества в собственность муниципального образования позволяет не только обеспечить надлежащее функционирование объектов, но и вовлечь их в хозяйственный оборот. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а также по принятию мер по его оформлению в собственность.
Представители ответчика возражали против удовлетворения иска. Из пояснений представителей ответчика в судебном заседании и письменных возражений (л.д. 101 и представленных в судебном заседании) следует, что спорные дома ранее принадлежали колхозу «...», были построены колхозом для его членов. Колхоз прекратил свою деятельность в 2017 году. В соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» объекты социальной инфраструктуры при ликвидации кооператива передаются на основании решения общего собрания членов кооператива органу местного самоуправления, чего сделано не было. В соответствии с уставом колхоза квартиры перешли в собственность бывших колхозников. Ответчик считает, что регистрация права муниципальной собственности в отношении домов нецелесообразна. В д. ___ Пыщугского района проживает менее 30 человек. В доме № ___ на ул. ___ зарегистрировано 22 человека, проживает 6 человек (4 семьи), с которыми заключены договоры социального найма. В доме № ___ на ул. ___ зарегистрировано 7 человек, с 2016 года никто не проживает, дом непригоден для проживания, имущество растащено, отопление разморожено. Заявления от граждан о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не поступали. Законом на органы местного самоуправления не возложена обязанность принятия бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципального образования и без решения суда, обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такие вещи не является обязанностью органа местного самоуправления в силу п. 3 ст. 225 ГК РФ. Не принятое на учет в ЕГРН недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом. Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Козина М.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда. Пояснила, что в доме № ___ по улице ___ в д. ___ проживает с 1990 года на основании договора найма, заключенного с колхозом «...». После того, как колхоз прекратил свою деятельность, Козина М.А. продолжила проживать в доме без какого-либо договора. Козиной М.А. никто не предлагал заключить новый договор найма. На право собственности на квартиру Козина М.А. не претендует.
Иные третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований по предмету спора, - Воробьева Н.В., Попюк Е.Б., Попюк Ив.В., Попюк Ил.В., н/л Попюк Н.В., н/л Попюк Д.В., н/л Попюк А.В., Аксенов Н.И., Аксенова Н.Я., Гратий С.А., Гратий И.Е., Гратий И.И., Чобану Ф.И., Чобану И.Ф., Первушина И.В., Игнашов Л.Н., Шонтя В.Д., Шонтя Д.В., Шонтя О.В., Гаранин Г.В., Чечуров С.М. в судебное заседание не явились. Аксенова Н.Я. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений против исковых требований не выразила. Иные третьи лица отзыв на иск не представили, извещены о рассмотрении дела путем направления почтовой корреспонденции. Судебная корреспонденция, направленная Воробьевой Н.В., Первушиной И.В., Шонтя В.Д., Шонтя Д.В., Шонтя О.В., Гаранину Г.В., Чечурову С.М., возвращены в суд по истечению срока хранения. В силу ст. 165.1 ГК РФ данные лица также считаются надлежаще извещенными о рассмотрении дела.
Выслушав явившихся участников, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Статьей 11 ЖК РФ установлено, что защита жилищных прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).
В судебном заседании установлено, что по адресам: Костромская область, Пыщугский район, д. ___, ул. ___, д. ___ и д. ___ расположены объекты недвижимости - многоквартирные жилые дома. Право собственности на помещения в данных многоквартирных домах за кем-либо не зарегистрировано, собственника помещения не имеют. Решения о признании многоквартирных домов непригодными для проживания и их сносе не принимались.
Данные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами: пояснениями представителей ответчиков, третьего лица Козиной М.А., сведениями ЕГРН (л.д. 36-58), актом проверки от 31.05.2022 (л.д. 62-63), техническими паспортами (л.д. 115-131), фототаблицей (л.д. 12-31).
Судом также установлено, что до момента прекращения деятельности юридического лица 18.04.2017 указанные дома находились в собственности колхоза «...». После прекращения деятельности юридического лица кому-либо не передавались. Данные обстоятельства, помимо пояснений участников, подтверждаются инвентарными карточками (л.д. 112); копиями договоров найма жилого помещения, заключенных между колхозом «...» и жителями (л.д. 89-91, 152-158).
Доказательства, подтверждающие возникновение права собственности на помещения в спорных домах как до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так и после этого, суду не представлены.
В том числе, вопреки утверждению ответчика, суду не представлены доказательства перехода права собственности на помещения в спорных домах членам колхоза «...». Учитывая, что колхоз прекратил свою деятельность в 2017 году, переход права собственности в это время был возможен только с соблюдением условий, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то есть при условии регистрации права собственности в ЕГРН.
Позиция ответчика о том, что фактическое владение недвижимым имуществом препятствует постановке его на учет в качестве бесхозяйного, не основана на законе.
В силу п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Таким образом, для признания недвижимого имущества бесхозяйным правовое значение имеет только наличие собственника такого имущества, а не любого владельца. Исследованными судом доказательствами наличие собственников помещений в спорных домах не подтверждается.
Доводы ответчика о нецелесообразности постановки многоквартирных домов на учет как бесхозяйного имущества не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Ответчик не оспаривает, что многоквартирные дома являются жилыми. Из вышеприведенных норм Жилищного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ в их взаимосвязи следует, что бесхозяйные жилые помещения подлежат учету на основании заявления органа местного самоуправления. Иное лицо, кроме уполномоченного органа местного самоуправления, не вправе обратиться с соответствующим заявлением.
Таким образом, судом установлено бездействие ответчика в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. На ответчика необходимо возложить обязанность по принятию мер к постановке многоквартирных домов на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
В части требований об обязании ответчика обратиться в Управление Росреестра по Костромской области с заявлением о принятии бесхозяйного имущества в состав муниципального имущества по истечении года после постановки недвижимого имущества на учет иск не подлежит удовлетворению.
В силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 225 ГК РФ) право муниципальной собственности может быть признано судом по иску органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
Порядок подачи и рассмотрения заявления органа местного самоуправления о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь регламентирован главой 33 ГПК РФ. Данное заявление рассматривается судом в порядке особого производства.
Внесудебный порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество законом не предусмотрен. Заявление муниципального органа в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии бесхозяйного имущества в муниципальную собственность будет иметь юридически ничтожное значение.
Также следует учесть, что в соответствии с Законом Костромской области от 26.04.2022 № 200-7-ЗКО (ред. от 19.09.2022) «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Пыщугского муниципального района Костромской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области» (далее- Закон № 200-7-ЗКО) муниципальные образования, входящие в состав Пыщугского муниципального района Костромской области, в том числе Головинское сельское поселение, преобразованы в Пыщугский муниципальный округ.
Законом предусмотрено, что муниципальные образования, входящие в состав Пыщугского муниципального района Костромской области, утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона, то есть с 8 мая 2022 года.
Со дня вступления в силу данного Закона и до 1 января 2023 года устанавливается переходный период. В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Пыщугского муниципального округа.
Таким образом, заявление в порядке п. 3 ст. 225 ГПК РФ может быть предъявлено органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, и входящим в состав Пыщугского муниципального округа Костромской области. Определить данный орган в настоящее время, до формирования органов местного самоуправления муниципального округа не представляется возможным. Полномочия администрации Головинского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области по решению вопросов местного значения к указанному сроку истекут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Головинского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Обязать администрацию Головинского сельского поселения Пыщугского муниципального района Костромской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества:
- многоквартирного дома по адресу: Костромская область, Пыщугский район, деревня ___, улица ___, дом ___;
- многоквартирного дома по адресу: Костромская область, Пыщугский район, деревня ___, улица ___, дом ___.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2022 года.
Председательствующий
судья Д.А. Бессонов