Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-267/2020 (33а-15825/2019;) от 11.12.2019

Судья: Строганкова Е.И. адм. дело N 33А-267/2020

    (N 33А-15825/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2020 года                         г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Клюева С.Б. и Набок Л.А.,

при секретаре Моревой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1788/2019 по апелляционной жалобе Управления Роспотребнадзора по Самарской области на решение Новокуйбышевского городского суда г.Самары Самарской области от 28 октября 2019 года, которым постановлено:

«Требования государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области общеобразовательная школа №6 им.Героя Советского Союза А.В.Новикова г.Новокуйбышевска г.о. Новокуйбышевск Самарской области к Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Новокуйбышевске о признании незаконным и отмене предписания удовлетворить, признать незаконным и подлежащим отмене предписание Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Новокуйбышевск № 16-05/309 от 12.09.2019 года».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Управления Роспотребнадзора по Самарской области Тюрина Д.В., поддержавшего апелляционную жалобу, директора ГБОУ ООШ N 6 г.Новокуйбышевск Кабиной О.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ГБОУ ООШ N 6 г.Новокуйбышевск обратилось в суд с административным иском об оспаривании предписания Управления федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области.

В обоснование иска указано, что 12 сентября 2019 года в отношении государственного общеобразовательного учреждения Самарской области основная общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза А.В. Новикова г. Новокуйбышевска г.о. Новокуйбышевск Самаркой области вынесено предписание N 16-05/309.

Считает указанное предписание незаконным, поскольку выполнения указанных в нем замечаний напрямую связано с выполнением ремонтных работ текущего или капитального характера. Здание в котором расположена школа находится в собственности муниципального образования г.о Новокуйбышевск Самарской области и передано в оперативное управление Новокуйбышевскому муниципальному бюджетному учреждению по обеспечению функционирования учреждений образования «Центр-сервис».

Между НМБУ «Центр-сервис» и школой заключен договор от 22.12.2011 №15/11 передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование.

В соответствии с п. 3.1.4., 3.1.6 указанного договора, ссудодатель обязан нести расходы по содержанию переданного по настоящему договору имущества; своевременно производить его текущий и капитальный ремонт»; обеспечить осуществление работ, связанных с устранением нарушений требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства.

Кроме того, между Правительством Самарской области и администрацией г.о. Новокуйбышевск Самарской области заключено соглашение от 29.03.2012г. о взаимодействии в области образования, в соответствии с которым администрация г.о. Новокуйбышевск взяла на себя обязательства обеспечить наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса, а также осуществлять функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным образовательным учреждениям Самарской области.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным предписание Территориального отдела

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Новокуйбышевске от 12 сентября 2019 года N 16-05/309.

В апелляционной жалобе Управление Роспотребнадзора по Самарской области в г. Новокуйбышевске ставит вопрос об отмене решения суда, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39).

Как следует из положений ч. 2 ст. 50, ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Судом установлено, что 12.09.2019 года Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Новокуйбышевске проведена проверка, в результате которой были установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, выдано оспариваемое предписания об устранении выявленных нарушений в срок до 10.08.2020 года.

По результатам проверки установлено, что в здании ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевск (предписание №16-05/309 от 12.09.2019 года)

пункт 1: не проведен косметический ремонт потолков лестничных маршей на 4 этаже правого и левого крыла здания, потолка, стен и полов в спортзале, полов на пищеблоке (п.4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологически требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях»);

пункт 2: не проведен ремонт и замена оконных рам в учебных кабинетах 30,31,32,34,36, а также в коридорах всех этажей, в библиотеке (п.6.6. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологически требования к условиям и организациям обучения в общеобразовательных учреждениях»).

ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевска является государственным бюджетным учреждением, финансируемым на плановый год из средств субъекта Российской Федерации на основании государственного задания.

Государственное задание - это финансовый документ, являющийся основой деятельности любого государственного учреждения, в полной мере отражает все финансовые потоки (доходы, расходы, их основания), которые в принципе могут существовать в учреждении. Государственное бюджетное учреждение не свободно в выбope, на что расходовать выделенные из бюджета субсидии. Кроме того, должностные лица любого государственного бюджетного учреждения несут установленную законом ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, отнесены к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 31 пп. 1, 4 Закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, ответственность за создание благоприятных условий обучения несут органы местного самоуправления.

Разрешая настоящий спор, и частично удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования, содержащиеся в п. 4, оспариваемого предписания, возлагают на административного истца обязанность по совершению действий, которые не обязательны для него в силу действующих нормативных правовых актов, в связи с чем, предписание в данной части нельзя признать законным.

Как видно из устава Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области образовательной школы № 6 имени А.В. Новикова г. Новокуйбышевска г.о. Новокуйбышевск Самарской области, основными целями деятельности учреждения являются: предоставление гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Самарской области образовательных услуг по основным общеобразовательным программам в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего и основного образования; создание благоприятных условий для личностного развития, образования и общения обучающихся; формирование у обучающихся современного уровня знаний, способствующих развитию интеллектуального потенциала. Творческих способностей, дарований обучающихся; создание основы для осознанного выбора обучающимися и последующего освоения ими профессиональных образовательных программ; участие в реализации государственной политики в области образования.

Постановлением Правительства Самарской области от 09.12.2015 года № 820 утвержден порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Самарской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания. Порядок устанавливает механизм формирования и финансового обеспечения выполнения государственных заданий. В соответствии с пунктом 10 Порядка объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат, связанных с выполнением работ.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2015 года №904 утверждены нормативы затрат на оказание государственных услуг в сфере образования для образовательных учреждений Самарской области, а также сам перечень возможных государственных услуг (работ). Данным постановлением не утвержден такой вид государственной услуги как «ремонтные работы». В этой связи у школы отсутствуют собственные денежные средства на оплату необоснованных расходов.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильным выводам, что нарушения, указанные в вышеперечисленных пунктах предписаний относятся к капитальному и текущему ремонту здания, и их устранение требует значительных материальных затрат, обязанность устранить которые лежит на собственнике - администрации г.о. Новокуйбышевск, в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области образования от 29.03.2012г., и Новокуйбышевском муниципальном бюджетном учреждении по обеспечению функционирования учреждений образования «Центр-сервис», в соответствии с договором.

Таким образом, предписание вынесено в отношении ненадлежащего лица.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

По изложенным мотивам судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда и удовлетворения доводов жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда,

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –

    ░░░░░ -

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-267/2020 (33а-15825/2019;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГБОУ Самарской области ОООШ №6 г. Новокуйбышевска
Ответчики
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Новокуйбышевске
Другие
Поволжское управление министерства образования и науки Самарской области
НМБУ Центр-Сервис
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
11.12.2019Передача дела судье
14.01.2020Судебное заседание
10.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее