Дело № 2-1757/2023 КОПИЯ
59RS0027-01-2023-001577-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кунгур Пермского края 23 июня 2023 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,
при секретаре Савченко Е.А.,
представителя ответчика Бунаковой К.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Центральный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратился в суд с иском к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по разработке, согласованию и направлению проектов зоны охраны источника водоснабжения.
В обоснование своих требований истец указал, что, в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02, на основании информации, размещенной на официальном сайте Роспотребнадзора России и информации, представленной Администрацией, установлено, что у Администрации отсутствует проект зон санитарной охраны скважины (долее ЗСО) на подземный источник питьевого водоснабжения (Каптажированный родник) в с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края, а именно: санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны водоисточника и санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта (скважина) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, чем нарушены права населения с.Юговское, поскольку осуществляется водоснабжение населения из источника, не имеющего разрешения к использованию в качестве источника питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем, истец просит обязать Администрацию:
- разработать и согласовать с органами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проект ЗСО каптажированного родника с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в срок до 01.04.2024;
- направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения в с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края в сопровождении документов, предусмотренных пунктом 2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011
№ СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по установлению, изменению, прекращению существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;
- установить границы и режим санитарной охраны водоисточника
с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края, обеспечить нанесение границ ЗСО на градостроительную документацию, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в переделах 1-го и 2-ого поясов ЗСО согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01.04.2024.
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика Бунакова К.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала; требуемые истцом сроки исполнения решения считает приемлемыми, достаточными для исполнения возложенных судом обязанностей.
Представитель третьего лица МУП «ЖКХ «Троельжанское» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, с требованиями согласен.
Заслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. По «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой отсутствует какое-либо вредное воздействие, имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма, возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Судом установлено.
При анализе реестра санитарно-эпидемиологических заключений, находящийся в открытом доступе по адресу: http://fp.crc.ru, установлено, что у Администрации, имеющей на балансе источник питьевого водоснабжения (каптажированный родник в с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края), санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО источника водоснабжения отсутствует (л.д.12-20).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, ранее в собственности Мазунинского сельского поселения Кунгурского муниципального района Пермского края находилась водопроводная сеть, назначение: водопроводная сеть, протяженностью 5000 м, по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с.Юговское (л.д.47,49,50,51).
В соответствии с Постановлением Администрации от 18.06.2021 № 499-171-01-09 данной водозаборное сооружение передано на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ Троельжанское» (л.д. 21-22,52-54).
Из выписки ЕГРН следует, что сооружение-водопроводная сеть по адресу: Пермский край, Кунгурский район, с.Юговское, протяженностью 5000 м находится на праве хозяйственного ведения в МУП «ЖКХ Троельжанское», правообладателем значится Муниципальное образование Кунгурский муниципальный округ Пермского края (л.д.55-57).
Учредителем МУП «ЖКХ Троельжанское» является Кунгурский муниципальный округ в лице Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ЗСО данного родника отсутствует (л.д.23-24).
В соответствии с пунктом 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
На основании пункта 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (пункт 4 статьи 18 Федерального закона №52-ФЗ)
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1992 № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
К вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Таком образом, несмотря на положения действующего законодательства, Администрацией не приняты необходимые меры по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗО водоисточника с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод об обоснованности заявленных исковых требований, в том числе и с установлением срока исполнения, поскольку выявленные нарушения санитарных правил влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края, могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью населения, проживающего в указанном населенном пункте.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
возложить на администрацию Кунгурского муниципального округа Пермского края обязанность:
- разработать и согласовать с органами Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проект ЗСО каптажированного родника с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в срок до 01.04.2024;
- направить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения населения в с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края в сопровождении документов, предусмотренных пунктом 2.6 Приказа Министерства природных ресурсов Пермского края от 14.12.2011
№ СЭД-30-01-03-312 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края государственной услуги по установлению, изменению, прекращению существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в адрес Министерства природных ресурсов Пермского края для утверждения проекта зоны санитарной охраны, установления границ и режима зон санитарной охраны в течение 30 дней с момента получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта;
- установить границы и режим санитарной охраны водоисточника
с.Юговское Кунгурского муниципального округа Пермского края, обеспечить нанесение границ ЗСО на градостроительную документацию, в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечить регулирование оборота земель, находящихся в переделах 1-го и 2-ого поясов ЗСО согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01.04.2024.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья /подпись/
Копия верна. Судья Л.В.Пономарева
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2023.
Подлинное решение подшито в материалы гражданского дела № 2-1757/2023, дело хранится в Кунгурском городском суде Пермского края.