Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-328/2024 ~ 9-145/2024 от 27.02.2024

УИД № 41RS0003-01-2024-000210-62     Дело № 2-328/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2024 года г. Вилючинск Камчатского края

    Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                    Горячуна Д.В.,

при секретаре судебного заседания                Рожненко О.А.,

с участием: представителя истца – помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Геготаулина Д.С., представителя ответчика Крюкова Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинска Смищука С.А., поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Приморский» о признании незаконным увеличения размера платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах, возложении обязанности произвести перерасчет,

установил:

    Заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинска Смищук С.А., в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Приморский» (далее – ООО «УК «Приморский»), в котором просил признать незаконным увеличение ООО «УК «Приморский» в одностороннем порядке размера платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах: ул. Кронштадтская, д. 1, ул. Кронштадтская, д. 2, ул. Кронштадтская, д. 3, ул. Кронштадтская, д. 4, ул. Кронштадтская, д. 5, ул. Кронштадтская, д. 8, ул. Кронштадтская, д. 9, ул. Мира, д. 11, ул. Мира, д. 12, ул. Мира, д. 21, ул. Победы, д. 14, ул. Приморская, д. 4, ул. Приморская, д. 5, ул. Приморская, д. 7, ул. Приморская, д. 8, ул. Приморская, д. 9, ул. Приморская, д. 10, ул. Приморская, д. 11, ул. Приморская, д. 12, ул. Приморская, д. 13, ул. Приморская, д. 14, ул. Приморская, д. 15, ул. Приморская, д. 16, ул. Спортивная, д. 6, увеличенного с сентября 2023 года на основании коэффициента индексации инфляции за 2022 год, установленный Росстатом России в размере 11,94%, и возложить на ООО «УК «Приморский» обязанность со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за содержание общего имущества в указанных многоквартирных домах, со дня ее фактического увеличения, то есть с сентября 2023 года.

    В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения ООО «УК «Приморский» требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО «УК «Приморский» осуществляет управление следующими многоквартирными домами по: ул. Кронштадтская, д. 1, ул. Кронштадтская, д. 2, ул. Кронштадтская, д. 3, ул. Кронштадтская, д. 4, ул. Кронштадтская, д. 5, ул. Кронштадтская, д. 8, ул. Кронштадтская, д. 9, ул. Мира, д. 11, ул. Мира, д. 12, ул. Мира, д. 21, ул. Победы, д. 14, ул. Приморская, д. 4, ул. Приморская, д. 5, ул. Приморская, д. 7, ул. Приморская, д. 8, ул. Приморская, д. 9, ул. Приморская, д. 10, ул. Приморская, д. 11, ул. Приморская, д. 12, ул. Приморская, д. 13, ул. Приморская, д. 14, ул. Приморская, д. 15, ул. Приморская, д. 16, ул. Спортивная, д. 6. Согласно информации управляющей компании с сентября 2023 года цена за предоставляемые управляющей компанией услуги увеличена на коэффициент индексации инфляции за 2022 год, установленный Росстатом России в размере 11,94%. В соответствии с п. 3.1.3 договоров управления указанными многоквартирными домами размер платы за содержание и ремонт жилого помещения может изменяться управляющей организацией не чаще одного раза в год, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, на основании экономически обоснованного расчета с обязательным размещением данной информации на досках объявлений МКД не менее чем за тридцать дней до введения изменений в действие. Проверкой законности решения управляющей организации установлено, что размер платы рассчитан формально, без предоставления собственникам многоквартирного дома экономически обоснованного расчета. Кроме этого, собрания собственников жилых помещений по вопросу изменения тарифа платы за содержание жилого помещения не проводились. Договоры управления указанными многоквартирными домами не содержат условий, предоставляющих управляющей компании право на увеличение в одностороннем порядке размера платы за «содержание жилья», в том числе до размера платы, увеличенного на основании коэффициента индексации инфляции, без предоставления собственникам жилых помещений многоквартирных домов экономически обоснованного расчета. Непринятие собственниками решения по вопросу иного размера платы не имеет правового значения, поскольку при наличии утвержденного общим собранием собственников размера такой оплаты применение тарифа, установленного в настоящее время управляющей организацией, неправомерно. Таким образом, в полномочия управляющей организации по изменению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме входит только подготовка предложений по изменению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для общего собрания собственников помещений. Кроме того, действующим жилищным законодательством не предусмотрена индексация размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, как и возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установленного органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в МКД не определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Таким образом, управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом. Выявленные нарушения закона нарушают жилищные права граждан. В этой связи, 4 декабря 2023 года директору ООО «УК «Приморский» внесено представление, по результатам рассмотрения которого доводы прокурора отклонены. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на получение в полном объеме и за обоснованную стоимость коммунальных услуг. В данном случае нарушены интересы неопределенного круга лиц в связи с тем, что невозможно идентифицировать граждан, права которых нарушены.

    Определениями суда от 21 мая 2024 года и 19 июня 2024 года, вынесенными без удаления в совещательную комнату, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: администрация Вилючинского городского округа закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края (далее – администрация ВГО), на стороне истца – Государственная жилищная инспекция Камчатского края.

    Представитель истца – помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Геготаулин Д.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

    Представитель ответчика Крюков Г.В. в судебном заседании с иском не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которым, так как круг лиц, являющихся собственниками или нанимателями помещений в одном либо нескольких домах, определить представляется возможным, несмотря на их значительное количество. Ссылаясь на определение суда Еврейской автономной области от 21.03.2012 по делу № 33-126/2012, полагал, что прокуратура ЗАТО г. Вилючинска превысила свои полномочия, поскольку прокуратурой не была обоснована невозможность жителей самостоятельно подать исковые заявления в защиту своих интересов. Более того, заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинск инициировал проверку по заявлению в прокуратуру лишь нескольких граждан, тогда как другие жильцы домов заявлений и жалоб на действия «УК «Приморский» не подавали, также и граждане, написавшие заявления, не подавали никаких заявлений и жалоб по данному факту в «УК «Приморский» или другие контролирующие органы. Основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в МКД посредством принятия решения об этом на общем собрании. ООО «УК «Приморский» провели собрания собственников МКД в феврале - марте месяце 2023 года с вопросом о повышении платы за содержание текущий ремонт МКД, но собрания не состоялись, УК самостоятельно приняла решение повысить плату за содержание и текущий ремонт МКД, за основу была взята сумма, отраженная в постановлении Администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска № 70 от 6 февраля 2023 года. ООО «УК «Приморский» взяла сумму из постановления главы администрации в связи с тем, что на тот момент это был единственный рассчитанный тариф органами местного самоуправления. В последствии по данному факту прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска проведена проверка, действия «УК «Приморский» были признаны незаконными и жильцам произведен перерасчет, денежные средства возвращены. Вместе с тем в договоре управления в п. 3.1.3 указано, что «Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения по настоящему договору может изменяться управляющей организацией не чаще одного раза в год, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, на основании экономически обоснованного расчета с обязательным размещением данной информации на досках объявлений МКД не менее чем за тридцать дней до введения изменений в действие», а также в п. 3.1.4 «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной и муниципальной власти Камчатского края, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг». Таким образом, собственниками помещений в многоквартирном доме фактически принято решение, предоставляющее управляющей компании право индексации размера платы за содержание жилого помещения в отсутствие ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников. Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об индексации платы, не опровергнуты и положения условий договора управления (пункты 3.1.3 и 3.1.4) в установленном законом порядке недействительными не признаны (т. 2 л.д. 52-54).

    Третье лицо Администрация ВГО о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в рассмотрении дела не направило.

    Третье лицо Государственная жилищная инспекция Камчатского края о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела своего представителя не направили. Согласно письменному мнению полагают, что поскольку порядок определения и размер платы за содержание общего имущества дома, а также перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, являются условиями договора управления, при этом изменение условий договора управления о размере платы за содержание общего имущества исходя из приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации возможно по решению общего собрания собственников помещений дома, то условие договора управления о размере платы за содержание общего имущества должно соответствовать решению, принятому на собрании собственников. Таким образом, по мнению инспекции, если договор управления содержит условия, предоставляющие управляющей организации право на увеличение в одностороннем порядке размера платы за содержание жилого помещения, в том числе до размера платы, установленного органом местного самоуправления, то проведения ежегодного собрания по данному вопросу не требуется. Изменение тарифа до размера, установленного органом местного самоуправления, также возможно в случае, если собственники помещений ранее не принимали решение об утверждении размера платы за содержание жилого помещения либо в случае, если органом местного самоуправления назначена временная управляющая организация в соответствии с ч. 17 ст. 161 ЖК РФ. В остальных случаях должны применяться ранее утвержденные собственниками размеры платы. Их изменение управляющей организацией в одностороннем порядке недопустимо. При этом управляющая организация вправе обратиться в суд за защитой своих прав, если непринятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об экономически обоснованном увеличении размера платы за содержание жилого помещения порождает убытки для одной стороны договора (управляющей организации), связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг (т. 2 л.д. 48-49).

    На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Государственной жилищной инспекции Камчатского края и Администрации ВГО.

    Выслушав представителя истца – помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Геготаулина Д.С., представителя ответчика Крюкова Г.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

    В силу ч. ч. 1, 5 и 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4, 4.2 и 4.7 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 3.8, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания (ч. 1).

    Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5).

    Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику (ч. 6).

    В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме (ч. 1).

    В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

    Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).

    Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

    В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом, помимо прочего, должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.

    Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

    Согласно п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения такого собрания, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

    Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.

    Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечения со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 марта 2015 года решениями общих собраний собственников помещений многоквартирных домов по адресам: ул. Кронштадтская, д. 1, ул. Кронштадтская, д. 2, ул. Кронштадтская, д. 3, ул. Кронштадтская, д. 4, ул. Кронштадтская, д. 5, ул. Кронштадтская, д. 8, ул. Кронштадтская, д. 9, ул. Мира, д. 11, ул. Мира, д. 12, ул. Мира, д. 21, ул. Победы, д. 14, ул. Приморская, д. 4, ул. Приморская, д. 5, ул. Приморская, д. 7, ул. Приморская, д. 8, ул. Приморская, д. 9, ул. Приморская, д. 10, ул. Приморская, д. 11, ул. Приморская, д. 12, ул. Приморская, д. 13, ул. Приморская, д. 14, ул. Приморская, д. 15, ул. Приморская, д. 16, ул. Спортивная, д. 6 в г. Вилючинске выбран способ управления многоквартирными домами управляющей организацией ООО «УК «Приморский» (до переименования ООО «Альянс», ИНН 4102009923), имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, согласованы и утверждены условия договоров управления многоквартирными домами (т. 1 л.д. 131-144, 145, 146, 147, 148, 149, 151-170).

    30 марта 2015 года между ООО «УК «Приморский» и собственниками многоквартирных домов по ул. Кронштадтская, д. 1, ул. Кронштадтская, д. 2, ул. Кронштадтская, д. 3, ул. Кронштадтская, д. 4, ул. Кронштадтская, д. 5, ул. Кронштадтская, д. 8, ул. Кронштадтская, д. 9, ул. Мира, д. 11, ул. Мира, д. 12, ул. Мира, д. 21, ул. Победы, д. 14, ул. Приморская, д. 4, ул. Приморская, д. 5, ул. Приморская, д. 7, ул. Приморская, д. 8, ул. Приморская, д. 9, ул. Приморская, д. 10, ул. Приморская, д. 11, ул. Приморская, д. 12, ул. Приморская, д. 13, ул. Приморская, д. 14, ул. Приморская, д. 15, ул. Приморская, д. 16, ул. Спортивная, д. 6 г. Вилючинска заключены договоры управления указанных многоквартирных домов, срок действия которых установлен с 1 апреля 2015 года на 3 года (т. 1 л.д. 171-172, 173-174, 175-176, 177-178, 179-180, 183-184, 185-186, 187-188, 189-190, 191-192, 193-194, 195-196, 197-198, 199-200, 201-202, 203-204, 205-206, 207-208, 209-210, 211-212, 213-214, 215-216, 217-218, 219-220).

    В указанных договорах сторонами утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД на момент подписания договора, а также порядок его изменения согласно договору.

    Пунктом 3.1.3 договоров управления указанными многоквартирными домами предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения по настоящему договору может изменяться управляющей организацией не чаще одного раза в год, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, на основании экономически обоснованного расчета с обязательным размещением данной информации на досках объявлений МКД не менее чем за тридцать дней до введения изменений в действие.

    Также согласно пункту 3.1.4 договоров управления указанными многоквартирными домами, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной и муниципальной власти Камчатского края, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

    Согласно п. 5.6 указанных договоров, при отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

    Поскольку ни одна из сторон не заявила о прекращении или изменении их условий, постольку договоры управления указанных многоквартирных домов считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях.

    Из материалов дела также следует, что в период с 27 февраля 2023 года по 13 марта 2023 года по инициативе ООО «УК «Приморский» было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в указанных многоквартирных домах по вопросам внесения изменений в договоры управления в части размера платы за содержание и ремонт помещений и установления с 1 апреля 2023 года размера платы в размере 45 рублей 78 копеек за квадратный метр общей площади жилого помещения в соответствии с постановлением администрации ВГО № 70 от 6 февраля 2023 года, однако по всем вопросам повестки дня решение не принято по причине отсутствия кворума, что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений в указанных многоквартирных домах от 30 марта 2023 года и решениями собственников помещений в многоквартирных домах (т. 2 л.д. 65-218).

    Полагая, что собственниками помещений в указанных многоквартирных домах фактически принято решение, предоставляющее управляющей компании право изменения в одностороннем порядке, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, на основании экономически обоснованного расчета, размера платы за содержание жилого помещения, ООО «УК «Приморский» принято решение об увеличении с сентября 2023 года цены за предоставляемые управляющей компанией услуги на коэффициент индексации инфляции за 2022 год, установленный Росстатом России в размере 11,94%.

    Оценивая данные доводы ответчика, суд соглашается с ними, поскольку пунктом 3.1.3 договоров управления указанными многоквартирными домами, содержание которого приведено выше, прямо предусмотрено право управляющей организации увеличивать размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в соответствии с экономически обоснованным расчетом и уведомлением об этом собственников не менее чем за тридцать дней до введения изменений в действие.

    Таким образом, собственниками помещений в указанных многоквартирных домах было принято решение, предоставляющее управляющей организации право увеличения размера платы за содержание жилого помещения в отсутствие ежегодного оформления изменений данных цен (тарифов) решениями общих собраний собственников.

    Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в указанных многоквартирных домов решения об увеличении платы не опровергнуты и положения условий договоров управления (пункт 3.1.3) в установленном законом порядке недействительными не признаны.

    Из ответа ООО «УК «Приморский» на представление об устранении нарушений жилищного законодательства от 23 января 2024 года следует, что сообщения о повышении цены договора размещалось на досках объявлений, а также распространялось по почтовым ящикам жильцов многоквартирных домов (т. 1 л.д. 77-78).

    Данные обстоятельства представителем истца в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

    Кроме того, само по себе условие, утвержденное собственниками указанных многоквартирных домов в пункте 3.1.3 договоров, не может свидетельствовать о нарушении прав собственников помещений как потребителей, поскольку данное условие договора предполагало соответствующее изменение только в случае отсутствия иного решения собственников, принятого на общем собрании, и выступает дополнительной гарантией защиты имущественных интересов управляющей организации от инфляционных процессов.

    Правовая возможность примененного способа определения собственниками помещений размера платы за содержание жилых помещений подтверждена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2019 N 307-ЭС19-2677 по делу N А21-463/2018.

    В судебном заседании установлено, что размер платы на содержание и текущий ремонт общего имущества для собственников жилых помещений, у которых выбран способ управления многоквартирными домами конкретной управляющей организацией, органом местного самоуправления не устанавливался, большинство собственников спорных домов отказалось от участия в общем собрании по вопросу определения размера такой платы, то есть своё право ежегодно устанавливать размер платы собственники помещений не реализовали, в связи с чем суд приходит к выводу, что необходимые условия принятия решения об индексации размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества управляющей организацией соблюдены.

    Учитывая вышеприведенные положения жилищного законодательства и установленные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу определения размера платы за содержание жилья регулируются договором управления многоквартирным домом, оснований для признания незаконным увеличения ООО «УК «Приморский» в одностороннем порядке размера оплаты за содержание общего имущества в многоквартирных домах: ул. Кронштадтская, д. 1, ул. Кронштадтская, д. 2, ул. Кронштадтская, д. 3, ул. Кронштадтская, д. 4, ул. Кронштадтская, д. 5, ул. Кронштадтская, д. 8, ул. Кронштадтская, д. 9, ул. Мира, д. 11, ул. Мира, д. 12, ул. Мира, д. 21, ул. Победы, д. 14, ул. Приморская, д. 4, ул. Приморская, д. 5, ул. Приморская, д. 7, ул. Приморская, д. 8, ул. Приморская, д. 9, ул. Приморская, д. 10, ул. Приморская, д. 11, ул. Приморская, д. 12, ул. Приморская, д. 13, ул. Приморская, д. 14, ул. Приморская, д. 15, ул. Приморская, д. 16, ул. Спортивная, д. 6 г. Вилючинска, увеличенного с сентября 2023 года на основании коэффициента индексации инфляции за 2022 год, установленный Росстатом России в размере 11,94%, не имеется.

    При этом суд принимает во внимание, что ООО «УК «Приморский» при повышении тарифов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов не вышел за пределы предоставленных ему договором управления полномочий, поскольку увеличение платы произведено путём индексация размера платы на уровень, не превышающий уровень инфляции предшествующих периодов, определенных Росстатом России, то есть ответчик основывался на официальных статистических данных, которые не затрагивают сам механизм образования первоначальной цены и ее составляющих, что суд находит соответствующим экономически обоснованному расчету.

    Доказательств явной несоразмерности размера проиндексированной платы по договорам управления, ее экономической необоснованности, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

    Суд также учитывает то обстоятельство, что процесс инфляции в обществе влечет увеличение цен, как на товары, так и на услуги, в том числе и на жилищно-коммунальные услуги специализированных организаций, к числу которых относится и ответчик. Поскольку оплата за жилищные услуги должна обеспечивать возможность качественного оказания всего перечня необходимых по закону работ и услуг, то соответственно, и стоимость данных услуг, с учетом инфляционных процессов, не может оставаться неизменной.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения искового заявления заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинск Смищука С.А. в полном объеме.

    Доводы представителя ответчика Крюкова Г.В. об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с данным иском являются несостоятельными.

    7 и 8 ноября 2023 года на основании обращений ФИО14 М.А., проживающих по ул. Победы, д. 14, ул. Мира, д. 12, ул. Приморская, д. 7 в г. Вилючинске, по вопросу несогласия с действиями ООО «УК Вертекс» при начислении увеличенной платы за содержание общего имущества и иным доводам, прокуратурой ЗАТО г. Вилючинска принято решение о проведении проверки на предмет исполнения требований жилищного законодательства, по результатам которого ООО «УК Вертекс» вынесено представление об устранении нарушений законодательства (т. 1 л.д. 12-47, 56-63, 73-76), которое ООО «УК «Приморский» не исполнено, в связи с чем заместителем прокурора ЗАТО г. Вилючинск Смищуком С.А. подан настоящий иск в суд.

    В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В данном случае прокурор обратился в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жильцов указанных многоквартирных домов.

    При широком толковании понятия – жильцы дома, исключается возможность персонификации граждан, проживающих в многоквартирном доме, ко времени обращения прокурора с иском в суд и времени рассмотрения дела в суде, заявленный прокурором иск следует рассматривать, как иск в защиту неопределенного круга лиц. Отсутствие предписания со стороны ГЖИ по Камчатскому краю о проведении перерасчета не препятствовало обращению прокурора в суд с иском.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинск Смищука С.А. о признании незаконным увеличения ООО «УК «Приморский» в одностороннем порядке размера оплаты за содержание общего имущества в многоквартирных домах: ул. Кронштадтская, д. 1, ул. Кронштадтская, д. 2, ул. Кронштадтская, д. 3, ул. Кронштадтская, д. 4, ул. Кронштадтская, д. 5, ул. Кронштадтская, д. 8, ул. Кронштадтская, д. 9, ул. Мира, д. 11, ул. Мира, д. 12, ул. Мира, д. 21, ул. Победы, д. 14, ул. Приморская, д. 4, ул. Приморская, д. 5, ул. Приморская, д. 7, ул. Приморская, д. 8, ул. Приморская, д. 9, ул. Приморская, д. 10, ул. Приморская, д. 11, ул. Приморская, д. 12, ул. Приморская, д. 13, ул. Приморская, д. 14, ул. Приморская, д. 15, ул. Приморская, д. 16, ул. Спортивная, д. 6, увеличенного с сентября 2023 года на основании коэффициента индексации инфляции за 2022 год, установленного Росстатом России в размере 11,94%, и возложении на ответчика обязанности со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за содержание общего имущества в указанных многоквартирных домах со дня её фактического увеличения, то есть с сентября 2023 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года.

Судья подпись Д.В. Горячун

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Д.В. Горячун

2-328/2024 ~ 9-145/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинск Смищук С.А.
Ответчики
ООО "УК "Приморский"
Другие
Помощник прокурора Геготаулин Денис Сергеевич
Государственная жилищная испекция Камчатского края
Белоусова Евгения Анатольевна
Хачатурян Юрий Артурович
Крюков Геннадий Викторович
Помощник прокурора Голахов Максим Александрович
Администрация Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинск
Суд
Вилючинский городской суд Камчатского края
Судья
Горячун Дмитрий Викторович
Дело на сайте суда
viluchinsky--kam.sudrf.ru
27.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2024Передача материалов судье
05.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее