УИД 66RS0044-01-2022-003662-68
Дело 2- 2871/2022
Решение
именем Российской Федерации
14 декабря 2022 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Карапетян Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Первоуральска Свердловской области Евсеевой Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыбачук Е.П., помощниками судьи Исуповой Е.В., Величкиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Первоуральска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, Первоуральскому муниципальному автономному образовательному учреждению «Школа 32» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов.
установил:
прокуратурой <адрес> с привлечением представителя Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», участвующего в качестве специалиста, эксперта в области создания и обеспечения без барьерной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения доступности указанной категории граждан объектов социальной инфраструктуры в деятельности Первоуральского муниципального автономного образовательного учреждения «Школа 32», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения.
Прокурор <адрес>, действуя в рамках ст. 45 ГПК РФ обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Первоуральскому муниципальному автономному образовательному учреждению «Школа 32» о понуждении собственника к созданию беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - Первоуральскому муниципальному автономному образовательному учреждению «Школа №32».
В ходе рассмотрения данного дела в качестве соответчика было привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, к которому было предъявлено часть требований относительно автостоянки и парковки.
В качестве третьих лиц по данному делу были привлечены Администрация городского округа Первоуральск, Управление образования <адрес>.
По ходатайству прокурора к участию в деле был привлечен Крушинский О.С., председатель <адрес>ной организации <адрес> «Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»
В ходе рассмотрения спора по существу старший помощник прокурора г. Первоуральска Евсеева Э.В. в обоснование требований указала, согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений п.п. 1,5,6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 № 815 утвержден СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001. Порядок обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур также регулируются «ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», «ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».
В результате проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, а именно объекта Первоуральского муниципального автономного образовательного учреждения «Школа 32», расположенного по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, которые были указаны в исковом заявлении при обращении в суд.
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 39 ГПК РФ прокурором требования были уточнены, при этом истец настаивает на выявленных и не устраненных нарушениях требований законодательства о социальной защите инвалидов в части:
Автостоянка и парковка:
– отсутствует место для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске в нарушение требований п. 5.2.1-5.2.4 СП 59.13330.2020;
– отсутствует доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.) от автопарковки, оборудованный согласно 5.1 и 5.4, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске, в нарушение требований п. 5.2.3 СП 59.13330.2020.
Пандус:
– пандус не соответствует обязательным требованиям п. 5.1.11, 5.1.14-5.1.17 СП 59.13330.2020;
– ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) составляет от 0,84 до 0,88 м, что также не соответствует обязательным требованиям п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
– горизонтальная (разворотная) площадка пандуса не соответствует минимальным требованиям по размеру 1,5х1,5 м (фактическая глубина площадок составляет 0,84 м и 1,2 м), в нарушение п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
– поручни пандуса выполнены в нарушение требований п. 5.2.6.1-5.2.6.3 ГОСТ Р 51261-2017;
– поверхность поручней пандуса имеет разрывы и не является строго параллельной поверхности самих пандусов с учетом примыкающих к ним горизонтальных участков, не соответствует требованиям п. 5.2.6.2. ГОСТ Р 51261-2017;
– поручни пандуса расположены на высоте 0,91 и 0,68 м (пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м), в нарушение обязательных требований п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
– поручни пандусов не имеют участков, выходящих за пределы длин наклонных участков пандусов на примыкающие к этим участкам горизонтальные площадки протяженностью не менее 300 мм каждый, в нарушение п. 5.2.6.1. ГОСТ Р 51261-2017.
Лестница:
– отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели по п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 и п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018;
– поручни на лестнице не соответствуют требованиям п. 5.1, 5.2 ГОСТ Р 51261-2017 и 5.1.13 СП 59.13330.2020;
– отсутствуют центральные двусторонние разделительные поручни (ширина марша лестницы составляет 4,73 м), в нарушение требований п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;
– ступени имеют различия по высоте (от 9,0 до 16,0 см) и по ширине проступей (от 35,5 до 41,0 см), в нарушение требований п. 5.1.12 СП 59.13330.2020;
Вход:
– размеры входной площадки (ширина * глубина) с пандусом должны быть не менее 2,2x2,2 м (фактическая глубина площадки составляет 1,45 м), в нарушение п. 6.1.4 СП 59.13330.2020;
– отсутствуют тактильные предупреждающие перед входной дверью по п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018;
– высота порога двери главного входа 0,02 м и высота порога двери тамбура 0,07 м (должна быть не более 0,014 м); доводчики не отрегулированы, что не соответствует требованиям п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2020 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 56177-2014.
Зона оказания услуги:
– присутствуют перепады высот пола в здании (холл-коридоры) не оборудованные лестницами, пандусами или подъемными устройствами, доступными для инвалидов и других МГН. В местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения отсутствуют ограждения, в нарушение требований п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 и п. 6.6, 6.17 СП 118.13330.2012;
– отсутствует санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других МГН в нарушение п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020.
Просит обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
– организовать место для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске в соответствии с требованиями п. 5.2.1-5.2.4 СП 59.13330.2020;
– организовать доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.) от автопарковки, оборудованный согласно 5.1 и 5.4, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске, в соответствии с требованиями п. 5.2.3 СП 59.13330.2020.
Обязать Первоуральское муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа 32» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
1. ширину марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) выполнить в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
2. горизонтальную (разворотную) площадку пандуса выполнить не менее 1,5х1,5 м в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
3. поручни пандуса выполнить непрерывными по всей длине, предусмотреть наличие завершающих частей поручней в соответствии с п. 5.2.3, 5.2.8 "ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования»;
4. поручни пандуса расположить на высоте, соответствующей требованиям п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
5. перед лестницей и входной дверью установить тактильно-контрастные наземные указатели по п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 и п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018;
6. на лестнице перед входом в здание установить центральные двусторонние разделительные поручни (ширина марша лестницы составляет 4,73 м), в соответствии с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;
7. на лестнице перед входом в здание устранить различия ступеней по высоте и по ширине проступей;
8. размеры входной площадки (ширина * глубина) с пандусом выполнить не менее 2,2x2,2 м (фактическая глубина площадки составляет 1,45 м) в соответствии с требованиями п. 6.1.4 СП 59.13330.2020;
9. установить тактильные предупреждающие перед входной дверью по п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018;
10. высоту порога двери главного входа и высоту порога двери тамбура выполнить в соответствии с требованиями п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2020 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 56177-2014;
11. устранить перепады высот пола в здании (холл-коридоры) не оборудованные лестницами, пандусами или подъемными устройствами, доступными для инвалидов и других МГН, в местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения установить ограждения в соответствии с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 и п. 6.6, 6.17 СП 118.13330.2012;
12. обеспечить наличие санитарно-бытового помещения (туалет) для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020.
После вступления решения суда в законную силу выдать исполнительный лист прокурору <адрес>.
В уточненном исковом заявлении истец просит установить срок для исполнения до конца ДД.ММ.ГГГГ года. Требования в пункте 9 указаны излишне, поскольку данный пункт дублирует требования пункта 5.
Пандус не соответствует требованиям, а именно ширина, разворотная площадка меньше необходимого. Поручни пандуса должны быть непрерывными. В период рассмотрения данного дела введен новый ГОСТ Р 51261-2022, его требования остались прежними. Должны быть установлены двойные поручни на высоте 0,7 метра и 0,9 метра в пункте 4. Тактильно-контрастные наземные указатели должны быть. На лестнице перед входом в здание необходимо установить центральные двусторонние разделительные поручни, указанные в пункте 6. Поскольку лестница шириной более 3 метров, то посередине должны быть поручни. Поручни по краям есть. Просит устранить различия ступеней по высоте, они имеют различия по высоте от 9 см до 16 см и по ширине проступей от 30 см до 41 см. Размеры входной площадки с пандусом выполнить не менее 2,2 х 2,2 метра, фактичная глубина площадки составляет 1,45 м, площадка должна быть после пандуса. В Своде правил (ширина и глубина) пункт 6.1.4. Высота порога двери главного входа и высота порога двери тамбура, не соответствует Своду правил. Устранить перепады высот пола в здании (холл-коридоры), пол в здании не ровный, при входе в холл, справа и слева лестницы, уровень пола разный. Ответчик не предъявил доказательств, что невозможно установить пандус. Там по три степени и нет перил. Необходимо обеспечить наличие туалета для инвалидов и маломобильных граждан. Ответчик сам определит, где сделать туалет. Требования сформулированы так, чтобы обязать обеспечить наличие этого туалета, а где его разместить - ответчик укажет сам.
Представитель ответчика Первоуральского муниципального автономного образовательного учреждения «Школа №32» Стахеева Е.П. исковые требования признала в части, просит учесть, что часть требований, которые были указаны в первоначально заявленном исковом заявлении в ходе рассмотрения спора по существу исполнены,
Обращает внимание на то, что часть нормативных актов, являющихся основанием для иска в части СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 52875-2018, не применимы к зданию образовательного учреждения – год постройки здания 1957.
Требования об обязании привести в соответствие со сводом правил пандус признает, просит установить срок для исполнения до декабря 2024.
Требование об обязании оборудовать лестницы, в части:
- установки устройства вызова помощи или средство связи с персоналом (п. 7.2.2.1 ГОСТ Р 51671-2020) признает, просим установить срок для исполнения до декабря 2023 года,
- установки тактильно-контрастных наземных указателей (и. 5.1.10 СП 59.13330.2020, п.4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018) признает, просит установить срок для исполнения до декабря 2024 года,
- установки поручней на лестнице (п. 5.1, 5.2 ГОСТ Р 51261-2017, п. 5.1.13 СП 59.13330.2020) признает, просит установить срок для исполнения до декабрь 2024 года,
- установки центральных двусторонних разделительных поручней (п. 6.2.8 СП 59.13330.2020) признает, просит установить срок для исполнения до декабря 2024 года, -приведения в нормативное соответствие ступеней по высоте и ширине в соответствие с требованиями (п. 5.1.12 СП 59.13330.2020) признает, просит установить срок для исполнения до декабря 2024 года,
- установки на проступях краевых ступеней лестничных маршей противоскользящие полосы, контрастные с поверхностью ступени (гг 6.2.8 СП 59.13330.2020, п. 6.2.2 ГОСТ Р 51671-2020) признает, просит установить срок для исполнения до декабря 2023 года.
5. Требование об обязании привести в нормативное соответствие входа в здание, в части:
- выполнения размеров входной площадки (ширина х глубина) с пандусом не менее 2,2 х 2,2 (п. 6.1.4 СП 59.13330.2020) признает, просит установить срок для исполнения до декабря 2024 года,
- установки кнопки вызова персонала в соответствии с требованиями (п.7.2.2.1-7.2.2.7 ГОСТ Р 51671-2020, 6.5.10 СП 59.13330.2020) является неправомерным, т.к. кнопка вызова персонала имеется, в обоснование данного довода представлен фотоматериал,
размещения технических средств визуальной ориентирующей, идентифицирующей информации в соответствие с требованиями (п. 6.2.1.3, 6.2.1.4 ГОСТ Р 51671-2020, п. 4.3.7.3 ГОСТ Р 52131-2019) исполнено (прилагается фотоматериал),
- установки тактильных предупреждающих перед входной дверью (п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018) признает, просит установить срок для исполнения до декабря 2024 года,
- выделения наличников входной двери и ручки входной двери, также по дверям в тамбуре (п. 6.4.1 СП 59.13330.2020) исполнено (прилагается фотоматериал),
- выполнить ширину рабочей створки двери главного входа, ширину рабочей створки двери тамбура, высоту порога двери главного входа, высоту порога двери тамбура, доводчики (п.6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330-2020, гг 5.3.1 ГОСТ Р 56177-2014) признает, проситт установить срок для исполнения до декабря 2024 года,
- устранения перепадов высот пола в здании (холл не оборудованные лестницами, пандусами или подъемными устройствами, в местах перепада уровней пола в помещении, для защиты от падения установить ограждения (п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 и п. 6.6, 6.17 СП 118.13330.2012) выполнить не представляется возможным, гак как потребуется полная реконструкция здания с внутренней перепланировкой помещений. Своды правил распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации. Вместе с тем, распоряжением Управления образования городского округа Первоуральск от 24.02.2021 № 217 утверждена программа «Капитальный и текущий ремонт зданий, благоустройство и содержание прилегающих территорий образовательных учреждений городского округа Первоуральск на 2021-2027 годы в соответствии с которой капитальный ремонт в ПМАОУ «Школа №32» в указанный период также не запланирован.
- обеспечения допуска на объект собаки-проводника исполнено (доступ возможен при предъявлении документов). Возможность допуска собаки-проводника на территорию объекта в рамках проверочного мероприятия не устанавливался. Допуск на объект собаки-проводника обеспечен при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства груда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н.
-обеспечения наличия комплексной информации о пути и направлении движения со схемой расположения и функциональным назначением помещений (п. 6.5.12 СП 59.13330.2020) является неправомерным. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с указанным постановление п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 не является обязательным к исполнению, в связи с чем, его применение возможно на усмотрение организаций. Вместе с тем, требование данного пункта, преимущественно, распространяется в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т. п.), коим ПМАОУ «Школа №32» не является. В связи с чем. полагает требования прокуратуры по данному вопросу необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
- обеспечения комплексной системы средств информационной поддержки и навигации, символы доступности и визуальную информацию, а также информирующие тактильные таблички с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (гг 5.1.3, 6.5.1, 6.5.4, 6.5.9 СП 59.13333.2020) является необоснованным, так как данная норма распространяет свое действие на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации, предназначен для пешеходных путей общего пользования, остановочных пунктов пассажирского транспорта общего пользования, стояки транспортных средств, зон предоставления услуг и т.д. В целях визуализации информации об образовательной организации на здании школы размещен информационный носитель, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
- выделения места отдыха и ожидания для инвалидов и других МГН (п. 6.2.5 СП 59.13330.2020) исполнено (фотоматериал прилагается).
- оборудования санитарно-бытового помещения (туалета) для инвалидов и других МГН (п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020) исполнить не представляется возможным. Отсутствие технической возможности в связи с конструктивно-архитектурными особенностями здания образовательной организации делает невозможным организацию отдельного санитарно-бытового помещения для людей с инвалидностью площадью 3,65 м2 в соответствии законодательством о защите инвалидов.
В связи с техническими возможностями ПМАОУ «Школа №32», организация универсальных и доступных кабин в уборных в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 также невозможна, потому как повлечет нарушение норм санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 в СП 2.4.3648-20.
- приведения сайта учреждения в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52872-2019 является необоснованным, т.к. ПМАОУ «Школа № 32» сформирован открытый и общедоступный информационный ресурс, содержащий информацию о деятельности, доступ к которому размещен в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». В целях повышения гарантий доступа лиц с инвалидностью к информации, размещенной в официальных источниках, сайт ПМАОУ «Школа №32»: выполнен в контрастных цветах. что повышает различимость текста людей с цветовой слепотой, легкой или умеренной потерей зрения; имеется возможность увеличения и масштабирования содержимого сайта; разработан по принципу легкости навигации, что позволяет быстро найти нужную информацию; отсутствие нетекстового (аудио и видео) контента. Уровень соответствия сайта - А (приемлемый).
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Аналогичная норма содержится в п.5 приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, ч. 5 ст. 15 Закона о защите инвалидов предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В целях реализации данной нормы, и в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» ПМАОУ «Школа № 32» обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объекта и услуг:
- установлено устройство вызова персонала;
- вход в здание оборудован пандусом, имеются поручни пандуса;
- в фойе первого этажа организованы места отдыха и ожидания для инвалидов и иных категорий маломобильных граждан;
- на здании школы размещен информационный носитель, выполненный рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- предусмотрены зоны отдыха, в том числе для инвалидов на креслах-колясках;
-назначено лицо, ответственное за содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, сопровождение по территории образовательной организации, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта:
- обеспечен допуск на объект собаки-проводника при* наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. № 386н;
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуг, в том числе об оформлении необходимых для получения услуг документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
- адаптация официального сайта организации для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
- обеспечение предоставления услуг тьютора на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- оказание работниками организации иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Кроме того, школой обеспечено предоставление необходимой информации и услуги по зачислению в школу в дистанционном режиме, посредством услуг почтовой связи либо МФЦ, а также при помощи представителя.
С учетом принятых мер, подтвержденных представленными документами, полагает, что ответчиком приняты достаточные меры для разумного приспособления здания до его реконструкции или модернизации для доступности маломобильных групп населения, в связи с чем полагает, что срок до 31.12.2024 года для проведения работ по капитальному ремонту входной группы здания ПМАОУ «Школа № 32» является объективным и обоснованным.
Доводы ответчика изложены в отзыве, который приобщен к материалам гражданского дела.
Позднее в ходе судебного заседания представитель ответчика ПМАОУ «Школа №32» Стахеева Е.П. суду пояснила, что ответчик не согласен с заявленными исковыми требованиями. По п.12, отсутствие возможности исполнения требований в силу особенностей здания. На первом этаже здания, отсутствует помещение требуемой площади, согласно выписке из технического паспорта школы, где указано, что помещение № 79 площадью 2,1 кв.м., а по требованиям свода правил необходимо минимум для санитарно-бытового помещения (туалета) 3,4 кв.м. Действительно первый этаж двухуровневый, лестничные марши с двух стран. Для обычных людей туалет есть на 1 этаже, а для маломобильных нет. По пункту 11 отсутствует возможность исполнения требований в силу п. 4.5 Свода правил от 2020 года, проектные решения объектов не должны ограничивать условия жизнедеятельности, ущемлять возможности других категорий населения, а также Свода правил 1.13.130.2020 Системы противопожарной защиты пункт 4.4, согласно которому, лестницы и лестничные клетки являются эвакуационными путями для зданий с числом людей, находящихся на любой этаже кроме первого, более 600 человек, на лестничном марше должно быть 60 кв.м. с классом пожарной опасности зданий. Лестница из холла и подъем три ступени по ширине составляет 220 см. Этим же пунктом при перепаде высот пола здания следует предусматривать лестницу, пандусы или подъемные устройства. Считает, что если имеются лестницы, то этот пункт выполнен. Требования пунктов 1 -10 не применимы, поскольку нормативные акты, которые являются основанием в иске, не применимы к образовательным учреждениям года постройки 1957 года. Это Свод правил от 2012, 2020 годов. ГОСТ от 2018 и 2022 годов. Школа соответствует минимальным требованиям доступности объекта, что подтверждается паспортом доступности, который делается совместно с Администрацией городского округа Первоуральск и представителями общества инвалидов в г. Первоуральске.
На сегодня пандус установлен, но он не соответствует размерам. Пандус был установлен в 2012 году, кода шел ремонт фасада здания, там действовал Свод правил от 2012 года. Тогда Сводом правил допускалось отступление в пару сантиметров. Подрядчик делал это без проекта, в связи тем, что был проведен капитальный ремонт фасада, было принято решение в связи с экономией средств, изменений в крыльце не предполагалось. Проекта не было. Учредителями учреждения являются Администрация городского округа Первоуральск и Управление образования. С точки зрения пожарной безопасности разница степеней запрещена. Последняя проверка была в 2020 году, претензий по поводу лестничных маршей на крыльце и внутри здания не было.
Решение о реконструкции или о капитальном ремонте здания принимает учредитель образовательного учреждения, если ставить вопрос о необходимости приведении пандусов в соответствие с нормативными требованиями, это значит, что пойдет реконструкция образовательного учреждения, придется все сносить, возводить лестницы с соответствующей шириной и высотой их поручни, установить рельефные тактильные наземные плиты, убрать все пороги входа и крыльца и из тамбура помещения, установить разворотную площадку с пандусом в соответствующих размерах. Придется полностью сносить всю входную группу.
Представитель ответчика ПМАОУ «Школа №32» и третьего лица Управления образования Графова О.А. доводы ответчика Стахеевой Е.П. поддержала в полном объеме. Образовательной организацией реализуется весь комплекс мероприятий по обеспечению доступности граждан с инвалидностью, просит отказать в удовлетворении требования.
Ранее представитель ответчика Графова О.А. исковые требования прокурора г. Первоуральска об обязании ПМАОУ «Школа №32» устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов просила удовлетворить частично, определив срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, так как требования правомерны в частности оборудования входной группы, ступеней, поручней, пандуса, кнопки вызова. Пандус был установлен в 2013 году Не соответствия имеются, но они не значительные 1-2 см. Просила рассмотреть изменение срока для устранения недостатков, поскольку требования до декабря 2022 г. исполнить невозможно. Необходимо проводить сметных работ, поиск подрядчиков. Муниципальные организации учувствуют в конкурсных процедурах. Заявка на 2023 г. уже сформирована, но в 2023 г. школа сможет подать заявку на 2024 год. 4 или 5 учреждений учувствуют в конкурсе, заявки по весне или первой половины лета, который организовывает Министерство образования.
Доводы представителя изложены в письменном виде, отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск Татаурова Л.А., действующая на основании доверенности от 19.07.2022 №8, а также действующая по доверенности от третьего лица Администрации городского округа Первоуральск от 19.07.2022 № 67-60 относительно требований об обязании Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
– организовать место для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске в соответствии с требованиями п. 5.2.1-5.2.4 СП 59.13330.2020;
– организовать доступный пешеходный подход к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.) от автопарковки, оборудованный согласно 5.1 и 5.4, в том числе для людей, передвигающихся в кресле-коляске, в соответствии с требованиями п. 5.2.3 СП 59.13330.2020, суду пояснила, что требования не признает, просит приобщить к материалам дела проект данной дороги. Возможность обустройства парковочного места для инвалидов имеется, но единственное, что нужно произвести - это передвижение бортового камня на тротуаре. Дорога выполнена в соответствии с требованиями муниципального контракта ДД.ММ.ГГГГ года, все работы были выполнены в ДД.ММ.ГГГГ г. Это не было предусмотрено. Гарантия на дорогу 5 лет. Данные передвижения бортового камня не были предусмотрены, есть парковка для автотранспорта со стороны <адрес>. Дорога муниципальная, то есть находится в управлении ЖКХ. Работы были выполнены в ДД.ММ.ГГГГ году.
Выслушав прокурора, представителей ответчиков, третьих лиц, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Право прокурора на предъявление исков вытекает из положений ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании Имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имею для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых, развивается система социальных служб.
В соответствии со ст. 2, ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как установлено истцом в ходе проведения прокурорской проверки по соблюдению требований законодательства о социальной защите инвалидов около ПМАОУ «Школа №», расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют выделенные и обозначенные знаками места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
В числе мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности инвалидов, данный Федеральный закон (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) предусматривал, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов; указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства; инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно (часть девятая статьи 15)
Действующая с 01.07.2020 редакция статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На граждан из числа инвалидов распространяются нормы настоящей части в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид" и информация об этих транспортных средствах должна быть внесена в федеральный реестр инвалидов.
Частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что на парковках общего пользования должны выделяться места для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в силу части 2 указанной статьи решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования.
Автомобильная дорога (<адрес>) относится к дорогам местного значения.
Факты ненадлежащего исполнения мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, выразившиеся в отсутствии оборудованных парковочных мест для парковки транспортных средств инвалидов нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения гражданского дела в суде.
Руководствуясь положениями статьи 2, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пунктом 5.7.5 ГОСТа Знак 6.4 "Парковка (парковочное место)", Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения", пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимая во внимание то обстоятельство, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к объекту ПМАОУ «Школа №32» не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов, суд считает, что существуют правовые основания для удовлетворения требований прокурора.
При указанных обстоятельствах надлежащим ответчиком в части требований организации места для стоянки автомашины инвалида на кресле-коляске и доступного пешеходного подхода от автопарковки к основным пешеходным путям (тротуару, пешеходной дорожке и др.) является Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск.
В силу части 1 статьи 15 данного Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Прокурор, руководствуясь ст.ст.45, 131, 132 ГПК РФ Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» просит устранить выявленные нарушения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 №815, которым утвержден СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001. Порядок обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур также регулируются «ГОСТ Р 51671-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности», «ГОСТ Р 52872-2019. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности».
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).
С 01 июля 2021 года введен в действие "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001Данный Свод Правил 59.13330.2020 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам.
В соответствии с требованиями пункта 5, подпунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4 Свода правил 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261-2017.
При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Пунктом 5.1.4 предусмотрено, что наружные двери, доступные для МГН могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В соответствии с п. 5.2.15 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м.
Завершающие горизонтальные части поручни должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 м до 0,33 м) и иметь нетравмирующее завершение.
Специальные требования к опорным устройствам и пандусам предусмотрены также ПНСТ 104-2016 Предварительным национальным стандартом. Пандусы реабилитационные. Устройства опорные стационарные из композиционных материалов. Технические требования и методы испытаний, утвержденные Приказом Росстандарта от 30.03.2016 N 26-пнст.
При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Пунктом 5.1.4 предусмотрено, что наружные двери, доступные для МГН могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В соответствии с п. 5.2.15 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м.
Завершающие горизонтальные части поручни должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 м до 0,33 м) и иметь нетравмирующее завершение.
Специальные требования к опорным устройствам и пандусам предусмотрены также ПНСТ 104-2016 Предварительным национальным стандартом. Пандусы реабилитационные. Устройства опорные стационарные из композиционных материалов. Технические требования и методы испытаний, утвержденные Приказом Росстандарта от 30.03.2016 N 26-пнст.
В соответствии с требованиями, относящимися к пандусу, лестнице, входной группе и зоне оказания услуг, прокурор (истец) указывает, что
1. ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) должна быть выполнена в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
2. горизонтальную (разворотную) площадку пандуса выполнить не менее 1,5х1,5 м в соответствии с требованиями п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
3.поручни пандуса выполнить непрерывными по всей длине, предусмотреть наличие завершающих частей поручней в соответствии с п. 5.2.3, 5.2.8 "ГОСТ Р 51261-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные для маломобильных групп населения. Типы и общие технические требования»;
4.поручни пандуса расположить на высоте, соответствующей требованиям п. 5.1.16 СП 59.13330.2020;
5.перед лестницей и входной дверью установить тактильно-контрастные наземные указатели по п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 и п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018;
6. на лестнице перед входом в здание установить центральные двусторонние разделительные поручни (ширина марша лестницы составляет 4,73 м), в соответствии с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020;
7. на лестнице перед входом в здание устранить различия ступеней по высоте и по ширине проступей;
8.размеры входной площадки (ширина * глубина) с пандусом выполнить не менее 2,2x2,2 м (фактическая глубина площадки составляет 1,45 м) в соответствии с требованиями п. 6.1.4 СП 59.13330.2020;
9. установить тактильные предупреждающие перед входной дверью по п. 4.2.2 табл. 3 ГОСТ Р 52875-2018;
10. высоту порога двери главного входа и высоту порога двери тамбура выполнить в соответствии с требованиями п. 6.1.5, 6.2.4 СП 59.13330.2020 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 56177-2014;
11.устранить перепады высот пола в здании (холл-коридоры) не оборудованные лестницами, пандусами или подъемными устройствами, доступными для инвалидов и других МГН, в местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения установить ограждения в соответствии с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 и п. 6.6, 6.17 СП 118.13330.2012;
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (жилым, общественным, образовательным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Обязательное наличие пандусов предусмотрено нормативными правовыми актами.
на объектах в сфере образования (п. 11 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утв. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309);
На основании СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" здания и сооружения должны быть оснащены пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа лицам с ограниченными физическими возможностями.
Пунктами 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 установлено, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусом признается сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске.
Требования к устройству пандусов в зависимости от места их размещения определены в Методике: для наружных пандусов - в п. 1.4 Приложения Б.1 и п. 2.2 Приложения Б.2 к Методике, для внутренних пандусов - в п. 3.3 Приложения Б.3 к Методике.
Общие требования к параметрам пандусов, в т.ч. пандусов бордюрных и пандусов инвентарных, определены в СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр).
Доводы представителя ответчика о том, что действующие в настоящее время требования Свода Правил и положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, что предусмотрено п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2020 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Довод стороны ответчика об отсутствии технической возможности установления нормативного пандуса основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований являться не может.
Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам здравоохранения, образования, торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.
В обосновании доводов ответчиком ПМАОУ «Школа №32» представлен Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры от 30.09.2020 с наличием итогового заключения о состоянии доступности: «доступен условно всем». Заключение подтверждено представителями общественных организаций инвалидов Городского округа Первоуральск. Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения.
Рассматривая требование прокурора в части обеспечения наличия санитарно-бытового помещения (туалета) для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020, суд соглашается с доводами ответчика.
В обоснование невозможности выполнения требований пункта: обеспечить наличие санитарно-бытового помещения (туалет) для инвалидов и других МГН в соответствии с требованиями п. 6.3.1-6.3.3, 6.3.9 СП 59.13330.2020, ответчиком представлен технический паспорт здания школы – объекта, расположенного по адресу: <адрес>, где под № указано помещение «умывальная», общая площадь которой 2,1 м., при том, что это единственное место на 1 этаже здания, которое в силу имеющегося назначение могло быть переоборудовано под санитарно-бытовое помещение (туалет) для инвалидов и других МГН. Все другие объекты данного назначения расположены выше.
Отсутствие возможности исполнения заявленных исковых требований связано и с архитектурными особенностями здания, построенного в 1957 году, здание 5-этажное.
В связи с техническими возможностями ПМАОУ «Школа №», организация универсальных и доступных кабин в уборных в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 также невозможна, потому как повлечет нарушение норм санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, установленных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 в СП 2.4.3648-20.
Отсутствие технической возможности в связи с конструктивно-архитектурными особенностями здания образовательной организации делает невозможным организацию отдельного санитарно-бытового помещения для людей с инвалидностью площадью 3.65 м2 в соответствии законодательством о защите инвалидов.
Относительно пункта, касающегося устранения перепада высот пола в здании (холл-коридоры), которое как указано в иске, не оборудованные лестницами, пандусами или подъемными устройствами, доступными для инвалидов и других МГН, в местах перепада уровней пола в помещении для защиты от падения установить ограждения в соответствии с требованиями п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 и п. 6.6, 6.17 СП 118.13330.2012 представителем ответчика указано, что в здании (холл-коридоры), где присутствуют перепады высот, с двух сторон имеются лестницы – три ступени, которые по ширине составляют 220 см., в связи с чем, оснований для удовлетворения данного пункта требований не имеется.
Кроме того, пункт 9, указанный в уточненных исковых требованиях повторяет требования прокурора, указанные в п. 5.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ 32» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 59.13330.2012 ░░░░ 35-01-2001 "░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░:
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░:
1. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.2.1-5.2.4 ░░ 59.13330.2020;
2. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░.) ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 5.1 ░ 5.4, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░-░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.2.3 ░░ 59.13330.2020;
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ 32» ░ ░░░░ ░░.░░.░░░░:
1.░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.1.16 ░░ 59.13330.2020;
2.░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1,5x1,5 ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.1.16 ░░ 59.13330.2020;
3.░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 5.2.3, 5.2.8 "░░░░ ░ 51261-2022. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░»;
4. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. 5.1.16 ░░ 59.13330.2020;
5. ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. 5.1.10 ░░ 59.13330.2020 ░ ░. 4.2.2 ░░░░. 3 ░░░░ ░ 52875-2018;
6.░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4,73 ░), ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.2.8 ░░ 59.13330.2020;
7. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░;
8. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░ ░ ░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2,2x2,2 ░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1,45 ░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.1.4 ░░ 59.13330.2020;
9. ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 6.1.5, 6.2.4 ░░ 59.13330.2020 ░ ░. 5.3.1 ░░░░ ░ 56177-2014.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░