УИД 45RS0006-01-2022-0001887-34
Дело № 5-91/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
р.п. Каргаполье 15 марта 2022 г.
Судья Каргапольского районного суда Курганской области Гомзякова Ирина Юрьевна,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Кособродский нефтебитумный завод», расположенного по адресу: <адрес>, офис 2, ИНН №*, ОГРН №*,
установил:
по результатам проверки, проведенной 19.01.2022 в отношении ООО «Кособродский нефтебитумный завод», прокурором Каргапольского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель ООО «Кособродский нефтебитумный завод» Седяев А.Н. в судебном заседании с постановлением согласился, полагал возможным назначить ООО «Кособродский нефтефитумный завод» административное наказание в виде приостановления деятельности.
Прокурор Усольцев А.В. полагал возможным назначить административное наказание в виде приостановления деятельности ООО «Кособродский нефтебитумный завод».
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении и все обстоятельства дела в их совокупности, судья приходит к следующим выводам.
Частью 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно примечанию 1 к ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятиегрубого нарушенияусловий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, там и бездействия.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 указанного Федерального закона. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проведение экспертизы промышленной безопасности, отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; ч. 2 ст. 7 названного закона устанавливает, что если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности; ч. 1 ст. 10 названного закона, предусмотрено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; ч. 2 ст. 10 названного закона, устанавливает планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных ст. 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежат эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Невыполнение правил установленных Федеральными законами, и нарушение требований промышленной безопасности, при эксплуатации опасного производственного объекта образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судьей установлено, что по результатам проверки, проведенной 19.01.2022 прокуратурой Каргапольского района с привлечением специалистов Уральского управления Ростехнадзора, выявлены нарушения ООО «Кособродский нефтебитумный завод» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта:
- в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по виду работ «Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах I, II и III классов опасности», осуществляет хранение нефти и нефтепродуктов в резервуарном парке: товарно-сырьевой парк по адресу: <адрес>, что является нарушением ст.ст.6 и 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 2 ст. 3, ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1661;
- не перерегистрировало в государственном реестре опасных производственных объектов, ранее эксплуатируемые Обществом опасные производственные объекты: площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, регистрационный номер А55-04130-0002, II класс опасности (по адресу: <адрес>); площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, регистрационный номер А55-04130-0003, II класс опасности (по адресу: <адрес>); площадка установок по переработке нефти, регистрационный номер А55-04130-0001, II класс опасности (по адресу: <адрес>), что является нарушением п.5 ст.2, п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.5 Правил регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371, п.п.3, 6, 7, 8, 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471;
- не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасных производственных объектах: площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (по адресу: <адрес>), площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (по адресу: <адрес>), площадка установок по переработке нефти (по адресу: <адрес>, строение 1), что является нарушением ч.1 ст. 4, п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», ст.ст. 9 и 15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- не разработаны планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (по адресу: <адрес>), площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (по адресу: <адрес>), площадка установок по переработке нефти (по адресу: <адрес>), что является нарушением ст.ст. 9 и 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11, 12 постановления Правительства Российской Федерации №1437 от 15.09.2020 «О утверждении положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
- не обеспечено проведение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала: директор ООО «Кособродский нефтебитумный завод» не аттестован по промышленной безопасности в области аттестации А.1 «Основы промышленной безопасности», на предприятии отсутствуют специалисты, прошедшие аттестации Б.1 «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», что является нарушением ст.ст.9 и 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 №1365, п.п.1, 3, 8 Приказа Ростехнадзора от 04.09.2020 №334 «Об утверждении перечня областей аттестации в области промышленной безопасности по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»;
- не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, что является нарушением требований ст.ст.9 и 11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. 3, 9, 10 и 13 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 №2168;
- отсутствуют документы о выводе из эксплуатации опасных производственных объектов площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, регистрационный номер А55-04130-0002, II класс опасности (по адресу: <адрес>); площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов, регистрационный номер А55-04130-0003, II класс опасности (по адресу: <адрес>); площадка установок по переработке нефти, регистрационный номер А55-04130-0001, II класс опасности (по адресу: <адрес>), а также не предусмотрен комплекс организационных и технических мер, обеспечивающих промышленную безопасность при остановке объектов, материальную сохранность объектов, предотвращение их разрушения, в том числе вследствие коррозии, а также их работоспособность после ввода объектов в эксплуатацию, что является нарушением требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 358 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывоопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» утвержденных приказом Ростехнадзора №533 от 15.12.2020;
- отсутствует резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, что является нарушением требований ст.ст. 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- не проведена консервация опасных производственных объектов: площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов по адресу: <адрес> площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов по адресу: <адрес>, площадка установок по переработке нефти по адресу: <адрес> на основании документации, разработанной в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с учетом законодательства о градостроительной деятельности и прошедшей экспертизу промышленной безопасности;
- не обеспечено проведение диагностики, испытаний, освидетельствований сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, что является нарушением ст.ст. 7, 9 Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Таким образом, в результате проверки установлен факт хранения нефтепродуктов в вертикальных стальных резервуарах резервуарного парка, расположенного по адресу: <адрес>.
Указанные выше нарушения подтверждаются: распоряжением Уральского управления Ростехнадзора от 12.01.2022 «Об участии в проверке в качестве специалиста», выпиской из ЕГРЮЛ от 18.02.2022 ООО «Кособродский нефтебитумный завод», справкой по результатам участия в качестве специалистов в проверке соблюдения законодательства в области промышленной безопасности на ООО «Кособродский нефтебитумный завод» от 04.02.2022, решением о проведении проверки от 19.01.2022, штатным расписанием ООО «Кособродский нефтебитумный завод» от 30.12.2021 соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 22.05.2020, договорами купли-продажи от 09.04.2021, 27.05.2020, 22.05.2020, актом приема-передачи к договору купли-продажи от 22.05.2020, договорами купли-продажи №п/1-1, №п/1-2, №п/1-3, №п/1-4, №п/1-5, №п/1-6, №п/1-7, №п/1-8, №п/1-9 от 22.05.2020, актами приема-передачи от 18.06.2020, выписками из единого государственного реестра недвижимости, в которых зафиксированы обстоятельства, подтверждающие выявленные нарушения.
Представленные доказательства судьей признаются относимыми и допустимыми, поскольку они получены в соответствии с законом, сомнений не вызывают, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Допущенные ООО «Кособродский нефтебитумный завод» нарушения вышеуказанных многочисленных обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории и в помещениях учреждения, тем самым такие действия привели к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Судья квалифицирует действия юридического лица ООО «Кособродский нефтебитумный завод» по ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Выявленные грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении ООО «Кособродский нефтебитумный завод» лицензируемого вида деятельности (эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов) влекут за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.
На основании ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Согласно ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания.
В силу ст. 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
При назначении наказания судья, учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение и личность виновного, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Указанное наказание согласуется с его предупредительными целями, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Ввиду создания угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, прихожу к выводу о необходимости применения к ООО «Кособродский нефтебитумный завод» меры государственного принуждения в виде административного приостановления деятельности ООО «Кособродский нефтебитумный завод» («Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» по адресу: <адрес> «Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» по адресу: <адрес>, «Площадка установок по переработке нефти», по адресу: <адрес>) сроком на 70 суток с момента фактического приостановления деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 9.1, 29.7, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
постановил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 9.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» («░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░ ░░░░░░: <░░░░░>) ░░░░░░ ░░ 70 (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 32.12 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░