Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноборск 27 февраля 2014 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Кузнецова П.В.,
при секретаре Чупровой Т.А.,
с участием представителя заявителя администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» ФИО9
судебного пристава-исполнителя ФИО10
рассмотрел в открытом судебном заседании дело № 2-191 по заявлению администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Глава администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В обоснование заявления указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО4 __.__.______г. с должника - администрации МО «Красноборский муниципальный район» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № об обязании администрации МО «Красноборский муниципальный район» организовать утилизацию твердых и жидких бытовых отходов, вывозимых на полигон твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов (свалку), расположенный по адресу: <адрес>, МО «Алексеевское», квартал 3 Красноборского лесничества, объект № 1, в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПин 2.1.7.1038-01». Взыскание исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем произведено в связи с неисполнением в добровольном порядке должником требований, указанных в исполнительном документе, и не представлением доказательств, подтверждающих уважительность причин их неисполнения. После возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем никаких исполнительных действий в рамках данного исполнительного производства не производилось, причины неисполнения решения суда не выяснялись. Обжалуемое постановление вынесено без учета вины должника, его имущественного положения, с нарушением сроков вынесения постановления и иных существенных обстоятельств, противоречит Федеральному закону «Об исполнительном производстве», является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 поддержала заявление по тем же основаниям, уточнив, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждал должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 5 000 рублей. Данное постановление не отменено и имеет юридическую силу, в связи с чем установленный в оспариваемом постановлении исполнительский сбор в размере 50 000 рублей является незаконным. Судебным приставом-исполнителем при вынесении оспариваемого постановления не выяснялись конкретные обстоятельства, по которым должником не было исполнено судебное решение, не учтено, что в рамках областных программ на реконструкцию полигона ТБО и ЖБО <адрес> финансовые средства не выделялись в течение нескольких лет. Просит признать указанное постановление о взыскании исполнительского сбора от __.__.______г. по исполнительному производству № недействительным.
Судебный пристав-исполнитель ФИО4 с заявлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» не согласна, оспариваемое постановление __.__.______г. вынесено ею по возбужденному исполнительному производству № после истечения предоставленного должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должник о возбуждении исполнительного производства и установлении срока для добровольного исполнения был надлежащим образом извещен __.__.______г.. До __.__.______г. требование, содержащееся в исполнительном документе, должником не было исполнено, доказательств невозможности исполнения указанных требований не представлено, поэтому судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Вынесенное по исполнительному производству № постановление судебного пристава-исполнителя от __.__.______г. законно и обоснованно, поэтому просит суд в удовлетворении заявления о признании недействительным данного постановления отказать.
И.о. начальника ОСП по <адрес> ФИО5, прокурор <адрес> ФИО6 в судебном заседании не участвовали, о дате, месте и времени рассмотрения заявления были извещены в установленном законом порядке.
Выслушав заявителя, судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Исполнительский сбор, как предусмотрено ч. 1-3 ст. 112 Федерального закона от __.__.______г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу п. 6 ст. 112 закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в судебном заседании, решением Красноборского районного суда <адрес> от __.__.______г. на администрацию муниципального образования «Красноборский муниципальный район» была возложена обязанность в срок до __.__.______г. в соответствии с требованиями санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПин 2.1.7.1038-01» организовать утилизацию твердых и жидких бытовых отходов, вывозимых на полигон твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов (свалку), расположенный по адресу: <адрес>, МО «Алексеевское», квартал 3 Красноборского лесничества, объект № 1.
На основании исполнительного листа серии ВС № ***, выданного Красноборским районным судом, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от __.__.______г. возбуждено исполнительное производство № (л.д. 19-21).
Администрация МО «Красноборский муниципальный район» предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей с должника-гражданина и 5 000 рублей с должника-организации.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от __.__.______г. была получена представителем должника __.__.______г. (л.д. 22).
В рамках указанного исполнительного производства __.__.______г. должнику судебным приставом-исполнителем направлено требование о предоставлении копий документов и сведения о мерах, направленных на своевременное и полное исполнение решения суда (л.д. 24).
__.__.______г. в адрес начальника ОСП по <адрес> поступило сообщение о проведенной администрацией МО «Красноборский муниципальный район» работе по организации утилизации твердых и жидких бытовых отходов на полигоне ТБО и ЖБО <адрес> в 2011 году и включении реконструкции полигона <адрес> в программу «Безопасное обращение с отходами производства и потребления в <адрес> на 2012-2014 годы» в 2012 году (л.д. 25).
Судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> постановлением от __.__.______г. о взыскании исполнительского сбора взыскала с должника администрации МО «Красноборский муниципальный район» исполнительский сбор в размере 50 000 рублей по тем основаниям, что исполнительный документ должником в срок, установленный исполнительным документом, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено (л.д. 26).
Данные обстоятельства не оспариваются представителем должника и судебным приставом-исполнителем и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
В силу положений ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Правила принудительного исполнения исполнительных документов в Российской Федерации установлены с __.__.______г. Федеральным законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее закон № 229-ФЗ).
Как следует из содержания ст. 30 закона № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 11-13 ст. 30 закона № 229-ФЗ, возбуждая исполнительное производство на основании впервые поступившего в службу судебных приставов исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора.
Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от __.__.______г. № 13-П, сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
Из установленного в судебном заседании следует, что во исполнение судебного решения в рамках настоящего исполнительного производства № после __.__.______г. должником были подготовлены документы по реконструкции полигона <адрес>, и включены по состоянию на __.__.______г. в программу «Безопасное обращение с отходами производства и потребления в <адрес> на 2012-2014 годы». Иных действий, направленных на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, должником не предпринималось.
Судебный пристав-исполнитель вынес оспариваемое постановление в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», после возбуждения указанного исполнительного производства и истечения установленного судебным решением срока для добровольного исполнения возложенной на должника обязанности.
Из материалов дела, пояснений представителя заявителя и судебного пристава - исполнителя видно, что администрации МО «Красноборский муниципальный район» была предоставлена возможность для добровольного исполнения судебного решения в рамках исполнительного производства в период с __.__.______г. до __.__.______г..
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения исполнительного документа в установленный срок вследствие непреодолимой силы, наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему исполнению исполнительного документа, должником судебному приставу-исполнителю не представлено.
Представителем заявителя не оспаривается то обстоятельство, что требование исполнительного документа не исполнено до настоящего дня, вопрос об отсрочке либо рассрочке исполнения судебного акта в установленном законом порядке не разрешался.
Оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве».
При данных обстоятельствах оснований для признания оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя недействительным не имеется.
Доводы заявителя о необоснованном установлении размера взыскания исполнительского сбора суд находит необоснованными, поскольку исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности) и налагается на должника при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины последнего.
Поскольку факт неисполнения должником исполнительного документа неимущественного характера был выявлен по состоянию на __.__.______г., то судебный пристав-исполнитель в соответствии с ч. 3 ст. 112 закона № 229-ФЗ обоснованно принял решение о взыскании исполнительского сбора с должника-организации в размере, установленном ч. 3 ст. 112 закона № 229-ФЗ, то есть пятидесяти тысяч рублей.
О признании утратившей силу с __.__.______г. долгосрочной целевой программы <адрес> «Безопасное обращение с отходами производства и потребления в <адрес> на 2012-2014 годы», как следует из постановления <адрес> от __.__.______г. № 476-пп «Об утверждении государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов <адрес> (2014-2020 годы), должнику стало известно до истечения установленного срока для исполнения исполнительного документа.
Отсутствие у должника-организации достаточных финансовых средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не относится к непреодолимой силе, то есть чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, и не является безусловным основанием для освобождения должника от исполнения возложенной на него решением суда обязанности.
Вопросы отсрочки, рассрочки, уменьшения либо освобождения от подлежащего взысканию исполнительского сбора могут быть разрешены в порядке, предусмотренном ст. 112 ч. 6 закона № 229-ФЗ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от __.__.______г. по исполнительному производству № отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.
Судья подпись П.В. Кузнецов
Верно
Судья П.В. Кузнецов
__.__.______г.