Дело № 2-939/2023
УИД: 59RS0030-01-2023-001208-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 г. Пермский край, город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Костылевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления развития экономки, имущественных и земельных отношений администрации Осинского городского округа о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости источник противопожарного водоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Управление развития экономки, имущественных и земельных отношений администрации Осинского городского округа обратилось с заявлением, в котором после уточнения требований просило о признании права муниципальной собственности за муниципальным образованием Осинский городской округ Пермского края на бесхозяйное недвижимое имущество - источник противопожарного водоснабжения, кадастровый №, объемом 20 кубических метров расположенный по адресу <адрес> (л.д. 61).
Требования мотивированы тем, что вышеуказанный объект недвижимости был поставлен на учет как бесхозяйный. С момента постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и по настоящее время о своих правах на данный объект никто не заявил. Спор о праве отсутствует.
Представитель заявителя о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия (л.д. 77, 88). В судебном заседании 24.11.2023 представитель пояснила, что спорный источник противопожарного водоснабжения – колонка, в работоспособном состоянии, используется пожарными службами для сбора воды, документации на объект нет.
Представитель заинтересованного лица администрации Осинского городского округа Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 76), ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Возражений против заявленных требований не имеет (л.д. 89).
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 81).
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, МКУ «Гражданская защита», МУП «Водоканал Оса», которые о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились (л.д. 78, 79, 80).
Представитель Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 91).
Представитель МУП «Водоканал Оса» представил отзыв, в которых указал об отсутствии возражений против заявленных требований. Также указал, что МУП «Водоканал-Оса» не эксплуатирует спорный наружный источник противопожарного водоснабжения, к нему водопроводные сети не присоединены (л.д. 85).
Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия представителей заявителя и заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа.
Как следует из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 этой статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
В соответствии с пунктом 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
В силу части 2 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано, кем, когда недвижимая вещь поставлена на учет, а также должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отсутствии ее собственника.
Согласно части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела следует, что согласно уведомлению, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестровому делу, 28.07.2022 объект недвижимости: назначение: 10.1. Сооружения водозаборные, наименование: Источник противопожарного водоснабжения, кадастровый №, объемом 20 кубических метров, расположенный по адресу: 618147, <адрес>, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, правообладатель Муниципальное образование Осинский городской округ. Ограничения прав и обременения на объект недвижимости не зарегистрированы. Объекты недвижимости, в пределах которых расположен спорный объект недвижимости, отсутствуют (л.д. 5 – 6, 12 – 13, 14 – 42).
Согласно декларации об объекте недвижимости на указанный источник противопожарного водоснабжения, год завершения строительства 1984 (л.д. 18 – 19).
Из сведений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае следует, что сведения об объекте: источнике противопожарного водоснабжения, расположенном по адресу <адрес>, кадастровый №, по состоянию на 16.11.2023 в реестре федерального имущества государственной собственности отсутствуют (л.д. 46, 49).
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности в Пермском крае предоставило информацию о том, что источник противопожарного водоснабжения объемом 20 куб.м, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №, в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается (л.д. 90, 91).
Из информации МКУ «Гражданская защита» следует, что указанный источник наружного противопожарного водоснабжения (пожарный водоем), кадастровый №, расположенный около дома по адресу <адрес>, включен в реестр пожарных водоемов и других естественных и искусственных источников, используемых для пожаротушения на территории Осинского городского округа. Находится в эксплуатации в исправном состоянии, наполнен водой и используется для пожаротушения. Обслуживание (очистка, проверка уровня наполнения водой, заполнение) осуществляет МКУ «Гражданская защита». Документации на указанный источник наружного противопожарного водоснабжения в МКУ «Гражданская защита» не имеется (л.д. 82 – 84).
Из сообщения архивного отдела администрации Осинского городского округа следует, что в фонде сведений о строительстве и принадлежности объекта недвижимости источника противопожарного водоснабжения, расположенного по адресу <адрес>, не обнаружено (л.д. 89).
МУП «Водоканал-Оса» в ответе на запрос суда сообщило, что документация на сооружение источник противопожарного водоснабжения, расположенный по адресу <адрес> <адрес>, кадастровый №, сведения о его работоспособности и пользователях в МУП «Водоканал Оса» отсутствуют (л.д. 63).
Инвентарно-правового дела на указанный объект в Осинском филиале ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» не имеется (л.д. 64, 75, 86).
Таким образом, установлено, что объект недвижимости: назначение: 10.1. Сооружения водозаборные, наименование: Источник противопожарного водоснабжения, кадастровый №, объемом 20 кубических метров, расположенный по адресу <адрес>, собственника не имеет, документы, подтверждающие чье либо право собственности, не зарегистрированы, отсутствуют, то есть является бесхозяйным имуществом. Спор о праве отсутствует.
Из Положения об Управлении развития экономики, имущественных и земельных отношений администрации Осинского городского округа следует, что основной целью управления является осуществление полномочий собственника в сфере владения, пользования и распоряжения земельно-имущественным комплексом Осинского городского округа (п. 2.1) (л.д. 52 – 58).
Учитывая те обстоятельства, что со дня постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю прошло более года, от заинтересованных лиц возражений не поступило, суд полагает, что на вышеуказанный объект недвижимости, который находится на территории Осинского городского округа, может быть признано право муниципальной собственности за муниципальным образованием «Осинский городской округ».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Управления развития экономики, имущественных и земельных отношений администрации Осинского городского округа удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Осинский городской округ Пермского края право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: назначение: 10.1. Сооружения водозаборные, наименование: Источник противопожарного водоснабжения, кадастровый №, объемом 20 кубических метров, расположенный по адресу <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия.
Судья О.В. Мялицына