Дело №
УИД 05RS0№-26
Решение
Именем Российской Федерации
15 ноября 2023 года <адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Шамхаловой А.К., при секретаре судебного заседания ФИО1, с участием представителя истца по доверенности ФИО2, представителя ответчика по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к Администрации МР «<адрес>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
установил:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации МО СП «сельсовет Хунзахский» <адрес> РД об устранении требований санитарного законодательства, указывая в обоснование заявленных требований, что в ходе проведения санитарно-гигиенического обследования по поручению Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» установлены нарушения требований законодательства при реализации деятельности администрации МО СП «сельсовет Хунзахский» <адрес> РД по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> РД.
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика Администрации МО СП «сельсовет Хунзахский» просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что в соответствии с требованиями законодательства, а именно п.3 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения не относятся вопросы, касающиеся участия в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Данные полномочия согласно п.4 ст.18 указанного закона относятся к полномочиям МР «<адрес>» в лице Администрации МР «<адрес>». При этом органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Указанное соглашение о передаче Администрации МО СП осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ не заключено. С учетом изложенного, полагает, что Администрация МО СП «сельсовет Хунзахский» является ненадлежащим ответчиком по делу.
В связи с изложенным, по ходатайству представителя истца по доверенности ФИО2 судом ненадлежащий ответчик заменен надлежащим и в качестве ответчика по делу привлечена Администрация МР «<адрес>».
Как следует из искового заявления, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», по поручению № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> проведено санитарно-гигиеническое обследование, по результатам которого составлен Акт санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены нарушения требований законодательства при создании и содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.
Обследование проведено на соответствие СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
В ходе санитарно-гигиенического обследования установлено, что на территории <адрес> находятся в удовлетворительном состоянии и соответствуют СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 контейнерные площадки, расположенные в <адрес> по адресам: <адрес> (колхоз), <адрес>, ул. <адрес> (поворот), ул. <адрес> (УОС), <адрес> (бассейн), <адрес> и расположенные в <адрес> по адресам: <адрес>, ул. 3.Арабовой, <адрес>.
В ходе обследования выявлен также ряд нарушений, в частности, в нарушение положений п.4 СанПиН, не соблюдается расстояние (минимум 15 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших индивидуальных жилых домов, не обустроены контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов в следующих селах <адрес>: Гиничутль, Батлаич, Амишта. Ахалчи, Баитль. Буцра, Гацалух. Гозолоколо, Гондокори, Гонох, Гортколо, Малый Гоцатль, Большой Гоцатль, Джалатури, Заиб, Итля, Ках, Кахикал, Коло, Матлас, Мочох, Мушули, Накитль, Обода, Оркачи, Орота, Очло, Самилах, Сиух, Тагада, Тадколо, Тануси, Тлайлух, Тукита, Тумагари, Уздалросо, Харахи, Хариколо, Химакоро, Хиндах, Хини, Цада, Цалкита, Цельмес, Чондотль. Шотода, Эбута. Кроме того, установлено, что не все контейнерные площадки имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; не соблюдается расстояние (15-20 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших индивидуальных жилых домов, эпидзначимых объектов.
Из искового заявления также следует, что постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее-Правила), которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу данных Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 22 Ф Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными-правовыми актами РФ.
Истец также указывает, что Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - ДД.ММ.ГГГГ-21.
В соответствии с п. 3 указанных Санитарных правил, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки. Также расстояние от контейнерных площадок и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 Санитарных правил).
В целях реализации указанных полномочий постановлением администрации муниципального образования утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, согласно которого на территории <адрес> определены места и количество площадок накопления твердых коммунальных отходов.
Выявленные нарушения законодательства не обеспечивают защиту гарантированного ст. 42 Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории района.
На основании изложенного, истец просит суд возложить на ответчика обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, на территории <адрес> РД по следующим селам: Гиничутль, Батлаич, Амишта. Ахалчи, Баитль. Буцра, Гацалух. Гозолоколо, Гондокори, Гонох, Гортколо, Малый Гоцатль, Большой Гоцатль, Джалатури, Заиб, Итля, Ках, Кахикал, Коло, Матлас, Мочох, Мушули, Накитль, Обода, Оркачи, Орота, Очло, Самилах, Сиух, Тагада,Тадколо, Тануси, Тлайлух, Тукита, Тумагари. Уздалросо, Харахи, Хариколо, Химакоро, Хиндах, Хини, Цада, Цалкита, Цельмес, Чондотль. Шотода, Эбута.
В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме, обязав Администрацию МР «<адрес>» устранить нарушения требований законодательства, санитарных норм и правил и обязать обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в указанных в иске поселениях <адрес>.
Представитель ответчика–Администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО3 исковые требования признал, о чем суду представлено письменное заявление о признании исковых требований. При этом пояснил, что <адрес> будут приняты все необходимые меры по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждения положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», указанная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
На основании статьи 42 Конституции РФ и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 указанного закона, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 1 ст. 51 закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 22 закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст.1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).
Безопасные условия для человека это - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положениями ст. 12 и 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Согласно ст. 11 ФЗ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Данные требования также относятся к администрациям муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные положения законов свидетельствуют, что нарушение норм законодательства об охране окружающей среды, в том числе и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу окружающей среде и здоровья человека.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД в <адрес>» ФИО4 в соответствии с поручением ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, проведено санитарно-гигиеническое обследование контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов.
В ходе обследования выявлены нарушения Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21, а также требований Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В частности, согласно представленного суду Акта санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что не соблюдается расстояние (минимум 15 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших индивидуальных жилых домов, Дома культуры и отдыха, склада пищевых продуктов МУП по следующим адресам: контейнерная площадка в <адрес> (рядом с д/с «Малыш»), а также по <адрес> (рядом с парком) - контейнерная площадка установлена рядом с водозаборной колонкой и площадкой для детских игр; не соблюдается расстояние (15 м) от контейнерных площадок до ближайших индивидуальных жилых домов в <адрес>, контейнерная площадка в местности Тагатль (установлены впритык к жилому дому).
Кроме того, из Акта обследования следует, что не обустроены контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов в следующих селах <адрес>: Гиничутль, Батлаич, Амишта. Ахалчи, Баитль. Буцра, Гацалух. Гозолоколо, Гондокори, Гонох, Гортколо, Малый Гоцатль, Большой Гоцатль, Джалатури, Заиб, Итля, Ках, Кахикал, Коло, Матлас, Мочох, Мушули, Накитль, Обода, Оркачи, Орота, Очло, Самилах, Сиух, Тагада, Тадколо, Тануси, Тлайлух, Тукита, Тумагари, Уздалросо, Харахи, Хариколо, Химакоро, Хиндах, Хини, Цада, Цалкита, Цельмес, Чондотль. Шотода, Эбута. Не все контейнерные площадки имеют твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; не соблюдается расстояние (15-20 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших индивидуальных жилых домов, эпидзначимых объектов.
Представителем ответчика ФИО3 в суд не представлены документы, подтверждающие факт устранения указанных в иске нарушений санитарного законодательства. В судебном заседании представитель ответчика подтвердил, что указанные в иске нарушения санитарного законодательства имеют место, и администрацией района будут приняты необходимые меры по устранению допущенных нарушений.
В письменном заявлении, адресованном суду, исковые требования представитель ответчика признаёт в полном объеме, а также указывает, что последствия признания иска ему разъяснены.
Согласно ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В связи с изложенным, исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> являются обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Из искового заявления следует, что истец просит устранить допущенные нарушения санитарного законодательства в течении пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. По мнению суда, данный срок для устранения выявленных нарушений является разумным и достаточным.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> к Администрации муниципального района «<адрес>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района «<адрес>» в течение 5 (пяти) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, на территории <адрес> Республики Дагестан в следующих сельских поселениях: Гиничутль, Батлаич, Амишта. Ахалчи, Баитль. Буцра, Гацалух. Гозолоколо, Гондокори, Гонох, Гортколо, Малый Гоцатль, Большой Гоцатль, Джалатури, Заиб, Итля, Ках, Кахикал, Коло, Матлас, Мочох, Мушули, Накитль, Обода, Оркачи, Орота, Очло, Самилах, Сиух, Тагада,Тадколо, Тануси, Тлайлух, Тукита, Тумагари. Уздалросо, Харахи, Хариколо, Химакоро, Хиндах, Хини, Цада, Цалкита, Цельмес, Чондотль. Шотода, Эбута.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Хунзахский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.К. Шамхалова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.