УИД 05RS0№-23
Адм. дело №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
<адрес> 28 апреля 2022 года
Судья Кировского районного суда <адрес> Магомедов Я.Р., рассмотрев с участием ФИО2-защитника АО «Махачкалинского морского порта» в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и ФИО3 К.А.-представителя Северо-Кавказского межрегионального ФИО1, жалобу АО «Махачкалинского морского порта», поданную его защитником ФИО2.К. на постановление Северо-Кавказского межрегионального ФИО1 №М-22-24/Вн-2 от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа по части 38 ст. 19.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северокавказскому федеральному округу ФИО4 №М-22-24/Вн-2 от ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество «Махачкалинский морской торговый порт» (далее - АО «ММТП») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением АО «ММТП» обратилось в суд <адрес> с жалобой на постановление, в которой просит отменить постановление государственного инспектора, ссылаясь на то, что в соответствии с договором аренды №/ДО-17 недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения от 29.12.2017г., заключенного между ФГУП «Росморпорт» и АО «ММТП», Арендатор обязуется за свой счет производить текущий ремонт переданных в аренду объектов, по соответствующему ежегодному плану текущего ремонта, согласованному обеими сторонами договора. Соответственно все работы по капитальному ремонту переоборудованию объектов, в данном случае гидротехнических сооружений (причалов) проводятся Арендодателем ФГУП «Росморпорт», подтверждающееся письмами ФГУП Росморпорт от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 19.01.2022г. В связи с чем, АО «ММТП» не имеет возможности самостоятельного строительства каких-либо сооружений и ливневых систем на арендуемых объектах.
Работы по проектированию и строительству локальных очистных сооружений для сбора и очистки поверхностных и ливневых сточных вод в Сухогрузной гавани порта ФГУП«Росморпорт» ведутся. АО "Махачкалинский морской торговый порт" осуществляется соответствующее взаимодействие, что подтверждается письмами ФГУП Росморпорт от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что причалы находятся в собственности ФГУП «Росморпорт» и переданы в аренду АО «ММТП», общество не имеет возможности строительства каких-либо сооружений и систем на указанных объектах.
С учетом изложенного, просит суд отменить постановление Северо-Кавказского межрегионального ФИО1 №М-22-24/Вн-2 от ДД.ММ.ГГГГ о наложении административного наказания на АО «ММТП» по части 38 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В судебном заседании защитник АО «Махачкалинского морского порта» ФИО2 просил удовлетворить жалобу по основаниям, указанным в ней.
Представитель Северо-Кавказского межрегионального ФИО1 К.А. просила отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, в установленные сроки предписание об устранении выявленных нарушений не исполнено, в связи с чем, АО «ММТП» законно привлечено к административной ответственности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).
Исходя из положений ст.1.6, ст.24.1 КоАП РФ, обеспечение законности при привлечении лица к административной ответственности предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего экологический надзор, об устранении нарушений законодательства влечет ответственность, предусмотренную частью 38 статьи 19.5 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления контроля (надзора) в сфере безопасного ведения работ.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении или ненадлежащем выполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего надзор в области экологической безопасности.
Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица, не исполнившее предписание или его отдельные требования.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Северо-Кавказского межрегионального ФИО1 ФИО5 принято решение о проведении выездной проверки в рамках федерального государственного экологического надзора.
По итогам проведения внеплановой выездной проверки составлен протокол осмотра за №М-22-24/Вн от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что АО «ММТП» не выполнило требование водного законодательства Российской Федерации и законодательства в области охраны окружающей среды по оборудованию причалов и прилегающей к ним территории АО «Махачкалинский морской торговый порт» сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а именно отсутствуют ливневые системы водоотведения, системы сбора, очистки и отвода сточных вод (дождевых, талых, инфильтрационных, дренажных вод). Поверхностный сток территории АО «Махачкалинский морской торговый порт» не организован, поверхностные сточные воды сбрасываются в Каспийское море без очистки, самотеком по рельефу местности.
Определением государственного инспектора Северо-Кавказского межрегионального ФИО1 в лице ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, назначено рассмотрение дела об административном правонарушении.
ДД.ММ.ГГГГ госинспектор Северо-Кавказского межрегионального ФИО1 в лице ФИО6 с участием представителей АО «ММТП»: инженера-эколога ФИО7 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №-Д), юрисконсульта ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №-Д) в установленном порядке составлен протокол об административном правонарушении N 05М-22-24/Вн-2 по факту не выполнения учреждением предписаний Северо-Кавказского межрегионального ФИО1 от 19.03.2021г. за №м-21-04-83/Вн/1, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Северо-Кавказского межрегионального ФИО1 №М-22-24/Вн-2 от ДД.ММ.ГГГГ, Акционерное общество «Махачкалинский морской торговый порт» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (двести тысяч) рублей.
Законность предписания от ДД.ММ.ГГГГ сомнений не вызывает.
Предписание Обществу было выдано ДД.ММ.ГГГГ, срок его исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ, что является достаточным сроком для принятия мер к его исполнению в полном объеме.
Тем не менее, Обществом не были приняты все зависящие от него меры для устранения всех указанных в предписании нарушений.
Таким образом, факт совершения Обществом инкриминируемого правонарушения подтвержден совокупностью вышеуказанных доказательств.
Действия общества, выразившиеся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего надзор в области экологической безопасности правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, приведенными нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях этой статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и указанного Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
В силу пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ) под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (пункт 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Территория морского порта в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ к инфраструктуре морского порта относятся портовые гидротехнические сооружения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ причал является портовым гидротехническим сооружением, предназначенным для стоянки судов, осуществления операций с грузами.
В силу требований пункта 3 части 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Согласно пункту 174 раздела 4 Технологического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, система канализации и очистные сооружения, необходимые для сбора и приема производственно-дождевых стоков в порту, должны поддерживаться в исправном состоянии. В силу подпунктов 2.6.1, 3.16.7 «Санитарных правил для морских и речных портов СССР», утвержденных ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, морские и речные порты должны быть оборудованы системой канализации для отвода вод, хозяйственно-бытовых, производственных и атмосферных стоков. Ливневые стоки с территорий причалов, производящих перегрузку генеральных грузов, контейнерных терминалов, навалочных грузов, допускается сбрасывать в акваторию порта после очистки в колодцах ливневой канализации, оборудованными осадочными камерами.
Приведенные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу пришел к обоснованному выводу о совершении АО «Махачкалинский морской торговый порт» административного правонарушения, предусмотренного ч.38 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в отношении АО «Махачкалинский морской торговый порт» назначено в пределах санкции ч.38 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы, отраженные в жалобе представителя АО «Махачкалинский морской торговый порт» ФИО2 не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждают выполнение требований отраженных в предписании ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за №м-21-04-83/Вн/1, поскольку у юридического лица АО «ММТП» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процессуальный порядок и срок давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, привлечения заявителя к административной ответственности ФИО1 соблюден.
В то же время районный суд учитывает, что отягчающих вину обстоятельств судом не установлено, в связи с чем, считает правильным изменить штраф.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░6 ░░ ░░.░░.░░░░ №░-22-24/░░-2, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 38 ░░. 19.5 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 100 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░8░░░9